— Режим доступа: http://www.elibrary.ru. 2. Король, А. Н. Формирование навыков ансамблевого музицирования в классе баяна — неотъемлимая -Режим доступа: http://aeterna ufa.ru/sbornik/ONiI_TOM3.pdf#page149.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №8» Г. ИРКУТСКА













РАБОЧАЯ ПРОГРАМ
МА

учебного предмета


Ансамбль (
баян, аккордеон
)

образовательной программы


Народные инструменты


























Иркутск

2012




2






































Одобрено»:

Методическим советом ДШИ №8

Протокол №____


От «31» 08 2012 г

Утверждаю

Директо
р ДШИ №8



О.И. Карасёва


«31» 08 2012 г.




3


Структура программы учебного предмета

I.

Пояснительная записка








-

Характеристика учебного предмета, его место и роль в
образовательном процессе

-

Срок р
еализации учебного предмета

-

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

-


Сведения о затратах учебного времени


-

Форма проведения учебных аудиторных занятий

-

Цели и задачи учебного предм
ета

-

Структура

программы учебного предмета

-

Методы обучения

-

Описание материально
-
технических условий реализации учебного
предмета

II
.

Содержание учебного предмета







-

Учебно
-
тематический план

-

Годовые требования

III
.

Т
ребования к уровню подготовки уча
щихся




IV
.

Формы и методы контроля, система оценок






-

Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

-

Критерии оценки

V
.

Методическое обеспечение учебного процесса




VI
.

Списки рекомендуемой учебной и методической литературы


-


Учебная литература

-

Методическая

л
итература







4


I
.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ха
рактеристика учебного предмета,

его место
и роль в образовательном
процессе

Важнейшую роль в образовательном процессе играет эстетическое
воспитание, необходимое для формирования гармонически развитой
личности. С
реди различных видов искусства музыке принадлежит одно из
ведущих мест наряду с поэзией, литературой, живописью, театром.
Музыкальное искусство является источником умножения духовной культуры
человека, способствует становлению его идейно
-
нравственного обли
ка и
мировоззрения в целом
,
способствует развитию эстетических взглядов и
художественных способностей.

Детские музыкальные школы и школы искусств, являясь
существенным звеном в системе дополнительного образования, практически
решают задачи эстетического во
спитания, формирования мировоззрения,
художественных вкусов и профессионального мастерства молодых
музыкантов, готовят активных участников художественной
самодеятельности и пропагандистов музыкальной культуры. Наиболее
способные из выпускников ДМШ и ДШИ в
дальнейшем обучаются в средних
специальных учебных заведениях (музыкальных, культурно
-
просветительных и педагогических училищах).

В системе музыкально
-
эстетического воспитания одно из ведущих
мест занимает музыкально
-
инструментальное исполнительство на на
родных
инструментах.

Народная

и детская

инструментальная музыка, благодаря песенной
основе
,
доступности,

содержательности, простоте восприятия, помогает
развивать
в детях
музыкальность, пробуждает интерес к занятиям.

В процессе совершенствования уровня ис
полнения на народных
музыкальных инструментах большая роль принадлежит коллективным
формам музицирования, которым и является ансамбль. Исполнение в
ансамбле предусматривает не только умение играть вместе. Здесь важно
другое


чувствовать и творить вместе.

Необходимость и целесообразность обучения игре в ансамбле
подчеркивалась во всех предыдущих программах: «Класс ансамбля народных
инструментов. Оркестровый класс» 1979 г., «Оркестровый класс. Класс
ансамбля народных инструментов» 1972 г.

В настоящее время м
узыкальное образование приобретает массовый
характер. В музыкальных школах обучаются не только одаренные дети,
которым легко выступить сольно, но и ученики со средними и слабыми
музыкальными способностями, которые могут активно проявить себя,
выступая в не
больших ансамблях: дуэтах, трио, квартетах и т.д. Участие в
таких ансамблях способствует более быстрому развитию у учащихся
природных музыкальных данных: слуха, музыкальной памяти, чувства
ритма, вырабатывает уверенность в себе, помогает добиться стабильно
сти в
исполнении, а также выработке специфических навыков ансамблевой игры.

5


Программа отражает академическую направленность репертуара, его
разнообразие, включает произведения русской, зарубежной классики и
современный материал джазового, эстрадного напра
влений, дает для одного
и того же класса различные по уровню трудности варианты программ
(репертуарных комплексов), позволяющих учесть индивидуальность
учащегося, тип его психофизиологического и музыкально
-
исполнительского
дарования.

Данная программа дает

возможность развить комплекс потенциальных
способностей ребенка, приобщить его к деятельному образу жизни через
музицирование, участие в концертах и как артиста, и как слушателя.

Программа предполагает использование методики преподавания,
соответствующей
возрастным и индивидуальным особенностям учащи
хся.

Необходимость разработки и внедрения адаптированной программы в
образовательный процесс возникла в связи с изменившейся за последние
десятилетия ситуаций и возросшую нагрузку на детей в образовательных
шко
лах. Программа представляет рациональное и сбалансированное
распределение учебной нагрузки, связанной не только с задачами обучения в
музыкальной школе, но и с учетом все возрастающих требований к ученику
общеобразовательной школы.

Программа рассчитана на
общекультурный
уровень усвоения знаний с ориентацией способных детей на
профессиональный уровень усвоения знаний. В результате обучения у детей
развивается музыкальный вкус, потенциальные творческие способности.

Программа предусматривает разнообразие матер
иала по степени
сложности.

Предлагаемая программа рассчитана на
2 года (6,7 класс)


Недельная нагрузка по предмету «
Ансамбль в классе баяна и
аккордеона» составляет
по 0,5 академического часа в неделю /при

индивидуальной форме обучения/, 1 академический
час на двоих /при
совместной форме


в ансамбле/.

Вся работа с учеником в течение учебного года фиксируется в
индивидуальном плане.

План должен выстраиваться дифференцированно, в
зависимости от исполнительских, индивидуальных особенностей учащихся, в
тесно
й

связи с целями и задачами обучения на конкретном его этапе.


Срок реализации учебного предмета


При реализации программы учебного предмета

Ансамбль в классе
баяна и аккордеона


продолжительнос
ть учебных занятий с
шестого

по

седьмой
класс
составляет 3
4

н
едел
и

в год
.


Форма проведения учебных занятий

Форма занятий


мелкогрупповая.

Формы проведения занятий:

урок, контрольный

урок, концерт,
репетиция, зачёт
.

Ц
ель

и задачи учебного предмета

6


Целью

учебного предмета является обеспечение развития творческих
сп
особностей и индивидуальности учащегося, овладение знани
ями и
представлениями об ис
тории исполнительства на
инструменте
,
ф
ормирования

практических

умений и навыков игры на
инструменте
,
устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области
музыкаль
ного искусства.



Задачи учебного предмета

Образовательные

-

получение новых теоретических знаний и
практических навыков, ов
л
адение основами игры на инструменте
,
формирование умений и навыков, помогающих организации музыкальной
деятельности детей;



выявлени
е и развитие музыкальных и творческих способностей
учащихся в п
роцессе обучения игре на инструменте
;



формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству,
потребности активного музицирования на инструменте;



формирование определенного уровня музыкаль
но
-
теоретических
знаний, необходимых для музыкально
-
практической деятельности и общего
музыкального развития.

Развивающие


пробуждение глубокого интереса к музыке.



развитие творческого потенциала ребенка через овлад
ение игрой на
инструменте
;



р
азвитие муз
ыкального сл
уха, мышления, воображения;



развитие эстетического вкуса;



р
асширение общекультурного кругозора.


Воспитательные



воспитание людей, любящих музицирование,
создающих музыкальную культуру в быту. Воспитание потребности в
получении разносторонни
х знаний, в посещении культурных мероприятий,
концертов, театров.



воспитание устойчивости к стрессовым ситуациям, выработка умения
владеть

своими

эмоциями.

Создание

внутренней

психологической

комфортности, раскрепощенности, уверенности в св
оих силах.




широкое эстетическое воспитание учащихся чере
з общее музыкальное
образование;



воспитание и поощрение у учащихся интереса к целенапр
авленной
самостоятельной работе;



воспитание чувства коллективизма.

С
труктур
а

программы

Программа содержит следующ
ие разделы:



сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на
освоение

учебного предмета;



распределение учебного материала по годам обучения;

7




описание дидактических единиц учебного предмета;



требования к уровню подготовки учащихся;



формы и
методы к
онтроля, система оценок, итоговая аттестация;



методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел

программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализ
ации задач предмета
используются следующие методы обучения:



словесный (рассказ, беседа, объяснение);



метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков
учащегося, работа над художественно
-
образной сферой произведения);



метод показа (показ преподавате
лем игровых движений, исполнение
преподавателем пьес с использованием многообразных вариантов
показа);



объяснительно
-
иллюстративный (преподаватель играет произведение
учащегося и попутно объясняет);



репродуктивный метод (повторение учащимся игровых приемов

по
образцу преподавателя);



метод проблемного изложения (преподаватель ставит и сам решает
проблему, показывая при этом учащемуся разные пути и варианты
решения);



частично
-
поисковый


(учащийся участвует в поисках решения
поставленной задачи).

Выбор методов

зависит от возраста и индивидуальных особенностей
учащегося.

Приёмы, используемые педагогом:



беседа с учащимися, устное изложение материала;



освоение знаний и навыков через игру;



анализ информации, анализ музыкального произведения, анализ
выступлений;



о
бучение игровым навыкам посредством показа преподавателем на
музыкальном инструменте;



прослушивание музыки на электронных носителях;



внеклассная работа


посещение концертов, фестивалей, конкурсов,
участие в различных мероприятиях.

Круг задач определяется

повышением заинтересованности учеников в
учебном процессе. Организующим началом, направляющим интересы
учеников, служит игра педагога и беседы, сопровождаемые показом записи
музыки.

В классе игры в ансамбле

происходит синтез всех знаний и умений
ученика,
полученных на предметах хора, сольфеджио, музыкальной
8


литературы при формировании навыков инструментального исполнения.
Грамотный выбор репертуара формирует музыкальный вкус учащихся.

Все темы учебно
-
тематического плана изучаются каждый год и на
каждом за
нятии. Отличие заключается только в уровне овладения
материалом, в степени сложности усвоения музыкального репертуара, в
совершенствовании художественного исполнения. Каждый следующий этап
обучения характеризуется более высоким уровнем усвоения всего
блока

знаний, умений и навыков.


Описание материально
-
технических условий

реализации учебного предмета

Для успешной реализации данной программы необходимы следующие
материально
-
технические условия:




учебное помещение (класс), соответствующий санитарно
-
гигиени
ческим требованиям по площади и уровню освещения,
температурному режиму;



музыкальные инструменты


аккордеоны

и баяны

разных размеров по
возрасту учащихся
, металлофоны, группы шумовых инструментов
(румба, маракасы, ложки, треугольник)
;



пюпитры для нот;



сту
лья различной высоты, соответствующие росту учеников;



подставки для ног и на сидения, если не хватает разновысоких стульев;



аудио
-

и видеоаппаратура.


Дидактический материал:



научная и специальная литература;



репертуарные сборники, нотные сборники;



табли
цы музыкальных терминов;



видеозаписи, аудиозаписи.



Психолого
-
педагогическое сопровождение образовательной
программы:



дневник учащегося;



индивидуальный план учащегося;



журнал преподавателя;



общешкольная ведо
мость.


Каждый
уча
щийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и
фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки.

Библиотечный фонд
укомплектовывается печа
тными, электронными изданиями, нотами, книгами
по музыкальной литературе,

аудио

и видео запися
ми концертов и ко
нкурсов.




9


II
.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Содержание программ

Выбор репертуара

На музыкальное воспитание и развитие эстетического вкуса учащегося
большое влияние оказывает исполняемый репертуар, где большая ч
асть
отводится изучению классических произведений русских и зарубежных
композиторов, а также популярной музыки кино и телевидения.

Умение подобрать для каждого ученика интересный, развивающий
репертуар


важнейший показатель педагогического мастерства. Зад
ача
преподавателей


раскрывать дарование учащихся посредством
последовательного подбора наилучшего для каждого из них музыкального
материала.


Различные виды ансамблей позволяют ознакомиться с отрывками из
симфоний, опер, балетов и других музыкальных прои
зведений различных
жанров и тем самым расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их
к восприятию этих произведений в концертном зале.


Работа над музыкальным произведением


Работа над музыкальным произведением занимает значительное место
в решении за
дач обучения и воспитания учащихся на предмете «ансамбль».


Приступая к работе над произведением, педагог должен, прежде всего,
дать общее представление о характере музыкального содержания. Для этого
следует проиграть пьесу целиком или прослушать в записи.

Затем следует
рассказать о значении и функции каждой из партий. Основное внимание
педагог обязан уделять работе над точностью интонации (мелодической и
гармонической), равностью и характером звучания, динамическим
соотношением голосов, над ритмической дис
циплиной ансамбля, единством
штрихов и аппликатуры, раскрывая перед учащимися их целесообразность и
подчиняя работу над техникой целям выразительной передачи музыкального
произведения.


Помимо этого педагогу следует знакомить учащихся с автором, эпохой,
со
держанием, формой и стилем изучаемого произведения.


При игре в различных видах ансамблей, ученик должен уметь слушать
не только свою партию, но и партию своего партнера, чтобы передавать ему
мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом музыкальную

ткань.


Работа над художественным слиянием ансамблевых партий в единое
целое


Для разностороннего музыкального воспитания большое значение
имеют различные ансамбли. При игре в ансамбле развивается такие важные
10


качества, как умение слушать не только собств
енное исполнение, но и
партнера, а так же общее звучание всей музыкальной ткани пьесы.
Активизируется фантазия и творческое начало, обостряется ощущение
звукового колорита; повышается чувство ответственности за знание своей
партии.


Годовые требования


Ше
стой
класс

В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:

Конец 1 четверти

-

контрольный урок
-

1 пьеса по нотам,

Конец 2 четверти

-

контрольный урок
-

1 пьеса наизусть,

Конец 3 четверти

-

контрольный урок
-

1 пьес по нотам,

Май

-

зачет
-

2 пьесы

наизу
сть.


Пьесы для дуэта
:

1.

Р. Лагидзе Песня о Тбилиси

2.

А. Марэ Парижский гамен

3.

А. Пьяццолла. Либертанго

4.

Е. Дербенко Русский регтайм

5.

М. Шмитц Микки
-
Маус

6.

Калинников В. Русское интермеццо


Седьм
ой
класс


В течение года ученики должны сыграть 4 пьесы:

Конец 1 чет
верти



контрольный урок


1 пьеса по нотам,

Конец 2 четверти



контрольный урок


1 пьеса наизусть,

Конец 3 четверти



контрольный урок


1 пьес по нотам,

Май



зачет


2 пьесы

наизусть.


Пьесы для дуэта
:


1.

С. Абреу Тико
-
тико. Самба

2.

Кузнецов Ивушка

3.

Дмит
риев Белый парус

4.

Абрамов
-
Лихачев Знакомый силуэт

5.

Р.н.п., обр. Самойлова Пойду ль я, выйду ль я

6.

Коробейников. Серебряная флейта


11


III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися
следующих зна
ний, умений и навыков в области ансамблевого
исполнительства:



развитие интереса у обучающихся к музыкальному искусству в целом;



реализацию в ансамбле индивидуальных практических навыков игры на
инструменте, приобретенных в классе по специальности;



приобре
тение особых навыков игры в музыкальном коллективе
(ансамбль, оркестр);



развитие навыка чтения нот с листа;



развитие навыка транспонирования, подбора по слуху;



знание репертуара для ансамбля;



наличие навыков репетиционно
-
концертной работы в качестве члена
музыкального коллектива;



повышение мотивации к продолжению профессионального обучения на
инструменте.


Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:



владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно
использовать их на практике,



умеет

исполнять произведение в характере, соответствующем данному
стилю и эпохе, анализируя свое исполнение,



умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения,



владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.

IV. Формы и методы контроля, система о
ценок


1.

Аттестация: цели, виды, форма, содержание


Основными видами контроля успеваемости являются:

-

текущий контроль успеваемости обучающихся

-

промежуточная аттестация

Каждый вид контроля имеет свои цели, задачи, формы.

Текущий контроль

направлен на поддержа
ние учебной дисциплины,
выявление отношения к предмету, на ответственную организацию домашних
занятий, имеет воспитательные цели, может носить стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, оценки
выставляются в журнал и
дневник учащегося. При оценивании учитывается:

-

отношение обучающегося к занятиям, его старания и прилежность;

-

качество выполнения предложенных заданий;

-

инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во
время домашней работы;

-

темпы продви
жения.

На основании результатов текущего контроля выводятся четверные

оценки.

Особой формой текущего контроля является контрольный урок, который
проводится преподавателем, ведущим предмет.

12


Промежуточная аттестация

определяет успешность развития
обучающегос
я и степень освоения им учебных задач на определенном этапе.
Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются
контрольные уроки

и зачеты, проводимые с приглашением комиссии
.

Форма проверки
-

дифференцированная

(с оценкой
).

При оценивани
и обязательным является методическое обсуждение,
которое должно носить рекомендательный, аналитический характер, отмечать
степень освоения учебного материала, активность, перспективы и темп
развития ученика.

Участие в конкурсах может приравниваться к высту
плению на
зачете
.

Концертные публичные выступления также могут быть засчитаны как
промежуточная аттестация

(по решению заседания методической секции
народного отделения)
.


Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся в конце уче
бных полугодий в счет аудиторного времени
,
предусмотренного на предмет «
Ансамбль в классе баяна и аккордеона
.

2.
Критерии оценки

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить
пр
иобретенные знания, умения и навыки.


Критерии оценки качества исполнения

В критерии оценки уровня исполнения входят следующие
составляющие: техническая оснащенность учащегося на данном этапе
обучения, художественная трактовка произведения, стабильность и
выразительность исполнения.

Контроль за успеваемостью в рамках промежуточной аттестации

осуществляется

по пяти
б
алльной системе в конце первого полугодия
учебного г
ода путем проведения контрольного урока

и зач
ета в конце
второго полугодия (май)

в счет аудит
орного времени, предусмотренног
о на
учебный предмет «
Ансамбль в классе баяна и аккордеона

.

Оценка 5 («отлично»)

-

Исполнение яркое, музыкальное, продуманное,
технически свободное.
Продемонстрирована согласованность работы
участников ансамбля. Есть звуко
вой баланс и взаимопонимание участников
коллектива.
Текст сыгран безукоризненно. Использован богатый арсенал
выразительных средств. Музыкальные жанры стилистически выдержаны,
соответствуют замыслу композиторов.

Оценка 5
-

(«отлично минус»)
-

Те же критерии,

применимые к оценке
5,

но с незначительными погрешностями в исполнении, связанными со
сценическим волнением и отразившиеся в работе игрового аппарата в
донесении музыкального текста, звука.

Оценка 4 («хорошо»)

-

Исполнение уверенное, с ясной художестве
нно
-
музыкальной трактовкой, хорошо проработанным текстом, но без яркой
13


сценической подачи,

с техническими и интонационными погрешностями.
Темпы приближенные к указанным.

Оценка
4
-

(«хорошо минус»)

-

Исполнение грамотное, осмысленное,

но
малоинициативное, без своего отношения
-

больше слышна работа
педагогическая, нежели самого учащегося. Имеются технические, звуковые и
текстовые погрешности.

Оценка

3 («удовлетворительно»
)
-

Исполнение нестабильное, с
текстовыми, техническими и звуковым
и погрешностями. Нет понимания
стиля, жанра, формы произведений.

Звуковой баланс не соблюден. Есть
расхождения в темпах между партиями.

Оценка

3
-

(«удовлетворительно минус»)
-

Исполнение неряшливое по
отношению

к тексту, штрихам, фразировке, динамике, тех
нически
несостоятельное; однако каждое произведение исполнено от начала до конца.

Оценка 2 («неудовлетворительно»)

-

Исполнение фрагментарное, с
частыми остановками, с однообразной динамикой, без элементов фразировки
и интонирования,

не позволяющее оценить

объем проработанного материала,
отношения к изучаемому.

Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества
приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень
готовности обучающихся выпускного класса к возможному продолжению
п
рофессионального образования в области музыкального искусства.


V
. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО
ПРОЦЕССА

Работа над музыкальным произведением


Работа над музыкальным произведением занимает значительное место
в решении задач обучения и воспитани
я учащи
хся на предмете «
Ансамбль в
классе баяна и аккордеона
.

Работа над музыкальным произведением в ансамбле делится на
несколько этапов:

1. в общих чертах знакомство с произведением, его автором, эпохой, в
которой жил композитор, и историей создания сочинения
;

2. тщательная проработка текста, его фактуры, штрихов, ритма,
определение аппликатуры и приёмов игры, умение проследить за взаимосвязью
отдельных музыкальных построений, фраз, частей, обратить внимание на
кульминацию, ровность темпа, агогические отклоне
ния;

3. стремление к воплощению авторского замысла, выявлению
художественного образа. А именно: проанализировать структуру произведения,
его драматургию, стилевые и жанровые особенности;

4. в тесной связи со становление образа решаются такие задачи, как
тщательная отработка нужных приёмов звукоизвлечения, поиск звуковых
красок, уточнение динамических оттенков;

5. сложный и важный момент, требующий выдержки, понимания, и
терпения


обыгрывание произведения, вживание в его художественный образ.
Это закрепл
ение достигнутых задач, и продолжение совершенствования. Это
14


момент и психологической подготовки к исполнению произведения в
сценических условиях.

Выбор репертуара должен учитывать индивидуальные способности
учащихся, их возможности, реализовывать навыки и

технические умения,
приобретённые в классе специальности.

При выборе репертуара для различных по составу ансамблей педагог
должен стремиться к тематическому разнообразию, обращать внимание на
сложность материала, ценность художественной идеи, качество
инс
трументовок и переложений для конкретного состава, а также на сходство
диапазонов инструментов, на фактурные возможности данного состава.
Грамотно составленная программа, профессионально, творчески выполненная
инструментовка
-

залог успешных выступлений.

В

использовании переложений для ансамбля баян//аккордеон
убедившись в том, что произведение доступно ансамблю по содержанию и
фактуре, нужно подумать над тем, могут ли тембровые краски данного
ансамбля органично и наиболее полно передать краски оригинальног
о
произведения.

При планиров
ании внеаудиторных занятий
задачи перед учащимися при
разучивании ансамбля, нужно ставить конкретные и реально выполнимые, не
спеша, но продуманно двигаться к намеченному результату. Планирование
домашних занятий преподавателем
происходит на каждом уроке и
записывается в дневник ученика. Нужно добиваться и помогать участникам
ансамбля самим планировать домашнюю работу, правильно оценивать степень
её завершённости и подготовки. От этого зависит качество и успех всего
ансамбля.

Пед
агог должен обращать внимание на настройку инструментов,
правильное звукоизвлечение, сбалансированную динамику, штриховую
согласованность, ритмическую слаженность и четкую, ясную схему
формообразующих элементов.

В звучании ансамбля немаловажным моментом яв
ляется размещение
исполнителей (посадка ансамбля). Оно должно исходить от акустических
особенностей инструментов, от необходимости музыкального контактирования
между участниками ансамбля.

Одним из интересных моментов в работе над ансамблем является выбор
с
ценического образа. Подбор костюмов и аксессуаров к исполняемому
произведению помогает еще глубже понять художественный образ
исполняемой музыки и развивает умение перевоплощения и артистизм.

Несомненно, важным этапом формирования ансамбля является показ
п
рограммы на учебных концертах, где оттачиваются и формируются
профессиональные исполнительские навыки.

Сформулированные задачи желательно ставить перед учащимися всех
классов исходя из индивидуальных особенностей коллективов, и той
исполнительской программ
ы, которая находится в работе в данный период
обучения, тогда игра в ансамбле будет интересной и увлекательной.

Занятия в классе должны сопровождаться внеклассной работой
-

посещением выставок и концертов, прослушиванием музыкальных записей,
просмотром му
зыкальных фильмов.

15


Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

Обучающийся должен тщательно выучить свою индивидуальную
партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские
указания, после чего следует переходить к
репетициям с партнером по
ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь
репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре.
Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника
ансамбля. Важно,

чтобы партнеры по ансамблю обсуждали друг с другом свои
творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в

нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности
звучания, а также звукового баланса между исполнителями.

Для воспитания и развития навыков самостоятельного мышления можно
рекомендовать следующие формы работы с учениками:

Устный отчет о подготовке домашнего задания: чего было труднее
добиться, какими способами устранялись встретившиеся трудности, каков был
реж
им занятий и т.д.

Самостоятельный анализ своего исполнения на уроке: следует указать
на допущенные ошибки и наметить способы их устранения, оценить свою игру,
проанализировать исполнение своего товарища, обратив особое внимание на те
произведения, которые
ученик сам играл прежде и хорошо изучил.

Самостоятельный устный и практический разбор на инструменте нового
задания в классе под наблюдением педагога.

Словесная характеристика замысла или настроения произведения и
анализ средств музыкальной выразительности
, использованных композиторов.

Определение особенностей произведения: его характеристика
(песенный, танцевальный, маршевый и т.д.), лада, размера, формы (границы
фраз). Определить динамические оттенки, повторяющиеся элементы фактуры.


СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ
УЧЕБНОЙ

И МЕТОДИЧЕСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ


УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.

Аккордеон в музыкальной школе. Ансамбли для 2 класса. Вып. 33.

М.: Советский композитор, 1979.

2.

Аккордеон в музыкальной школе. Ансамбли для 2 класса. Вып. 40.

М.: Советский композитор, 1981.

3.

Ансамбли д
ля баянов и аккордеонов. Сост. Р.Гречухина

С.
-
П.:
Композитор, 2001.

4.

Ансамбли баянов в музыкальной школе, Вып. 2.

М.: Советский
композитор, 1984.

5.

Ансамбли баянов в музыкальной школе. Вып. 6.

М.: Советский
композитор, 1988.

6.

Аккордеон. 1
-
3 классы ДМШ. Сост
. В.Мотов, Г.Шахов.

М.:
Кифара, 2002.

16


7.

Аккордеон. 3
-
5 классы ДМШ. Сост. В.Мотов, Г.Шахов.

М.:
Кифара, 2003.

8.

Аккордеон. 5
-
7 классы ДМШ. Сост. В.Мотов, Г.Шахов.

М.:
Кифара, 2003.

9.

Баян. 1
-
3 классы ДМШ. Сост. Д.Самойлов.

М.: Кифара, 2001.

10.

Баян. 3
-
5 классы Д
МШ. Сост. Д.Самойлов.

М.: Кифара, 2003.

11.

Баян. 5
-
7 классы ДМШ. Сост. Д.Самойлов.

М.: Кифара, 2003.

12.

Баян в музыкальной школе
. Ансамбли для 2 класса. Вып. 34
.


М.:
Советский композитор, 1979
.

13.

Баян в музыкальной школе. Ансамбли для 2 класса. Вып. 38.

М.:
Со
ветский композитор, 1980.

14.

Баян. 2 класс. Изд. 13.

Киев: Музична Украина, 1987.

15.

Баян. 3 класс. Изд. 13.

Киев: Музична Украина, 1986.

16.

Баян. 4 класс. Изд. 13.

Киев: Музична Украина, 1974.

17.

Баян. 5 класс. Изд. 13.

Киев: Музична Украина, 1987.

18.

Бажилин Р.Н. К
онцертные пьесы для аккордеона (баяна) в стилях
популярной музыки.

М.: Издательство В.Катанского.

19.

Беляев Г.А. Краски музыки: сборник пьес и песен для баяна
(аккордеона): 1
-
3 классы ДМШ / Г.А.Беляев.
-
Ростов
-
н/Д: Феникс, 2012.
-
77 с.

20.

Бойцова Г. Юный аккорде
онист. Ч.1.
-

М.: Музыка, 2005.


80 с.

21.

Бойцова Г. Юный аккордеонист. Ч.2.
-

М.: Музыка, 2005.


80 с.

22.

Бортянков В. Эстрадные миниатюры «Ретро» для баяна или
аккордеона. Обработки и сочинения для ансамблей баянов или аккордеонов.
Вып. 1.

С.
-
П.: Ассоциация «
Детство», 1993.

23.

Доренский А. Музыка для детей. Вып. 2. 2
-
3 класс.

Ростов
-
на
-
Дону: Феникс, 1988.
-

56 с.

24.

Играем с оркестром: концертный репертуар для баяна (аккордеона)
в сопровождении виртуального оркестра: 1
-
5классы ДМШ / Сост.
В.В.Ушенин.
-

Ростов
-
на
-
Дону
: Феникс, 2012
.
-
67 с.

25.

Коробейников А. Альбом для детей и юношества. Часть 2.

С.
-
П.:
Композитор, 2003.

26.

Корчевой А. Маленький

виртуоз

Омск: фирма «Лео», 199
7.
-

36 с.

27.

Народные мелодии для баяна (аккордеона)

С.
-
П.: Композитор,
1998.

28.

Педагогический репертуар

аккордеониста. 1
-
2 классы ДМШ. Вып.
10. Сост. Ф.Бушуев, С.Павин.

М.: Музыка, 1981.

29.

Педагогический репертуар баяниста. 1
-
2 классы ДМШ. Вып. 8.
Сост. В.Грачев, А.Крылусов.

М.: Музыка, 1978.

30.

Педагогический репертуар. Хрестоматия баяниста. 1 класс ДМШ.

М.:

Торглобус, 2001.

31.

Популярные вальсы. В переложении для ансамбля аккордеонистов /
Сост. И.Тюгаева.
-

Спб.: Союз художников, 2011.
-

53 с.

32.

Просчитай до трех. Эстрадные композиции для дуэта
аккордеонистов. Сост. В.Ходукин.

С.
-
П.: Композитор, 1999.

17


33.

Пьесы для ан
самбля аккордеонистов. Сост. Р.Н.Бажилин.

М.:
Издательский дом Катанского В., 2004.

34.

Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Вып. 1. Сост. С.Лихачев.

С.
-
П.: Композитор, 2002.

35.

Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Вып. 2. Сост. С.Лихачев.

С.
-
П.: Композитор, 199
9.

36.

Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Вып. 3. Сост. С.Лихачев.

С.
-
П.: Композитор, 2002.

37.

Пьесы для ансамблей аккордеонистов. Вып. 4. Сост. С.Лихачев.

С.
-
П.: Композитор, 2001.

38.

Репертуар для ансамблей русских народных инструментов.
Ансамбли баянов. Вып. 33
. Сост. В.Розанов.

М.: Советский композитор,
1981.

39.

Самойленко Б.Г. Педагогический репертуар баяниста
-
аккордеониста: 2
-
7 классы ДМШ.
-

Саратов: Регион. Приволж. изд
-
во
«Детская книга», 2000.
-

96 с.

40.

Самойлов Д. 15 уроков игры на баяне.

М.: Кифара, 1998.

41.

Се
менов В. Современная школа игры на баяне.

М.: Музыка.2003.


216с.

42.

Ушенин В.В. Школа игры на аккордеоне: учебно
-
методическое
пособие / В.Ушенин.
-

Ростов
-
н/Д: Феникс, 2013.
-

224 с.

43.

Ушенин В.В. Школа ансамблевого музицирования баянистов
(аккордеонистов). Ч
.1: 2
-
4 классы ДМШ: учебно
-
методическое пособие /
В.Ушенин.
-

Ростов
-
н/Д: Феникс, 2011.
-
123 с.

44.

Ушенин В.В. Школа ансамблевого музицирования баянистов
(аккордеонистов)
. Ч.2: 4
-
6

классы ДМШ: учебно
-
методическое пособие /
В.Ушенин.
-

Ростов
-
н/Д: Феникс, 201
1.
-
117

с.

45.

Хрестоматия для баяна. 1
-
2 классы ДМШ. Вып. 2 . Сост.
Р.Гречухина, М.Лихачев.

С.
-
П.: Композитор, 2005.

46.

Хрестоматия для баяна. 2
-
3 классы ДМШ. Вып. . Сост.
Р.Гречухина, М.Лихачев.

С.
-
П.: Композитор, 2006.

47.

Хрестоматия для баяна. Младшие классы ДМ
Ш. Сост. Р.Гречухина.

С.
-
П.: Композитор, 2002.

48.

Хрестоматия для баяна. Вып.2. 1
-
2 классы ДМШ / Ред.
-
сост.
Р.Гречухина, М.Лихачев.
-

Спб.: Изд
-
во Композитор, 2004.
-
51 с.

49.

Хрестоматия для баяна. Вып.3. 2
-
3 классы ДМШ / Ред.
-
сост.
Р.Гречухина, М.Лихачев.
-

Спб.:

Изд
-
во Композитор, 2006.
-
68 с.

50.

Хрестоматия баяниста. 1
-
2 классы ДМШ. Изд. 3. Сост.
А.Крылусов
.
-

М.: Музыка, 1981.

51.

Хрестоматия аккордеониста. 1
-
2 классы ДМШ. Сост. Ф.Бушуев,
С.Павин.

М.: Музыка, 1984.

52.

Хрестоматия аккордеониста. 1
-
2 классы ДМШ. Сост. В.Гу
сев.

М.:
Музыка, 1988.

53.

Хрестоматия баяниста. Вып.1. Пьесы / Сост. А.Крылусова.
-

М.:
Музыка, 2005.
-
76 с.

18


54.

Эстрадные миниатюры для аккордеона или баяна. Вып. 2. Сост.
С.Лихачев.

С.
-
П.: Композитор, 2000.


МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.

Бойцова Г. Юный аккордеонист
. Ч.1.
-

М.: Музыка, 2005.


80 с.

2.

Бойцова Г. Юный аккордеонист. Ч.2.
-

М.: Музыка, 2005.


80 с.

3.

Геллер А. Работа в камерном ансамбле.


Москва, 1978.

4.

Гончарова Н. Работа над ансамблями как одна из форм развития
интереса в обучении музыке детей со средними
природными данными. //
Крюкова В. Музыкальная педагогика. Стр. 91.


Ростов
-
на
-
Дону: Феникс,
2002.

5.

Готлиб И. Фактура и тембр в ансамблевых произведениях.


Москва, 1980.

6.

Зеленин В. Работа в классе ансамбля.


Москва, 1977.

7.

Играем вместе (методические реком
ендации для преподавателей
ДМШ)
.



Москва, 1985.

8.

Липецкий. Некоторые особенности использования выразительных
средств в ансамбле.

Москва, 1988.

9.

Максимов Е. Оркестры и ансамбли русских народных
инструментов.

Москва: Советский композитор, 1983.

10.

Популярные в
альсы. В переложении для ансамбля аккордеонистов /
Сост. И.Тюгаева.
-

Спб.: Союз художников, 2011.
-

53 с.

11.

Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле баянистов.

Москва:
Советский композитор, 1986.

12.

Семенов В. Современная школа игры на баяне.

М.: Музыка.2003.


21
6с.


13.

Тачкова Е.М. Работа с ансамблями


2001
-

№ 4


с. 63
-
64

14.

Устименко Е.В. Музыкальные инструментовки, адаптированные
для ансамбля детских музыкальных инструментов.
-
2001
-

№ 2.

с. 57
-
59

15.

Ушенин В.В. Школа игры на аккордеоне: учебно
-
методическое
пособие
/ В.Ушенин.
-

Ростов
-
н/Д: Феникс, 2013.
-

224 с.

16.

Ушенин В.В. Школа ансамблевого музицирования баянистов
(аккордеонистов). Ч.1: 2
-
4 классы ДМШ: учебно
-
методическое пособие /
В.Ушенин.
-

Ростов
-
н/Д: Феникс, 2011.
-
123 с.


Интернет
-
ресурсы


1.

Бусургина, Т.
Работа с оркестром баянистов

[Электронный ресурс]
/ Т. Бусургина //
Вестник Казанского государственного университета
культуры и искусств
.
-

Элек
трон. дан.
-

2005
.
-

№ S3
.
-

С.
-

145
-
146.
-

Режим
доступа:
http://ww
w.elibrary.ru

2.

Король, А. Н. Формирование навыков ансамблевого музицирования
в классе баяна
-

неотъемлимая часть образования в ДШИ, ДМШ
[Электронный ресурс] / А. Н. Король // Общество, наука и инновации: сб. ст.
19


Международ. науч.
-
практ. конф., 29
-
30 нояб
ря 2013 г. : в 4 ч. Ч. 3 / отв. ред.
А. А. Сукиасян.
-

Электрон. дан.
-

Уфа : РИЦ Баш ГУ, 2013.
-

С. 149
-
158.
-

Режим доступа:
http://aeterna ufa.ru/sbornik/ONiI_TOM3.pdf#page=149

3.

Панфиленко, А. А. К вопросу организации работы детского
музыкал
ьного коллектива [Электронный ресурс] // Наука и образование XXI
века : сб. ст. Международ. науч.
-
практ. конф., 31 мая 2013 г. :в 5 ч. / отв.
ред. Р. Г. Юсупов. Ч. 3.
-

Электрон. дан.
-

Уфа : РИЦ БашГУ, 2013.
-

С. 130
-
132. Режим работы:
-
ufa.ru/sbornik/may2013_tom3.pdf#page=130

4.

Рева, Г. В. Создание и использование аудиовизуальных и
мультимедийных учебных материалов в работе студенческого оркестра
[Электронный ресурс] / Г. В. Ре
ва // Современные технологии в системе
дополнительного и профессионального образования: материалы международ.
научн.
-

практ. конф., 2

3 мая 2013 года.


Электрон. дан.
-

Прага , 2013.
-

С.
122
-
125.
-

Режим доступа:
http://sociosphera.com/files/conference/2013/k
-
05_02_13.pdf#page=122

5.

Васильева, Т. А.
Формирование основ эстрадного исполнительства
у учащихся
-
аккордеонистов на начал
ьном этапе обучения

[Электронный
ресурс] / Т. А. Васильева //
Вестник Костромского государственного
университета им. Н.А. Некрасова
.
-

2007
.
-

Т. 13
.
-

№ 3
.
-

С. 304
-
307.
-
URL:
http:/
/elibrary.ru

6.

Галимова, Р.З. Музыкально
-
исполнительская деятельность как
условие развития личности начинающего музыканта [Электронный ресурс] /
Р. З. Галимова // Казанский педагогический журнал.


Электрон. дан.
-

2008.
-

№ 12.
-

C.
-

62
-
64.
-

Режим д
оступа:
http://www.elibrary.ru

7.

Зекох, С. Ю.
Развитие ритмического чувства в процессе работы в
классе народных инструментов (баян, аккордеон)

[Электронный ресурс]
/ С.
Ю. Зекох //
Вестник Майкопского государственного технологического
университета
.
-

2009
.
-

№ 2
.
-

С. 113
-
116. .
-
URL:
http://elibrary.ru

8.

Зекох, С. Ю. Особенности работы над техническими трудностями
баяниста


аккордеониста [Электронный ресурс] / С. Ю.

Зекох //
Вестник
Майкопского государственного технологического университета
.
-

2009.
-

№ 2
.
-

С. 116
-
119.
-

URL :
http://elibrary.ru/defaultx.asp

9.

Лихачев, Я. Ю. Программа по баяну и аккордеону. Современная
развивающая методика обучения [Электронный ресурс] / Я. Ю. Лихачев .


Электрон. дан.
-

Санкт
-
Петербург : Композитор, 201
3.
-

64 с.
-

Режим
доступа
:
http://e.lanbook.com/view/book/3843/

10.

Немцева, О. А. Особенности исполнительской интерпретации
популярной музыки на баяне и аккордеоне [Электронный ресурс] / О. А.
Немцева //
Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта культуры і
мастацтваў
.
-

Электрон. дан.
-

2012.


1

(17)
.
-

С. 44
-
51.
-

Р
ежим доступа:
http://elibrary.ru

11.

Немцева, О. А. О. Использование цифровых инструментов в
исполнительской практике баянистов и аккордеонистов [Электронный
ресурс] / О. А. Немцева // DSpace : сайт.
-

[Б.г.,б.м.].
-

Режим дос
тупа:
http://repository.buk.by:8080/xmlui/bitstream/handle/123456789/1066/ISPOL%27
20


ZOVANIE%20CIFROVYIH%20INSTRUMENTOV%20V%20ISPOLNITEL%27
SKOY%20PRAKTIKE.pdf?sequence=1

12.

Потеряев, Б. П. Взгляд на проблему выработки единого критерия
оценки качества исполнения при подготовке исполнителей


баянистов
(аккордеонистов) [Электронный ресурс] /
Б. П. Потеряев //
Вестник
Челябинской государственной академии культуры и искусств
.
-
2009 . Т 19 (N
3).
-

С. 124
-
132.
-

URL:
http://e
library.ru/item.asp?id=12871936

13.

http://www.abbia.by/show.php?show=notes

14.

http://www.abbia.by/show.php?show=notes

15.

http://www.akkordeonist.ru/notes.php

16.

http://bayanac.narod.ru/

17.

http://www.bayanac.com


18.

http://www.goldaccordion.
com/

19.

http://www.akkordeonist.ru/notes.php


20.

http://www.7not.ru/accordion
http://www.7not.ru/accordion

21.

http://www.ushenin.com





Приложенные файлы

  • pdf 45544356
    Размер файла: 713 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий