АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ИЗО 6 КЛАСС. Пояснительная записка. Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса разработана в соответствии: — с требованиями Федерального


АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ИЗО 6 КЛАСС
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);- с авторской программой: программы Б. М. Неменского «Изобразительное  искусство». Рабочие программы. Предметная линия  учебников. 5-7 классы: [Б. М. Неменский, Н. А. Горяева, А. С. Питерских].- М.:  «Просвещение», 2011г. – 129с.
В данной рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности. Овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвитии и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.
Целью программы является духовно-нравственное развитие ребёнка, то есть формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет "Изобразительное искусство" в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащегося как неотъемлемой части культуры духовной. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие в социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и утверждения своей уникальной индивидуальности.Тема 6 класса "Изобразительное искусство в жизни человека" посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, обучающийся сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразовать жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний и умений.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.          
Планируемые результаты
Личностные результаты учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
 • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты учебного предмета
Метапредметныерезультаты характеризуют уровень сформированных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты учебного предмета
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• формирование основ художественной культуры обучающихся как
части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира: развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
 • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
• освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов,
жанров и стилей как материального выражения        духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
• приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ;
• осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
• развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание программы
Программа предусматривает изучение предмета в 6классе в объеме 34 часа (1 учебный час в неделю).
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, является изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведения искусства через сопереживания его образному содержанию.
Мир наших вещей. Натюрморт
История развития жанра "натюрморт" в контексте развития художественной культуры.
Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.
Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.
Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, объем, форма, свет).
Вглядываясь в человека. Портрет
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета – интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее.
Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет).
Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.
Человек и пространство. Пейзаж
Жанры в изобразительном искусстве.
Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.
Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.
Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей.
Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС

п\пТема урока Кол-во часов Основное содержание Вид деятельности Задания для учащихся Дата проведения 1 2 3 4 5 6 Раздел 1. ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ИХ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА
1 Изобразительное искусство в семье пластических искусств. 1 Виды   пространственных  и изобразительных   искусств; различные     художественные материалы  и  их значение  в создании      художественного образа. Различать предложенные репродукции картин по видам искусства и материалу выполнения. Различать понятия «вид» и «жанр» в искусстве. Сбор информации по теме «Изобразительное искусство». Принести веточки и листья деревьев.
2 Рисунок- основа изобразительного искусства 1 Виды графики, графические   художественные   материалы и их значение в создании художественного образа, выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер). Использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры. Зарисовка с натуры растений и веточек  (колоски, колючки, зонтичные и т.д.)
3 Линия и ее выразительные возможности. 1 Выразительные   свойства линии,  виды  и  характер линии, условность и образность  линейного   изображения,
ритм линий, ритмическая организация  листа,  роль ритма в создании образа. Использовать линию в собственной творческой работе. Выполнить по представлению линейные рисунки трав,используя различные линии (колоски, колючки, зонтичные и т.д.).
4 Пятно как средство выражения Композиция как ритм пятен 1 Основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве, роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности. Изобразить ветер, тучи, дождь и туман. 5 Цвет. Основы цветоведения1 Основные характеристики и свойства цвета. Выполнять цветовые растяжки по заданному цвету, владеть навыками механического смешения цветов. Выполнить упражнение на смешивание цветов. Подобрать осенние листья одного цветового тона, но разной. 6 Цвет в произведениях живописи. 1 « Колорит» и его роль в создании художественногообраза. Овладеть навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи. Рисунок осеннего букета.
Принести пластилин и рисунки, фото животных. 7 Объемные изображения в скульптуре 1 «Анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Определять понятие «анималистический жанр».  Использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе. Фигурка любого животного из пластилина.
8 Основы языка изобразительного искусства. 1 Виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников,творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Воспринимать и анализировать знакомые произведения искусства. Составить кроссворд (5-6 слов), используя приобретенные знания. №
п\пТема урока Кол-во часов Основное содержание Вид деятельности Задания для учащихся Дата проведения
1 2 3 4 5 6 7
Раздел 2. МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАРЮРМОРТ
9 Реальность и фантазия в творчестве художника. 1 Изображение как познание окружающего мира и выражение отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Определять значение изобразительного искусства в жизни человека и общества, взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в произведениях искусства. Написать мини-рассказ к рисунку. 10 Изображение предметного мира- натюрморта 1 Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Определять понятие  «натюрморт». Иметь представление о выдающихся художниках и их произведениях в жанре натюрморта. Активно воспринимать произведения   искусства   натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм, пятно, композиция). Дорисовать натюрморт. Принести клей, ножницы, бумагу.
11 Понятие формы Многообразие форм окружающего мира 1 Линейные, плоскостные и объемные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм.
Иметь представление о многообразии и выразительности форм. Разделять сложную форму предмета на простые геометрические фигуры. Конструировать из бумаги простую геометрическую форму (конус, цилиндр, куб, призма).
Изготовить из бумаги простые геометрические тела. Подобрать изображения природных форм и форм, созданных человеком. 12 Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива. 1 Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости. Применять правила: 1)объемного изображения геометрических тел с натуры,2) композиции на плоскости. Применять полученные знания в практической работе с натуры. Зарисовка конструкции геометрических тел с учетом линейной перспективы. 13 Освещение. Свет и тень. 1 Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине. Применять основы изобразительной грамоты: светотень. Использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры. Рисунок геометрического тела с боковым освещением. Принести картон, клей,  ножницы. 14 Натюрморт в графике. 1 Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт ка выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Творчество А. Дюрера, В. Фаворского. Понимать роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Называть выдающихся художников-графиков. Составлять натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные    средства    графики; работать в технике печатной графики. Рисунок натюрморта в карандаше или в технике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне).
15 Цвет в натюрморте. 1 Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен. И. Машков «Синие сливы», А. Матисс «Красные рыбки», К. Петров-Водкин «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Определять выразительные возможности цвета. Передавать с помощью   цвета     настроение в натюрморте; работать  гуашью; анализировать цветовой     строй     знакомых произведений натюрмортного жанра.
Натюрморт
в цвете (краски, гуашь). Подготовить доклады по теме «Выдающиеся художники натюрмортного жанра».
16 Выразительные возможности натюрморта. 1 Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Определять жанр натюрморт, называть выдающихся художников и  их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, И. Машков, П. Сезанн). Анализировать образный  язык произведений натюрмортного жанра. Представлять доклад перед аудиторией. Оформление своих творческих работ. №
п\пТема урока Кол-во часов Основное содержание Вид деятельности Задания для учащихся Дата проведения 1 2 3 4 5 6 Раздел 3. ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
17 Образ человека- главная тема искусства 1 Портрет как образ определенного реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембранд, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин. Распознавать жанры изобразительного искусства,  портреты, выполненные  выдающимися      художниками-портретистами русского  и мирового искусства   (Рембрант,  И. Репин). Активно воспринимать   произведения    портретного жанра.
Подобрать картинки и иллюстрации с образом человека 18 Конструкция головы человека и ее пропорции.
1 Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Симметрия лица. Величина и форма глаз, носа; расположение и форма рта.
Определять пропорции в изображении головы, лица человека. Применять полученные знания в практической работе.
Оформить в технике коллажа рамку для портрета, которая отражала бы ваши личные интересы и увлечения. Принести зеркало.
19 Изображение головы человека в пространстве 1 Повторение закономерностей в конструкции головы человека.
Выполнить элементы
в конструкции головы
с учетом пропорций (глаза, рот, нос, уши). Выполнить автопортрет. Определять пропорции в конструкции головы человека.
Иллюстрации по теме. 20 Графический портретный рисунок и выразительность образа человека 1 Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова. Определять  пропорции   головы   и лица   человека. Называть   выдающихся представителей    русского    и мирового   искусства   (А. Дюрер,    Леонардо    да    Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра.  Использовать  выразительность            графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры
( набросок друга или одноклассника).
Принести пластилин. 21 Портрет в скульптуре 1 Человек- основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и
С. Т. Котенкова. Определять  материалы   и  выразительные возможности скульптуры. Передать характер    героя    в   скульптурном портрете,  используя  выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека.
Подобрать из журналов, открыток изображения по теме. 22 Сатирические образы человека 1 Понятия «шарж» и сатирический образ человека. Особенности сатирических образов.
Анализировать   образный язык произведений портретного   жанра;   работать с графическими материалами.
Выполнить рисунок дружеского шаржа.
Подготовить рефераты на тему : Жизнь и творчество И.Е. Репина. 23 Образные возможности освещения в портрете 1 Особенности изображения человека при различном освещении, с изменением его восприятия при направлении света сбоку, снизу, при изображении против света, с контрастностью освещения. Наблюдение натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении. Черная акварель. Принести своё фото. 24 Портрет в живописи 1 Роль и место живописного портрета в истории искусства, обобщенным образом человека в живописи Возрождения, в 16-19 и 20 веках Зарисовки композиции портретов с натуры в карандаше Принести фото члена семьи. 25 Роль цвета в портрете 1 Цветовое решение образа в портрете; дать понятие цвета, тона и освещения в портрете
Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга). Подобрать материал на тему: Великие портретисты 26 Великие портретисты (обобщение темы) 1 Презентация рефератов на тему «Художники-портретисты и их произведения». Презентация работ- портретов; отчет по рефератам, их анализ и оценка. Оформление своих творческих работ №
п\пТема урока Кол-во часов Основное содержание Вид деятельности Задания для учащихся Дата проведения
1 2 3 4 5 6 7
Раздел 4. ЧЕЛЕВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
27 Жанры в изобразительном искусстве. 1 изображение картин мира в изобразительном искусстве и его видением в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и тематический жанр. Выписать названия нескольких произведений, относящихся к разным жанрам, но одного художника 28 Изображение пространства 1 Познакомить с особенностями изображения пространства в искусстве Древнего Египта и Древней Греции, правилами линейной перспективы в искусстве и историей их открытия Пространство иконы, его смысл. Потребность в изображении глубины пространства, открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Продолжить работу со словарями и энциклопедической литературой 29 Правила линейной и воздушной перспективы 1 Расширить знания учащихся о перспективе как учении о способах передачи глубины пространства в искусстве. Дать понятие точки зрения, точки схода.
Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил перспективы. Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой Рисунок уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы. 30 Пейзаж- большой мир. Организация изображаемого пространства 2 Познакомить с традициями изображения пейзажа в Древнем Китае. Европе.
Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями Сбор иллюстраций с изображением пейзажей 31 Пейзаж- настроение. Природа и художник. 1 Познакомить с многообразием форм  и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения. Пейзаж- настроение. Работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе. Изменчивые и яркие цветовые состояния. Выполнить наброски пейзажа улиц города с натуры. 32 Городской пейзаж 1 Изображение образа города в живописи, особенностями городского пейзажа в истории искусства в разные эпохи и в российском искусстве 20 века. Работа над графической композицией «Городской пейзаж», «Мой город». Коллективная работа путем аппликации отдельных изображений в общую композицию после предварительного эскиза. Внимание на ритмическую композицию листа. Подготовить доклады о работах художников- пейзажистов. 33 Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
1
Обобщить изученный за прошедший учебный год материал; подвести итог общей дискуссионной проблемы, обсуждаемой в течении года, о значении изобразительного искусства в жизни людей Выставка лучших работ учащихся за учебный год. нет Всего 34

Приложенные файлы

  • docx 46524952
    Размер файла: 37 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий