«Сборника фортепианных пьес, этюдов и ансамблей» (ред. Ляховицкая). В. настоящее время издается много сборников для начинающих пианистов, которые. Самоучитель игры на фортепиано


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
0


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств имени А.

К. Лядова

Углегорского муниципального района Сахалинской области








ДОПОЛНИТЕЛЬН
ЫЕ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩ
ИЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬН
ЫЕ

ПРОГРАММ
Ы


В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО
ИСКУССТВА

«
СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ (СКРИПКА)
»
,

«
НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

(ДОМРА, БАЛАЛАЙКА, ГИТАРА, БАЯН, АККОРДЕОН)
»,

«ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»,
«НАРОДНОЕ ПЕНИЕ»



ПРОГРАММА

по учебному предмету

«ПРЕДМЕТ ПО ВЫБОРУ:


МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ


ФОРТЕПИАНО»


Срок реализации
7 (8), 5 (6) лет









г. Шахтерск

2015 г.


1


Одобрено Утверждаю

методическим советом директор

ДШИ им. А.К. Лядова

ДШИ им. А.К. Лядова

Протокол № 1 от 30.08. 2015 г. __________О.А.
Вылекжанина

30.08. 2015 г.




Составители:

Васько Елена Николаевна



преподаватель по классу ф
ортепиано высшей
квалификационной категории.

Сарина Валентина Васильевна



преподаватель по классу фортепиано первой
квалификационной категории.




















2



Структура программы учебного предмета

1.

Пояснительная записка



Характеристика учебного
предмета, его место и роль в образовательном
процессе;



Срок реализации учебного предмета;



Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом
образовательной организации на реализацию учебного предмета;



Сведения о затратах учебного времени;



Форма провед
ения учебных аудиторных занятий;



Цели и задачи учебного предмета;



Структура программы учебного предмета;



Методы обучения;



Описание материально
-
технических условий реализации учебного предмета.

Содержание учебного предмета




Годовые требования.

Требования к уровню подготовки учащихся



Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения
.

Формы и методы контроля, система оценок



Аттестация: цели, виды, форма,
содержание;



Критерии оценки.

Методическое обеспечение учебного процесса


Список учебной и методической литературы




Список учебной литературы;



Список методической литературы;



Дополнительные
источники: музыкальная энциклопедия, поисковые
системы, сайты Интернета, сайты издательств.





3



1.

Введение.

Программа по учебному предмету «Предмет по выбору: музыкальный
инструмент


фортепиано» для учащихся 1
-
5(6), 1
-
7
(
8
) классов
разработана на
основе
примерной программы Министерства культуры РФ по учебному предмету
«Фортепиано», составленной Е. Н. Моховиковой, И. А. Елесиной (г. Москва, 2013
г.), а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области
исполнительства на фортепиано в Детских школа
х искусств, в том числе,
представленного в программах по фортепиано для учащихся струнных и народных
отделений, отделений хорового и народного пения.

В программу по УП «Предмет по выбору: музыкальный инструмент


фортепиано» внесены изменения и дополнения
в соответствии
с рекомендациями
Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 года № 191
-
01
-
39/06
-
ГИ по организации образовательной и методической деятельности при реализации
общеразвивающих программ в области искусств.

Программа по УП
«Предмет
по выбору: музыкальный инструмент


фортепиано»
является составной частью дополнительных
общеразвивающих

программ в области музыкального искусства: «Струнные инструменты


скрипка»,
«Народные инструменты


домра, балалайка, гитара, баян, аккордеон»,
«Хоров
ое
пение»,
«Народное пение», реализуемых в ДШИ им. А. К. Лядова.














4



2. Пояснительная записка.


Настоящая программа ориентирована на воспитание профессионализма,
творческой инициативы и активной музыкальной деятельности учащихся. УП
«Предмет по выбору: музыкальный инструмент


фортепиано» проводиться в ДШИ
им. А. К. Лядова на отделениях/секциях «Стр
унные инструменты


скрипка»,
«Народные инструменты


домра, балалайка, гитара, баян, аккордеон»
,
«Хоровое
пение»,
«Народное пение»
.

Направленность программы


развитие у учеников навыков, необходимых
любому музыканту: быстрой ориентации в нотном тексте,
чтению с листа, игре
ансамблем и аккомпанементов.

Не следует требовать выучивания всех
произведений наизусть, лучше больше
уделить времени знакомству с более широким кругом музыкальных произведений.

Нельзя не учитывать трудности, с которыми столкнется педагог и ученик на
уроках фортепиано на народном, струнном
отделениях, отделении народного

пения
.
На этот учебный предмет отводится по 1 часу в неделю. В основном ребята, для
которых основным инструментом является баян, домра, скрипка и др. не имеют
дома фортепиано. Поэтому в работе с ними надо исходить из того, что они видят
фортепианную клави
атуру раз в неделю. Педагог должен посоветовать ученику
приходить в свободное время в музыкальную школу и заниматься самоподготовкой.
Для этого нужно давать учащимся конкретные, понятные задания, чтобы они не
боялись выполнять их самостоятельно.

Перед учен
иками возникают определенные трудности. Фортепиано очень
отличается от тех инструментов, на которых они занимаются по специальности:
большая клавиатура с множеством белых и черных клавиш, несколько октав, игра
сразу двумя руками, педализация, особенности а
ппликатуры и т.д. Все это на первых
порах немного пугает ученика. Педагог должен заинтересовать его, раскрыть
возможности этого многогранного инструмента.

Большое значение имеет распределение времени на уроке. Нельзя загружать
ученика сразу чрезмерным коли
чеством заданий. С другой стороны, урок надо
проводить очень организованно, с максимально возможной пользой и отдачей.


5


Основной формой учебной и воспитательной работы в классе является урок,
проводимый в форме индивидуального занятия преподавателя с ученик
ом, а также
игра в ансамбле, концертные выступления


конкурсы, фестивали, внутришкольные
концерты.

Форма занятий


индивидуальная
, продолжительность занятий


40 минут.

3. Цели и задачи учебного предмета

Курс УП «Предмет по выбору: музыкальный инструмент


фортепиано» играет
важную роль в процессе обучения. Цель курса


развить у ребят навыки игры на
фортепиано и оказать им помощь в усвоении музыкально
-
теоретических дисциплин.

В течение срока обучения работа по предмету «Фортепиано» ведется в
следующих нап
равлениях:

-

приспособление к инструменту;

-

освоение приемов игры на фортепиано


как двигательных, так и приемов
звукоизвлечения;

-

изучение различных по стилю и характеру музыкальных произведений,
подобранных с учетом индивидуальных возможностей и способносте
й учащихся;

-

развитие эстетического вкуса и общей культуры учащихся;

-

создание условий для развивающего обучения;

-

развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его
музыкального кругозора;

-

оптимизация обучения


помочь любому ребенку, независимо

от его
природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить
в нем фантазию и любознательность через уроки творчества, гибкую щадящую
форму контроля, через воспитание интереса к домашнему музицированию и
открытым выступлениям;

-

н
аработка комплекса важных практических навыков игры на фортепиано;

-

стимулирование музыкальных интересов учеников, развитие
самостоятельности мышления и творческой инициативы;

-

создание благоприятного психологического климата, позволяющего получить
радость о
т работы за фортепиано и гордость за полученный результат.


6


В репертуарных списках УП «Предмет по выбору: музыкальный инструмент


фортепиано» представлены все разделы работы для каждого класса: этюды,
полифония, пьесы, крупная форма, ансамбли, охватывающие

разнохарактерные
музыкальные произведения зарубежной и русской классики и современных
композиторов.

4. Требования к уровню подготовки учащихся

Игра на музыкальном инструменте

В процессе обучения игре на фортепиано перед учеником надо
поставить
следующие задачи:

-

знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей
фортепиано;

-

знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными
композиторами;

-

в
ладение основными видами фортепианной техники, использование
художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать
художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

Техническое развитие

Ученику, обучающемуся
по программе учебного пре
дмета «Предмет по выбору,
музыкальный инструмент


фортепиано»

необходимо получить определенные
профессиональные навыки, которые нужно планомерно развивать. Для этого наряду
с прохождением произведений различных жанров и стилей надо изучать гаммы,
арпеджио
, различные упражнения и этюды. К техническому развитию надо
подходить индивидуально, но желательно определить общие задачи: вырабатывание
ощущения клавиатуры для правильного звукоизвлечения, развитие координации
посредством специальных упражнений, освоени
е тональностей и простейших
гармонических последовательностей в различных тональностях. Для учеников, у
которых дома есть фортепиано, а также для тех, кто быстро усваивает материал,
технические требования можно разнообразить и усложнить.

Чтение с листа


7


Чтением с листа необходимо заниматься с учеником на протяжении всего
периода обучения. Сначала надо подбирать пьесы с движением мелодии
«поступенно» или через одну


две клавиши. Постепенно рисунок мелодии
усложняется. Ученик должен хорошо

освоить запись фортепианных пьес на двух
строчках, ориентироваться в диезных и бемольных тональностях, различных ритмах.
Исходя из того, что урок по фортепиано очень короткий, можно задавать пьесу для
чтения с листа не целиком, а периодами или фразами, чт
обы ученик имел
возможность освоить различные виды фортепианной фактуры и аккомпанемента.
Читать с листа можно по сборникам, которые используют на уроках сольфеджио
(Баева


Зебряк, Калмыков


Фридкин и др.). Позже рекомендуется подбирать пьесы
из «Фортепи
анной игры» (ред. Николаева), «Фортепиано 1 класс» (ред. Милича),
«Сборника фортепианных пьес, этюдов и ансамблей» (ред. Ляховицкая). В
настоящее время издается много сборников для начинающих пианистов, которые
также можно использовать для чтения с листа.
Полезно играть с учеником вместе:
он правой рукой, а педагог левой и наоборот. В таком случае учение имеет
возможность сосредоточиться на партии одной руки, но прослушивать фактуру в
целом.

5. Учебный план

Самостоятельная работа. Недел
ьная нагрузка. Трудоемкость в часах.

Самостоятельная работа

Подготовка домашнего задания (самостоятельная работа)

«Струнные инструменты»

по 2 часа в неделю

«Хоровое пение»,


«Народное пение»

1
-
4 кл.


по 1 часу в неделю
,

5
-
8 кл.


по 2 часа в неделю

«Народные инструменты»

по 1 часу в неделю

В самостоятельную работу, кроме подготовки домашнего задания входит
посещение учреждений культуры (филармония, театры, музеи и др.), участие в
творческих мероприятиях и культурно


просветительская деятельность.

Недельная нагрузка

«Струнные инструменты



скрипка
»
.

Срок обучения
7 (
8
)

лет
(недельная нагрузка)

Классы

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

Фортепиано

1

1

1

1

1

1

1

1



8


«Хоровое пение» Срок обучения
7 (
8
)

лет
(недельная нагрузка)

Классы

1
кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

Фортепиано

1

1

1

1

1

1

1

1



«Народные инструменты»
.

Срок обучения 5 лет
(недельная нагрузка)

Классы

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

Фортепиано

1

1

1

1

1

«Народные инструменты» Срок обучения
7 (
8
)

лет
(недельная нагрузка)

Классы

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

Фортепиано

1

1

1

1

1

1

1

1


Трудоемкость в часах

«Струнные инструменты



Скрипка
». Срок обучения
7 (
8
)

лет

Максимальная учебная нагрузка

5
42 (576)

Аудиторные занятия

271

Самостоятельная работа

271

Промежуточная аттестация

2
-
8 класс
ы
, второе полугодие


«Хоровое пение». Срок обучения
7 (
8
)

лет

Максимальная учебная нагрузка

5
42 (576)

Аудиторные занятия

271

Самостоятельная работа

271

Аттестация

2
-
8 класс
ы
, второе полугодие


«Народные инструменты». Срок обучения 5

(6)

лет

Максимальная учебная нагрузка

170 (204)

Аудиторные занятия

170 (34)

Самостоятельная работа

170 (34)

Промежуточная аттестация

2
-
8 класс
ы
, второе полугодие



9


«Народные инструменты». Срок обучения
7 (
8
)

лет

Максимальная учебная нагрузка

5
42 (576)

Аудиторные занятия

271

Самостоятельная работа

271

Промежуточная аттестация

2
-
8 класс
ы
, второе полугодие


6. Годовые требования по классам

Учащиеся отделения
«Народные инструменты



домра, балалайка, гитара,
баян, аккордеон
»

сдают зачет по фортепиано в
о

2
-
5 классах, во втором полугодии
.

Учащиеся отделения «Струнные инструменты



скрипка
»

сдают зачет по
фортепиано в 4
-
8 классах, втором полугодии
.

Учащиеся
отделения «Хоровое пение»

сдают зачет по фортепиано:

1кл., второе полугодие,

2
-
6 класс, 1 и 2 полугодие

7,8 класс, первое полугодие

7 класс промежуточная (экзаменационная) аттестация, второе полугодие

На контрольных уроках или зачетах, промежуточной или ит
оговой аттестации
исполняется 2 разнохарактерных произведения.

Общие требования по классам

1 класс

В первом классе вся работа направлена на ознакомление с фортепиано, на
организацию игрового аппарата, приобретение пианистических навыков.

Ученик должен про
ходить параллельно с упражнениями и освоением нотной
грамоты начальные пьесы из сборников для фортепиано. Произведения подбирает
педагог исходя из индивидуальных особенностей ученика.

Примерные программы для зачетов и контрольных уроков

1 класс

1.Гнесина
Е. Маленькие этюды: № 11.

2.Литовко Ю. Пастушок (канон).


1. Слонов Ю, Полька

2.Литкова И.

«Кукла танцует»


2 класс


10


В течение учебного года ученик должен изучить 6


8 произведений. Из них: 2


3 этюда, 3


4 разнохарактерных пьесы, ансамбли. Во втором
классе можно читать с
листа, т.к. ученик уже должен иметь определенные навыки игры на фортепиано.

Техническое развитие.

В течение учебного года ученик должен освоить игру
гамм на 2 октавы отдельными руками (до 2
-
х знаков включительно), а также
трехзначные
аккорды в этих тональностях (тоническое трезвучие с обращениями)
отдельными руками.

На зачете
надо исполнить 2 произведения по выбору педагога.

Примерные программы для зачетов и контрольных уроков

2 класс

1.Осокин М. Вечерняя гармония.

2. Тюрк. Песня


1.Бетховен Л. Сонатина Соль
-
мажор, 1 часть

2.Штейбельт Д. Соч. 33.
Адажио.


3 класс

В течение учебного года ученик должен изучить 6


8 произведений. Из них: 2


3 этюда, 3


4 разнохарактерных пьесы (1


2 с элементами полифонии), ансамбли.
Продолжать работу по приобретению навыков чтения с листа.

Техническое развитие.
Продолжать игру г
амм на 2 октавы отдельными руками,
но расширить круг изучаемых тональностей. 1


2 гаммы освоить исполнение двумя
руками, а также играть расходящуюся гамму от одного звука (до, соль). Играть
тоническое трезвучие с обращениями в пройденных тональностях отде
льными
руками.

На зачете надо исполнить 2 произведения по выбору педагога.

Примерные программы для зачетов и контрольных уроков

3 класс

1.Перселл Г. Ария ре минор.

2. Черни К. (Гермер Г.). Этюд №4
(т.1)


1.Гедике А. Соч. 36
Сонатина До мажор, 1
часть

2.Чайковский П.
«Старинная французская
песенка».



4 класс

В течение учебного года ученик должен изучить 6


8 произведений. Из них 2


3 этюда на различные виды техники, 3


4 разнохарактерные пьесы (1


2 с

11


элементами полифонии). Рекомендуется с 4 класс
а больше внимания уделять
полифоническим пьесам (старинные танцы), а также вводить в репертуар небольшие
по объему произведения крупной формы. Продолжать изучение ансамблей и чтение
с листа.

Техническое развитие.
Расширить круг изучаемых тональностей до
4
-
х знаков.
Ранее изученные тональности играть в виде гамм и аккордов двумя руками. Гаммы и
аккорды новых тональностей играть отдельными руками на 2 октавы. Расходящиеся
гаммы от одного звука играть по выбору педагога и ученика. Начать изучение
коротких ар
педжио в одной


двух тональностях отдельными руками.

На зачете
ученик должен исполнить 2


3 произведения. Из них обязательно 1
этюд. Одну из двуручных пьес можно заменить на ансамбль.

Примерные программы для зачетов и контрольных уроков

4 класс

1.Бах И
.С. Менуэт
-
трио соль минор.

Черни К. (Гермер Г.). Этюд №1 (2
тетрадь)


1.Зиринг В. Сонатина Соль
-
мажор.

2.Черни К. (Гермер Г.).
Этюд №1 (2 тетрадь)


5 класс

В течение учебного года ученик должен изучить 6


8 произведений. Из них: 2


3 этюда, одну
полифоническую пьесу или пьесу с элементами полифонии, одно
произведение крупной формы, ансамбли. Продолжать работу по чтению с листа.

Техническое развитие.

За год ученик должен освоить 2


3 гаммы по следующим
требованиям: в параллельном движении двумя ру
ками, в расходящемся движении от
одного звука, тоническое трезвучие с обращениями отдельными руками.
Продолжать игру гамм отдельными руками и аккордов в новых тональностях (по
выбору педагога).

На зачете
ученик должен исполнить 2


3 произведения, одно из
них этюд.
Желательно исполнение на зачете произведения крупной формы. Для учеников,
обучающихся по пятилетней программе и заканчивающих музыкальную школу,
рекомендуется провести зачет в более торжественной обстановке.


Примерные программы для зачетов и кон
трольных уроков

5

класс

1. Чайковский П. «Новая кукла»

2. Черни К. (ред. Гермера). Этюд
1. Чайковский П.
«Старинная французская

12


№23 (1 т.)

песенка»

2. Шуман Р. «Смелый
наездник»


6 класс

В течение учебного года ученик должен изучить 6


9 произведений.
Необходимо вводить в репертуар произведения различных авторов (русских,
западноевропейских, современных композиторов) в целях всестороннего развития
музыкального кругозора ученика. Также рек
омендуется включать в репертуар
обработки народных песен и ансамблевые произведения. Продолжать работу по
совершенствованию навыков чтения с листа.

На зачете
ученик должен исполнить 2


3 произведения. Из них 1 этюд.
Желательно исполнение на зачете полифон
ической пьесы и произведения крупной
формы. Возможна замена двуручной пьесы ансамблевым произведением.

Таблица 19.

Примерные программы для зачетов и контрольных уроков

6 класс

1. Шостакович Д. Шарманка

2.Скарлатти Д. Ария ре минор

1.Даргомыжский А. Вальс
(«Табакерка»)

2.Лешгорн А. Соч. 66.
Этюд №2


7, 8 класс

В течение учебного года ученик должен изучить 6


9 произведений, в том числе
этюды, полифонические пьесы, произведение крупной формы, ансамбли.

В 6


7 классах ученик должен уже обладать
необходимыми пианистическими
навыками для того, чтобы разучить аккомпанемент выбранного произведения и
уметь аккомпанировать другому ученику несложные пьесы. В качестве солиста
может выступать и педагог, ведущий у ученика основной инструмент (баян,
балалай
ку, скрипку и т.д.). Стараться на каждом уроке выделять время для чтения с
листа.

На зачете

ученик должен исполнить 3


4 произведения по выбору педагога.
Основная цель этого зачета показать, насколько ученик освоил инструмент
фортепиано и получил навыки и
гры на этом инструменте.

Примерные программы для зачетов и контрольных уроков


13


7
-
8 классы

1.Бетховен Л. Сонатина Фа мажор,
ч.2

2.Гладковский А. «Маленькая
танцовщица»

1. Чайковский П.
«Старинная французская
песенка»

2. Шуман Р. «Смелый
наездник»


Примерные программы для итоговой аттестации

8 класс

(минимум)

1.Шуберт Ф. Вальс Соль мажор

2.Бортнянский Д. Соната До
мажор (Рондо)

1.Лядов А. Канон. Соч.34

2.Григ Э. «Песня о герое
(Соч. 17)



Примерные программы для итоговой аттестации

8 класс

(
максимум)

1.Геллер С. Этюд №6 (25
мелодических этюдов)

2.Дебюсси К. «Маленький
негритенок»

3.Свиридов Г. Грустная песенка

1.Дюссек И. Сонатина Ми
-
бемоль мажор (Соч.20)

2.Бах И. С. Двухголосная
инвенция ми минор

3.Черни К. Соч. 299 Этюд
№11


7. Контроль
над успеваемостью и оценка знаний

Контроль успеваемости учащихся проводится два
раза в

год, в виде
контрольного урока или академического концерта и проходит в довольно мягком
режиме.

Выступление на конкурсах, фестивалях засчитывается как сдача академическо
го
зачета

В результате обучения ученики должны

приобрести комплекс важных
практических навыков:

-

Осмысленное и быстрое разучивание музыкального текста;

-

Игра в ансамбле фортепианном и смешанном;

-

Подбор по слуху;

-

Работа с легким
аккомпанементом;

-

Приобретение навыков чтения нот с листа;

-

Ориентирование на клавиатуре и закрепление знаний по сольфеджио.

Исходя из многолетнего опыта педагогов, работающих на отделении
фортепиано, можно сделать вывод, что ученик, не имеющий дома фортепиа
но и
занимающийся раз в неделю по
1

час
у
, может пройти за год
8



10

произведений.

14


Сюда должны входить этюды, пьесы различные по жанрам, в том числе


с
элементами полифонии, а в более старших классах произведения крупной формы. С
большим интересом ребята
работают над ансамблями, где каждая партия сама по
себе не сложная, а в четырехручном исполнении произведение звучит интересно.

При переходе из класса в класс учение должен сдать годовой зачет апреле


мае,
на котором он должен исполнить программу, в соотв
етствии с зачетными
требованиями по классам. Кроме этого, ученик может выступать на концертах,
классных собраниях. Пьесы, которые он там исполняет, можно учитывать в зачет.

На каждого ученика рекомендуется завести индивидуальный план, где
записывается прог
рамма на год, фиксируются зачетные и концертные выступления,
выставляются оценки, отмечается выполнение плана.

Выступления на зачетах, оценки должны фиксироваться в протоколах, которые
хранятся у заведующих отделениями.

Критерии оценок при прохождении ито
говой аттестации по учебному
предмету «Фортепиано» (8 класс, предметная область «Хоровое пение»)


«Отлично»:

-

ученик уверенно исполняет программу, владеет исполнительской техникой,
богатством и разнообразием звуковой палитры, выступление эмоциональное и
а
ртистичное.

«Хорошо»:

-
произведения исполняются достаточно уверенно, но с ограниченной
исполнительской техникой и не достаточно эмоционально

«Удовлетворительно»:

-

однообразное исполнение, неточность штрихов и ритмического рисунка, вялая

динамика. Исполнение нестабильно.

«Неудовлетворительно»:

-

слабое знание программы наизусть, грубые технические ошибки и плохое
владение инструментом, отсутствие музыкальной образности.

8. Ожидаемые результаты освоения программы

-

знание инструментальных и
художественных особенностей и возможностей
фортепиано;


15


-

знание в соответствии с программными требованиями музыкальных
произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными
композиторами;

-

владение основными видами фортепианной техники, использ
ование
художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать
художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.

-

воспитание у обучающегося интереса к восприятию музыкального искусства,
самостоятельному музыкальному исполнительству;

-

сфо
рмированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков,
позволяющий

использовать многообразные возможности фортепиано для
достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста,
самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произвед
ений
различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

-

знание в соответствии с программными требованиями фортепианного
репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров
(полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды,
(
инструментал
ьные миниатюры);

-

знание художественно
-
исполнительских возможностей фортепиано;

-

знание профессиональной терминологии;

-

наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных
произведений разных жанров и форм, несложных хоровых партитур;

-

навыки

по воспитанию слухового контроля, умению управлять
процессом

исполнения музыкального произведения;

-

навыки по использованию музыкально
-
исполнительских средств
выразительности, выполнению

анализа исполняемых произведений,
владению различными видами техник
и исполнительства, использованию
художественно оправданных

технических приемов;

-

навыки по решению музыкально
-
исполнительских задач, обусловленные
художественным содержанием и особенностями формы, жанра и стиля
музыкального произведения;

-

наличие

музыкальной памяти, развитого полифонического мышления,
мелодического, ладогармонического
, тембрового слуха.


16


9. Условия для реализации программы


Минимальное материально
-
техническое обеспечение

Реализация программы предмета требует наличия учебного
кабинет
а (
класс для
индивидуальных занятий) и зал для концертных выступлений.

Оборудование учебного кабинета: 1
-
2 фортепиано.

Технические средства: метроном, наличие аудио и видеозаписей, магнитофон
.




Методическое обеспечение учебного процесса

Рекомендуемые

учебные издания
-

сборники гамм, упражнений, этюдов.
Художественный материал по программе. Использование методической и учебной
литературы, музыкальных словарей


Дополнительные источники:

музыкальная энциклопедия, поисковые
системы, сайты Интернета. С
айты издательств.

10. Примерные репертуарные списки

Методические рекомендации

Ученики струнного, народного и хорового отделений занимаются по фортепиано
по тем же сборникам, что и на отделении специального фортепиано. Это
классический р
епертуар начинающих пианистов. Но надо учесть, что появилось
много сборников новых изданий, в которые введены пьесы, ранее не исполняемые.
Педагог должен хорошо ориентироваться в традиционной и новой фортепианной
литературе, подбирать в репертуар ученика р
азнообразные пьесы, чтобы ребенок
мог познакомиться с произведениями композиторов
-
классиков, а также пьесами
современных авторов. Этюды надо подбирать на различные виды техники, с целью
наиболее эффективного развития пианистических навыков. В программе дае
тся
обновленный репертуарный список, по которому рекомендуется заниматься в классе
общего фортепиано. При подборе произведений нельзя забывать об индивидуальных
особенностях и возможностях ученика.

Предлагаемый репертуарный список дает возможность подбират
ь программу,
исходя из индивидуальных особенностей ученика (возраст, музыкальные данные,
наличие инструмента).

1, 2, 3 год обучения.


17


Этюды.

-

Беренс Г. Соч. 70. 50 маленьких фортепианных пьес без октав.

№№1
-
30

-

Гнесина Е. Маленькие этюды для начинающих.

№№1
-
3, 7, 9
-
13, 15
-
19.

-

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Ч.
I
. Сост. С. Ляховицкая и
Л. Баренбойм (по выбору).

-

Черни К. Избранные этюды (ред. Г. Гермер). Ч.
I
. №№1
-
6.

-

Шитте А. Соч. 108. 25 маленьких этюдов: №№1
-
15.



Соч. 160. 25 легких этюдов: №№1
-
20

-

Школа игры на фортепиано (Фортепианная игра) Ред. А. Николаев (по выбору).

-

Этюды для фортепиано на разные виды техники. 1 класс. Киев, 1983.

Пьесы. Произведения крупной формы.

-

Азбука игры на форт
епиано для учащихся подготовительного и 1 классов
ДМШ. Ростов
-
на
-
Дону. Изд. «Феникс», 2002.

-

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие (по выбору).
Изд. Ю. Челкаускаса. Москва, 1996.

-

Библиотека юного пианиста. Вып. 1. Сост. В. Натансон

(по выбору).

-

Библиотека юного пианиста. Тетр. 1 (под. ред. В. Катанского),Москва,2002.

-

Бриль И. Джазовые пьесы для фортепиано. 1
-
3 классы ДМШ. Изд. «Кифара»,
Москва 2002:


Рэгби;


Basso

ostinato
;


Оркестр приехал;


В народном духе;


Блюз
I
;


Блюз
II
.

-

Гречанинов А. Соч. 98. Детский альбом: Маленькая сказка, Скучный рассказ,
В разлуке, Мазурка.

-

Кабалевский Д. Соч. 27. Избранные пьесы для детей: Ночью на реке, Вроде
вальса

-

Майкапар С.
Соч. 28. Бирюльки: Пастушок, В садике, Сказочка.


Соч. 33. Миниатюры: Разлука.


18


-

Маленькому пианисту. Под ред. Б. Милича (по выбору).

-

Маленький пианист. Под ред. М. Соколова (по выбору).

-

Первая встреча с му
зыкой. Под ред. А. Артоболевской (по выбору).

-

Первые шаги в музыке. Под ред. Т. Сергеевой (по выбору).

-

Слонов Ю. Пьесы для детей: Сказочка, Кукушка, Колыбельная.

-

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Часть
I
. Сост. С.
Ляховицкая (по выбору)
.

-

Сборник пьес для фортепиано ДМШ. 1
-
2 классы (по выбору).

-

Хрестоматия педагогического репертуара (ред. Н. Любомудрова). 1
-
2 выпуски
(по выбору).

-

Хрестоматия педагогического репертуара (ред. А. Бакулов и К. Сорокин)
Пьесы 1 класс (любые выпуски).

-

Х
рестоматия педагогического репертуара.1 класс (ред. В. Катанский). Москва
2002

-

Школа игры на фортепиано. (Фортепианная игра) Ред. А. Николаев (по
выбору).

-

Школа. Самоучитель игры на фортепиано:


Кукла (чилийская народная песня);


Петушок (немецкая народная песня);


Ку
-
ку (кубинская народная песня);


П. Хил. С днем рождения.

Ансамбли.

-

Ансамбли. 1
-
3 классы детской музыкальной школы (Ред. В. Григоренко).
Москва 1994.

-

Артоболевская А. Первая встреча с музы
кой. Учебное пособие. Изд. Ю.
Челкаускаса. Москва 1996


Т. Хренников. Токкатина.


В. Калинников. Киска.


М. Глинка. Хор «Славься» (из оперы «Иван Сусанин»)

-

Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей. Часть 1
, 2. Сост. С.
Ляховицкая. (по выбору).


19


-

Хрестоматия педагогического репертуара. 1 класс. Сост. Н. Любомудрова (по
выбору).

-

Хрестоматия педагогического репертуара. Сост. А. Бакулов и К. Сорокин. 1
класс. (по выбору).

4
-
5 год обучения.

Этюды.

-

Лак Т. Соч
. 172. Этюды №№5, 6, 8.

-

Лемуан А. Соч. 37. 50 характерных прогрессивных этюдов: №№4, 5, 9, 11, 12,
15, 16, 20
-
23.

-

Лешгорн А. Соч. 65. Избранные этюды для начинающих (по выбору).

-

Шитте А. Соч. 68. 25 этюдов: №№ 2, 3, 6, 9.

-

Черни К. Избранные фортепи
анные этюды. Под ред. Г. Гермера. Ч.
I



по
выбору.

Пьесы.

-

Вилла
-
Лобок Э. Избранные нетрудные пьесы (по выбору).

-

Глинка М. Полька, Чувство, Простодушие.

-

Гречанинов А. Соч. 118, Восточный напев. Соч. 123, Бусинки, Грустная
песенка.

-

Кабалевский

Д. Соч. 27. Токкатина. Соч. 39. Клоуны.

-

Косенко В. Соч. 15. 24 детских пьесы: Вальс, Полька, Скерцино.

-

Майкапар С. Соч. 23. Миниатюры: Тарантелла. Соч. 28. Бирюльки: Эхо в
горах, Весною.

-

Раков Н. 8 пьес на тему русской народной песни: Песня, Полька.

До мажор.

-

Сигмейстер Э. Фортепианные пьесы для детей: Уличные игры, Солнечный
день, Американская народная песня.

-

Фрид Г. Семь пьес: «С Новым годом!», Весенняя песенка.

-

Хачатурян А. Андантино.

-

Чайковский П. Соч. 39. Детский альб
ом: Марш оловянных солдатиков, Новая
кукла, Мазурка и др.

-

Шуман Р. Соч. 68. Альбом для юношества: Сицилийская песенка, Веселый
крестьянин.


20


-

Хрестоматия педагогического репертуара для фортепиано. Вып.
I

3
-
4 кл. Сост.
и ред. Н. Любомудровой, К. Сорокина.
По выбору.

Произведения крупной формы.

-

Андре А. Соч. 34. Сонатина №5 Фа мажор, ч.
I
.

-

Беркович И. Сонатина До мажор.

-

Бетховен Л. Сонатина Фа мажор, ч. 1.

-

Глиэр Р. Соч. 43. Рондо.

-

Гнесина Е. Тема и шесть маленьких вариаций Соль мажор.

-

Диабелли А.

Соч. 151. Сонатина №1. Рондо.

-

Кабалевский Д. Соч. 27. Сонатина Ля минор.

-

Клементи М. Соч. 36. Сонатина До мажор ч. 2, 3. Сонатина Соль мажор ч. 1, 2.

-

Кулау Ф. Вариации Соль мажор. Соч. 55, №1. Сонатина До мажор, ч. 1, 2.

-

Мелартин Э. Сонатина Соль
минор.

-

Моцарт Л. Сонатина Фа мажор, ч. 1, 2.

-

Раков Н. Сонатина До мажор.

-

Чимароза Д. Сонатина Ре минор.

Полифонические произведения.

-

Бах И. С. Нотная тетрадь А. М. Бах. Менуэт №3 До минор, Менуэт №12 Соль
мажор, Марш №16,
Полонез №19.

-

Избранные произведения композиторов
XVI
,
XVII
,
XVIII
, начала
XIX

веков.
Вып. 2 под ред. Н. Кувшинникова. По выбору.

-

Обработки народных песен.

Ансамбли.

Произведения по выбору из сборников:

-

Библиотека юного пианиста. Избранные ансамбли. В
ып. 1. Сост. Натансон М.

-

Библиотека юного пианиста. Пьесы на народные темы для фортепиано в 4
руки.

-

Играем вдвоем. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Вып. 1. Сост. А.
Борзенков.

-

Калинка. Альбом начинающего пианиста. Вып. 2. Сост. А. Бакулов, К.
Сороки
н.


21


-

Хрестоматия фортепианного ансамбля. Младшие и средние классы. Сост.С.
Диденко

6


7
(
8
)

год обучения.

Этюды



Беренс Г. 32 избранных этюда


из соч. 61 и 88: №№1


3, 24


из соч. 88 этюды: №№ 5,7



Бертини А.


28 избранных этюдов из


соч. 29 и 32: №№ 4, 5, 9



Лак Т. Соч. 172 Этюды: №№ 4, 5



Лемуан А. Соч. 37 Этюды по выбору



Лешгорн А. Соч. 66 Этюды №№ 1


4



Черни К. Избранные фортепианные эт
юды. Под ред. Г. Гермера
I
,
II

ч. по
выбору

Пьесы
.



Бетховен Л. Аллеманда, Элегия, багатель соль минор, Элизе.



Гайдн И. Избранные пьесы для фортепиано (по выбору)



Косенко В. Соч. 15. 24 детских пьесы: Петрушка, Мелодия, дождик,
Мазурка.



Чайковский П. Соч.
39. Детский альбом. По выбору.



Шостакович Д. Танцы кукол: Лирический вальс.



Шуман Р. Соч. 68. Альбом для юношества. По выбору.



Хрестоматия пед. Репертуара. Пьесы. 3, 4, 5 класс. Ред. А. Бакулов и К.
Сорокин (по выбору).

Произведения крупной формы.



Хрестома
тия пед. репертуара. 3, 4, 5 класс. Ред. Н. Любомудрова (по
выбору).



Хрестоматия пед. репертуара. Пьесы. 3, 4, 5 класс. Ред. А. Бакулов и К.
Сорокин (по выбору).


22


Полифонические произведения



Бах И. С. Маленькие прелюдии и фуги. Тетр. 1: До мажор, Фа
-
мажор;
тетр. 2:
Ре мажор.

Двухголосые инвенции: До мажор, Си
-
бемоль мажор, ми минор, ля минор.



Хрестоматия пед. репертуара. 3, 4, 5 класс. Полифонические произведения.
Ред. Н. Любомудрова и Ред. А. Бакулов и К. Сорокин.

Ансамбли.

Рекомендуемые сборники

(по

выбору:



Легкие пьесы для чтения с листа в 4 руки. Сост. Т. Яковлева.



Маленькому любителю музыки. Альбом фортепианных пьес. Сост. С.
Ляховицкая.



Музыкальный час. Популярные детские песни в переложении для
фортепиано в 4 руки.


Вып.
1. Ред. Е. Орехова.


Вып. 2. Ред. В. Марутаев.



Русские народные песни. Легкая обработка для фортепиано в 4 руки. Тетр. 1,
2. Сост. А. Бакулов.

11. Список используемой литературы

1.

Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М. 19
71.

2.

Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Из опыта работы педагога
-
пианиста с
детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Российское музыкальное
издательство. 1996.

3.

Методические рекомендации по организации учебно
-
воспитательной работы в
инструме
нтальных классах детских музыкальных школ (музыкальных отделений
школ искусств). М. 1991.

4.

Милич Б. Воспитание ученика
-
пианиста. 1
-
2 классы ДМШ. Киев. 1977.

5.

Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М. 1961.

6.

Программа для ДМШ (музыкальных отделений школ ис
кусств). Музыкальный
инструмент (фортепиано). М. 1988.


23


7.

Программа для детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств).
М. 1991.

8.

Роль и значение репертуара в воспитании музыканта. Часть
I
. Пед. репертуар для
начинающих пианистов (методическая
разработка для преподавателей ДМШ и муз.
училищ). М. 1988.

9.

Смирнова Т. Беседы о музыкальной педагогике и о многом другом. М. 1997.

10.

Тургенева Э. Организация учебного процесса в младших классах фортепиано. М.
1990.

11.

Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов.
М. 1959.





Приложенные файлы

  • pdf 44776669
    Размер файла: 376 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий