Сольное исполнительство на баяне Сольное исполнительство на аккордеоне. Квалификация Артист высшей квалификации. Преподаватель творческих дисциплин в высшей школе.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ИНСТИТУТ

ИСКУССТВ»



АССИСТЕНТУРА
-
СТАЖИРОВКА




Кафедра
народных инструментов




УЧЕБНО
-
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИ
НЫ

ИСКУССТВО МУЗЫКАЛЬНО
-
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА


53.09.01 Искусство музыкально
-
инструментального

исполнительства (по видам)

Вид:

Сольное исполнительство на
баяне

Сольное исполнительство на аккордеоне


Квалификация

Артист высшей квалификации.

Пре
подаватель

творческих дисциплин в высшей школе




Владивосток 2016





С
С
о
о
д
д
е
е
р
р
ж
ж
а
а
н
н
и
и
е
е



1.

Цель

и задачи дисциплины

2.

Место дисциплины в структуре О
ПОП

3.

Планируемые результаты обучения при прохождении дисциплины
,
соотнесенные с планируемыми результатами освоения ОПОП

4.

Объем дисциплины и виды
учебной работы

5.

Содержание дисциплины

5.1

Разделы дисциплин
ы и виды занятий

5.2

Связь разделов дисциплины с формируемыми компетенциями

5.3

Содержание разделов дисциплины

6.

Учебно
-
методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1

Основн
ая литература

6.2

Дополнительная литература

6.3

Программное обеспечение

6.4

Базы данных, информационно
-
справочные и поисковые системы



7.

Материально
-
техническое обеспечение дисциплины

8.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплин
ы

8.1

Образовательные технологии

8.2

М
етоды

организации

с
амостоятельн
ой
работ
ы

ассистентов
-
стажеров

8.3

Оценочные средства для
текущего и промежуточного
контроля
успеваемости

8.4

Зачетные и э
кзамена
ционные требования

1
1
.
.


Ц
Ц
е
е
л
л
ь
ь


и
и


з
з
а
а
д
д
а
а
ч
ч
и
и


д
д
и
и
с
с
ц
ц
и
и
п
п
л
л
и
и
н
н
ы
ы

Цель
ю

дисциплины является воспитание высококвалифицированных
исполнителей, способных создавать индивидуальную художественную
интерпретацию музыкального произведения, владеющих методологией анализа
и оценки различных исполнительских интерпретаций, понимающих
ос
обенности национальных школ, исполнительских стилей, обладающих
музыкально
-
текстологической культурой, способностью к углубленному
прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста,
владеющих искусством публичного исполнения концертных прог
рамм,
состоящих из музыкальных произведений различных жанров, стилей, эпох.

Задачами

дисциплины являются формирование у ассистентов
-
стажѐров
мотивации к постоянному поиску творческих решений при исполнении
музыкальных произведений, совершенствованию художе
ственного вкуса,
чувства стиля, воспитание профессиональных навыков в постижении
содержания и формы музыкального произведения, овладение большим
сольным концертным репертуаром, включающим произведения различных
эпох, жанров и стилей, развитие механизмов му
зыкальной памяти, творческого
воображения, активизация слухо
-
мыслительных процессов, активизация
эмоциональной, волевой сфер, развития

артистизма, свободы самовыражения,
исполнительской воли, концентрации внимания, совершенствование культуры
звукоизвлечени
я, звуковедения и фразировки, артикуляционного мастерства,
овладение всеми видами техники исполнительства, богатством штриховой
палитры, стимулирование творческой инициативы в ходе освоения
произведений и концертного исполнительства, воспитание устойчивого

внимания и самоконтроля в процессе исполнения музыки, результативной
самостоятельной работы над произведением.

2
2
.
.


М
М
е
е
с
с
т
т
о
о


д
д
и
и
с
с
ц
ц
и
и
п
п
л
л
и
и
н
н
ы
ы


в
в


с
с
т
т
р
р
у
у
к
к
т
т
у
у
р
р
е
е


О
О
П
П
О
О
П
П


Дисциплина «
Искусство музыкально
-
инструментального исполнитель
-
ства
» относится к
базовой части

блока
Дисци
плины

(
Д.БЧ.
3
).

Для изучения курса требуется использование знаний и навыков,
полученных студентами при освоении дисциплин
ы

«
Специальный инструмент
»

в объѐме требований программы подготовки специалиста.


3
3
.
.


П
П
л
л
а
а
н
н
и
и
р
р
у
у
е
е
м
м
ы
ы
е
е


р
р
е
е
з
з
у
у
л
л
ь
ь
т
т
а
а
т
т
ы
ы


о
о
б
б
у
у
ч
ч
е
е
н
н
и
и
я
я


п
п
р
р
и
и


п
п
р
р
о
о
х
х
о
о
ж
ж
д
д
е
е
н
н
и
и
и
и


д
д
и
и
с
с
ц
ц
и
и
п
п
л
л
и
и
н
н
ы
ы
,
,


с
с
о
о
о
о
т
т
н
н
е
е
с
с
е
е
н
н
н
н
ы
ы
е
е


с
с


п
п
л
л
а
а
н
н
и
и
р
р
у
у
е
е
м
м
ы
ы
м
м
и
и


р
р
е
е
з
з
у
у
л
л
ь
ь
т
т
а
а
т
т
а
а
м
м
и
и


о
о
с
с
в
в
о
о
е
е
н
н
и
и
я
я


О
О
П
П
О
О
П
П


Дисциплина

«
Искусство музыкально
-
инструментального исполнитель
-
ства
»

участвует
(наряду с другими дисциплинами)

в формировании следующих
профессиональных

компетенций
:

концертно
-
исполнительская

деятельность:

способность

создавать индивидуальную художественную интерпретацию
музыкального произведения (ПК
-
6);

способность

осуществлять музыкально
-
исполнительскую деятельность и
представлять ее результаты общественности (ПК
-
7);

способность

обладать зна
ниями закономерностей и методов
исполнительской работы над музыкальным произведением, подготовки к
публичному выступлению, студийной записи (ПК
-
8);

способность

быть мобильным в освоении репертуара
,

разнообразного по
эпохам, стилям, жанрам, худ
ожественным н
аправлениям (ПК
-
9).

В результате освоения дисциплины ассистент
-
стажѐр должен:

знать:

1.

основные композиторские стили,

2.

обширный концертный репертуар, включающий произведения разных эпох,
жанров и стилей,

3.

основные нотные издания концертного репертуара;

уме
ть:

1.

анализировать художественные и технические особенности музыкальных
произведений, анализировать и подвергать критическому разбору процесс
исполнения музыкального произведения,

2.

находить индивидуальные пути воплощения музыкальных образов,
раскрывать худо
жественное содержание музыкального произведения,
создавать собственную интерпретацию музыкального произведения,

3.

самостоятельно изучать и готовить к концертному исполнению
произведения разных стилей и жанров,

4.

применять рациональные методы поиска, отбора,
систематизации и
использования информации в
выпускаемой специальной учебно
-
методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам;

владеть
:

1.

навыками самостоятельной подготовки к концертному исполнению
музыкальных произведений различных стилей и

жанров,

2.

навыками поиска исполнительских решений, приемами психической
саморегуляции,

3.

знаниями в области истории исполнительс
тва на специальном инструменте,

4.

художественно
-
выразительными средствами (штрихами, разнообразной
звуковой палитрой и другими сред
ствами исполнительской
выразительности),

п
рофессиональной
терминологией.




Наименование
компетенции


Показатель оценки сформированности компетенции

ПК
-
6 С
пособность создавать индивидуальную художественную интерпретацию
музыкального произведения

з
нает
:



основные композиторские стили
;

умеет:



находить индивидуальные пути воплощения музыкальных образов,
раскрывать художественное содержание музыкального произведения,
создавать собственную интерпретацию музыкального произведения,



самостоятельно изучать и
готовить к концертному исполнению
произведения разных стилей и жанров
;

владеет:



навыками поиска исполнительских решений, приемами психической
саморегуляции



художественно
-
выразительными средствами (штрихами, разнообразной
звуковой палитрой и другими средст
вами исполнительской
выразительности)

ПК
-
7 С
пособность осуществлять музыкально
-
исполнительскую деятельность и
представлять ее результаты общественности
;

з
нает:



обширный концертный репертуар, включающий произведения разных
эпох, жанров и стилей
.


умеет:



самостоятельно изучать и готовить к концертному исполнению
произведения разных стилей и жанров

владеет:



навыками самостоятельной подготовки к концертному исполнению
музыкальных произведений различных стилей и жанров



художественно
-
выразительными средствам
и (штрихами, разнообразной
звуковой палитрой и другими средствами исполнительской
выразительности)

ПК
-
8


способность обладать знаниями закономерностей и методов
исполнительской работы над музыкальным произведением, подготовки к
публичному выступлению, ст
удийной записи

з
нает:



основные нотные издания концертного репертуара
.


умеет:



анализировать художественные и технические особенности
музыкальных произведений, анализировать и подвергать критическому
разбору процесс исполнения музыкального произведения


владеет:



знаниями в области истории исполнительства на специальном
инструменте



профессиональной терминологией
.

ПК
-
9 С
пособность быть мобильным в освоении репертуара, разнообразного по
эпохам, стилям, жанрам, художественным направлениям

з
нает:



основные

нотные издания концертного репертуара
.


умеет:



применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и
использования информации в выпускаемой специальной учебно
-
методической литературе по профилю подготовки и смежным вопросам

владеет:



художествен
но
-
выразительными средствами (штрихами, разнообразной
звуковой палитрой и другими средствами исполнительской
выразительности)
.



4
4
.
.


О
О
б
б
ъ
ъ
е
е
м
м


д
д
и
и
с
с
ц
ц
и
и
п
п
л
л
и
и
н
н
ы
ы


и
и


в
в
и
и
д
д
ы
ы


у
у
ч
ч
е
е
б
б
н
н
о
о
й
й


р
р
а
а
б
б
о
о
т
т
ы
ы

Общая трудое
мкость дисциплины


36

зачетных единиц

(
1296

часов
). Из
них контактная ра
бота (индивидуальные занятия)


138 часов, самостоятельная
работа


1086 часов, трудоемкость контроля


72 часа. Время изучения


1

4
семестр
. Форма аттестации:

зачет (1, 3 семестр),

экзамен (2
, 4 семестр), ГИА.


Вид учебной работы

Всего

часов

Семестры

1

2

3

4

Контактная работа
(всего)

В том числе:


138





Индивидуальные занятия

138

36

36

36

30

Самостоятельная работа (всего)


1086

288

288

288

222

Контроль

(подготовка к экзамену)

72


36


36

Вид промежуточной аттестации



зачет

э
кза
-
мен

зачет

э
кза
-
мен

Общая трудоемкость
,
часы

1296





Зачетные единицы

36







5
5
.
.


С
С
о
о
д
д
е
е
р
р
ж
ж
а
а
н
н
и
и
е
е


д
д
и
и
с
с
ц
ц
и
и
п
п
л
л
и
и
н
н
ы
ы


5
5
.
.
1
1


Р
Р
а
а
з
з
д
д
е
е
л
л
ы
ы


д
д
и
и
с
с
ц
ц
и
и
п
п
л
л
и
и
н
н
ы
ы


и
и


в
в
и
и
д
д
ы
ы


з
з
а
а
н
н
я
я
т
т
и
и
й
й




п/п


Наименование раздела дисциплины

Количество часов

Индивидуаль
ные занятия

СР
,

Контроль

Всего

1 семестр


1

Концертный

репертуар
баяниста
-
аккордеониста
.



36



288



324

Работа над сольной концертной программой
(1 отделение).


Всего 1 семестр:

36

288

324

2 семестр



2

Методология анализа и оценки различных
исполнительских интерпретаций.



36



288



324

Работ
а над сольной концертной
программой. Создание индивидуальной
художественной интерпретации.

Подготовка к экзамену


36

36


Всего 2 семестр:

36

324

360

3 семестр


3

Закономерности и методы исполнительской
работы над музыкальным произведением.



36



288



324

Работа над сольной концертной программой
(2 отделения).


Всего 3 семестр:

36

288

324

4 семестр



4

Интерпретация произведений концертной
программы.



30



222



252

Работа над сольной концертной
программой. Создание индивидуальной
худо
жественной интерпретации.

Подготовка к экзамену.


36

36


Всего 4 семестр:

30

258

288


ИТОГО В 1
-
4 СЕМЕСТРАХ

138

1158

1296


5
5
.
.
2
2
.
.


С
С
в
в
я
я
з
з
ь
ь


р
р
а
а
з
з
д
д
е
е
л
л
о
о
в
в


д
д
и
и
с
с
ц
ц
и
и
п
п
л
л
и
и
н
н
ы
ы




с
с


ф
ф
о
о
р
р
м
м
и
и
р
р
у
у
е
е
м
м
ы
ы
м
м
и
и


к
к
о
о
м
м
п
п
е
е
т
т
е
е
н
н
ц
ц
и
и
я
я
м
м
и
и




Наименование компетенций

№ разделов дисциплины, участвующих

в формировании компетенций

1

2

3

4

ПК
-
6


+


+

ПК
-
7


+


+

ПК
-
8

+


+


ПК
-
9

+


+




5
5
.
.
3
3
.
.


С
С
о
о
д
д
е
е
р
р
ж
ж
а
а
н
н
и
и
е
е


р
р
а
а
з
з
д
д
е
е
л
л
о
о
в
в


д
д
и
и
с
с
ц
ц
и
и
п
п
л
л
и
и
н
н
ы
ы


Содержание дисциплины «
Искусство музыкально
-
инструментального
исполнительства
» включает

в себя изучение и подготовку к концертному
и
сполнению произведен
ий разных стилей, жанров, эпох:

полифонические произведения доклассического периода,

венский классицизм,

западноевропейский романтизм,

импрессионизм,

прои
зведения русских композиторов
XIX

века,

произведения композиторов
XX
-
XXI

веко
в.

В процессе
изучения дисциплины ассистент
-
стажѐр должен научиться
применять на практике свои знания, умения и навыки в качестве солиста,
исполнителя концертных программ. Проверка исполнительских навыков
проходит на экзаменах

и
публичных выступлениях на
разного рода концертах,
которые могут проходить как в стенах вуза, так и на других концертных
площадках.

Все программы подбираются преподавателем по специальности в
соответствии с экзаменационными требованиями и
испол
нительским уровнем
ассистента
-
стажѐра и

утверждаются кафедрой. При выборе прогр
аммы по
специальности

преподаватель принимает во внимание уровен
ь природной
одарѐнности ассистента стажѐра и
его индивидуальные профессиональные
особенности. В сольные программы могут быть включены произведения
разно
го уровня сложности.

Все экзамены проходят публично в концертном зале в присутствии
публики и экзаменационной

комиссии.

1 семестр

Концертный репертуар

баяниста
-
аккордеониста

Выбор

произведений для концертной программы.
Принципы подбора
произведений для сол
ьной концертной программы. Подбор нотных изданий
концертного репертуара, соответствующих современным требованиям.


П
одготовка сольной концертной программы.

Разбор текста, выучивание
наизусть, создание собственной исполнительской концепции произведений,
раб
ота над преодолением технических и звуковых сложностей.


2 семестр

Методология анализа и оценки различны
х исполнительских
интерпретаций

Исполнительский анализ произведений, включѐнных в сольную
программу. Сравнительный анализ различных существующих интерпр
етаций.
Особенности
разных
исполнительских стилей.

Завершение работы над концертной программой. Пробные исполнения
произведений в классе. Подготовка к сольному концерту.

Исполнение сольной
концертной программы (1 отделение)
.

В программу включаются произве
дения разных стилей и жанров

и
, как
минимум, одно произведение значительной сложности, или циклическое
произведение композиторов 19


21 веков.


3 семестр

Закономерности и методы исполнительской работ
ы

над музыкальным произведением

Изучение специальной уч
ебно
-
методической литературы

по профилю
подготовки.
Анализ различных методов работы над произведениями из сольной
программы.

П
одготовка сольной концертной программы

(2 отделения)
.
В
программу включаются произведения разных форм, жанров и эпох. В состав
про
граммы обязательно включаются крупные циклические произведения (соло)
или концерты для
баяна (аккордеона)

с оркестром (целиком). В программу
второго года обучения, наряду с крупными циклическими произведениями
,

могут включаться миниатюры или циклы миниатюр

композиторов
XIX
-
XXI

веков.

Разбор текста, выучивание наизусть, создание собственной
исполнительской концепции произведений, работа над преодолением
технических и звуковых сложностей.


4 семестр

Интерпретация произведений концертной программы

Исполнительс
кий анализ произведений концертной программы
.

Сравнительный анализ различных интерпретаций.

Принципы психологической
подготовки к публичному выступлению
.

Завершение работы над концертной программой.
Создание
индивидуальной художественной интерпретации.

Про
бные исполнения
произведений в классе. Подготовка к сольному концерту.

П
П
р
р
и
и
м
м
е
е
р
р
н
н
ы
ы
й
й


р
р
е
е
п
п
е
е
р
р
т
т
у
у
а
а
р
р
н
н
ы
ы
й
й


с
с
п
п
и
и
с
с
о
о
к
к


Произведения крупной формы:


Анжелис Ф. "Impasse"

Анжелис Ф. Сюита B.B (Брель
-
Бах)

Бах И.С. Концерт d
-
moll I ч.

Бах И.С.
-

Вивальди Концерт C
-

dur

Белошицк
ий А. Испанская сюита

Белошицкий А. Партита №1

Белошицкий А. Партита №3

Бреме Г. Дивертисмент

Вивальди А. "Времена года. Зима"

Галынин Г. Соната h
-
moll

Гендель Г.
-

Томсон Ц. Пассакалия

Григ Э. "Сюита из времен Хольберга"

Дербенко Е. сюита "Контрасты"

Дерб
енко Е. Русская мозаика (сюита)

Журбин А. Сонаты №2, №3

Зубицкий В. Болгарская тетрадь

Зубицкий В. Детская сюиты №1, №2

Кусяков А. Весенние картины

Кусяков А. Дивертисмент

Кусяков А. Партита

Кусяков А. Сонаты №4, №5, №6, №7

Кусяков А. Сюита "Зимние зарисов
ки"

Кусяков А. Сюита "Осенние пейзажи"

Кусяков А. «Лики уходящего времени»

Ларин А. Три пьесы (1.Отражения 2.Диалог 3.Рассказ охотника)

Мартовицкий В. Ностальгические мотивы (Сюита для баяна/аккордеона)

Моцарт В.А. Концерт A
-
Dur II ч.

На Юн Кин А. Барыня

Подгайц Е. Фантазия памяти Альфреда Шнитке

Подгорный В. Ретро
-

фантазия ( Ретро
-

сюита)

Семенов В. Донская рапсодия

Семѐнов В. "4 пьесы эпохи ренессанс"

Семѐнов В. Каприс №1, №2, №3

Семѐнов В. Соната №1, №2, №3

Чайкин Н. Концерт для баяна с оркестром, II
I ч.

Чайкин Н. Концертный триптих

Чайковский П. Три пьесы из балета "Щелкунчик" (Транскр. Семѐнова В.)

Черников В. Сюита на старогородские темы


Полифонические произведения:


Бах И.С. Прелюдии и фуги из ХТК (1 и 2 том)

Бах И.С. Органная прелюдия и фуга a
-
m
oll

Бах И.С. Прелюдия из Английской сюиты №3

Бах И.С.Органная прелюдия и фуга G
-
dur

Бах. И.С. Хроматическая фантазия и фуга

Бах. И.С. Чакона из Партиты №2 для скрипки соло

Букстехуде Д. Прелюдия, фуга и чакона C
-
dur

Жих Ч. " Памяти Пьяццоллы " Интродукция
и фуга e
-

moll

Пахельбель И. Прелюдия и фуга c
-

moll

Пахельбель И. Токката и фуга d
-

moll

Фрескобальди Дж. Фуга g
-

moll

Шишаков Ю. 4 прелюдии и фуги

Шостакович Д. 24 Прелюдии и фуги


Обработки народной музыки:


Бызов А. "Ты
-

одессит, Мишка"

Векслер Б.

Мелодии и танцы русских цыган

Власов В. "Праздник на Молдаванке"

Ворон А. Фантазия на тему р.н.п."Липа вековая"

Глебов Е. Фантазия

Гридин В. Рассыпуха

Гридин В. Ехал казак за Дунай

Гридин В. Веселый хоровод

Гридин В.Озорные наигрыши

Грушевский В."Учоралiс
ухна у госцях была" (Обр.бел.нар.песни)

Данилов А. Яблочко

Дербенко Е. Импровизация на тему Н.Богословского

Дербенко Е. Падеспань

Дербенко Е. Фантазия на тему р.н.п." А я по лугу"

Канаев Н. Тонкая рябина

Матвеев И. обр.р.н.п. "При тумане, при долине"

На Юн

КинА.Тонкая рябина

Обр.Малиновского Л. " Вот кто
-
то с горочки спустился "

Обр.Малыгина Н."Ой при лужку, при лужке"

Семенов В. "Белолица, круглолица"

Семенов В. "Калина красная"

Семенов В. Две пьесы на белорусские темы " Рэчанька" и Полька "Янка"

Семенов В
. Импровизация на тему казачей песни "Соловейко"

Семенов В." Украинская думка "

Сомкин В. Вариации на тему р.н.п."Неделька"

Фабричных Ю. "Воронежская матаня"


6
6
.
.


У
У
ч
ч
е
е
б
б
н
н
о
о
-
-
м
м
е
е
т
т
о
о
д
д
и
и
ч
ч
е
е
с
с
к
к
о
о
е
е


и
и


и
и
н
н
ф
ф
о
о
р
р
м
м
а
а
ц
ц
и
и
о
о
н
н
н
н
о
о
е
е


о
о
б
б
е
е
с
с
п
п
е
е
ч
ч
е
е
н
н
и
и
е
е


д
д
и
и
с
с
ц
ц
и
и
п
п
л
л
и
и
н
н
ы
ы


6
6
.
.
1
1


О
О
с
с
н
н
о
о
в
в
н
н
а
а
я
я


л
л
и
и
т
т
е
е
р
р
а
а
т
т
у
у
р
р
а
а


Имханицкий, М.И.

Новое об артикуляции и штрихах в музыкальном
интонировании: учебное пособие.
-

М.: Изд
-
во РАМ им. Гнесиных, 2014.


232

с.

История исполнительства на русских народных инструментах: учебное пособие
/ [сост. В.В.Журомский, Н.В.Ляхов].
-

Ха
баровск: Изд
-
во ХГИИК, 2012.
-

317 с.

Лебедев, А.Е.

Жанр концерта для баяна с оркестром в отечественной музыке:
монография.
-

Саратов: Изд
-
во Сарат. гос. консерватории им.
Л.В.Собинова, 2013.
-

530 с.

Липс, Ф.

Искусство игры на баяне: метод. пособие.
-

М.: Музыка, 2011.
-

144 с.

Семенов, В.А.

Современная школа игры на
баяне: [методическое пособие].


М.: Музыка,
2014.
-

216 с.


Цыпин, Г.М.

Сценическое волнение и другие аспекты психологии
исполнительской деятельности.
-

М.: Музыка, 2014.
-

128 с.

6
6
.
.
2
2


Д
Д
о
о
п
п
о
о
л
л
н
н
и
и
т
т
е
е
л
л
ь
ь
н
н
а
а
я
я


л
л
и
и
т
т
е
е
р
р
а
а
т
т
у
у
р
р
а
а


Ананьева М.В.

Основы психологии музыкального исполнительства: учебное
пособие / М.В. Ананьева.


Екатеринбург: Изд
-
во Урал. гос.
консерватории им. М.П. Мусоргского, 2008.
-

98 с.

Бах, И.С.

Хорошо темперированный клавир. Т.1.
Прелюдия и фуга VII: Ми
бемоль мажор / перелож. для баяна Николая Мочалова.
-

Иркутск: Изд
-
во
Иркутского обл. муз. колледжа им. Ф.Шопена, 2013.
-

11 с.

Баян в XXI веке: соло, ансамбль. Вып.6. М.Броннер. Сад снов: для баяна и
виолончели; М.Броннер. Адам и Е
ва: для скрипки и баяна; Е.Подгайц.
Ladoga: этюд: для баяна; Т.Сергеева. Ночные цветы: интермеццо: для
баяна и фортепиано; В.Кобекин. Праздник для двоих: для баяна и
ударных / сост. и исполн. ред. Ф.Липса.
-

М.: Музыка, 2012.
-

80 с.

Бычков, В.В.

История

отечественной баянной и зарубежной аккордеонной
музыки.
-

М.: Композитор, 2012.
-

160 с.

Иванова Е.М.
Психология профессиональной деятельности: учебное пособие
[Электронный ресурс].


Электрон. текстовые дан.


М., 2011. // Режим
доступа ЭБС «КнигаФонд»:
http://www.knigafund.ru/

Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика: Сборник
статей по материалам Всероссийской научно
-
практической конференции
(16

18 мая 2013) [Электронный ресурс] : .


Электрон. дан.


Саратов :
СГК им. Л.В. Собин
ова, 2014.


235 с.

Режим доступа ЭБС «Лань»:
http://e.lanbook.com/

Исполнительское искусство и педагогика: история, теория, практика: сборник
статей по материалам Всероссийской научно
-
практической конференции
23 мая 2014 г. [Электронный ресурс] : .


Элек
трон. дан.


Саратов :
СГК им. Л.В. Собинова, 2015.


328 с.

Режим доступа ЭБС «Лань»:
http://e.lanbook.com/

Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 1, 7, 8, 9. М.: Музгиз,
1962, 1975, 1977, 1981.

Ковтун, В.

Авторские произведения и обработки: [
для аккордеона]. Вып.3.
Под небом Парижа.
-

Ижевск: Изд
-
во Ин
-
та компьютерных исслед., 2011.
-

58 с.

Ковтун, В.

Авторские произведения и обработки: [для аккордеона]. Вып.2.
Брызги шампанского.
-

Ижевск: Изд
-
во Ин
-
та компьютерных исслед.,
2011.
-

55 с.

Ко
нсон, Г.Р.

Метод целостного анализа художественных текстов:
[монография].
-

М.: Книга по Требованию, 2012.
-

419 с.

Кудряшов А.Ю.

Теория музыкального содержания: Художественные идеи
европейской музыки ХVII
-
XX вв.: учебное пособие.


СПб.: Планета
музык
и: Лань, 2010.

Лебедев, А.Е. Теория исполнительского искусства [Электронный ресурс] :
учебно
-
методическое пособие.


Электрон. дан.


Саратов : СГК им.
Л.В. Собинова, 2015. Режим доступа ЭБС «Лань»: http://e.lanbook.com/

Приношение кафедре народных инструм
ентов: сборник статей: [посвящ. 50
-
летию кафедры нар. инстр.] / [ред.
-
сост. Г.И.Андрюшенков,
Н.А.Кравцов].
-

СПб.: Изд
-
во СПб. гос. ун
-
та культуры и искусств, 2013.
-

140 с.

Протопопов, В.В.

История сонатной формы: сонатная форма в
западноевропейской муз
ыке конца XVIII
-

1
-
й половины XIX века:
Бетховен, Вебер, Шуберт, Мендельсон, Шопен, Шуман.
-

М.: Музыка,
2013.
-

192 с.


Ройтерштейн М.И. Основы музыкального анализа: учебник для студентов
педагогических высших учебных заведений [Электронный ресурс]


Эле
ктрон. дан.


ВЛАДОС, 2001
//
Режим доступа ЭБС «КнигаФонд»:
http://www.knigafund.ru/
.

Солист и концертмейстер: сб. статей [Электронный ресурс] : .


Электрон. дан.


Саратов : СГК им. Л.В. Собинова (Саратовская государственная
консерватория имени Л.В. Соб
инова), 2013.


68 с. Режим доступа ЭБС
«Лань»: http://e.lanbook.com/

Транскрипции для дуэта баянистов : из репертуара Ольги Ивашиной и Евгения
Листунова / Ивашина О., Листунов Е.
-

М.: ПРОБЕЛ
-
2000, 2012.
-

64 с.

Холопова, В.Н.

Музыкальные эмоции: учебн
ое пособие.
-

М.: Альтекс, 2012.
-

348 с.

Холопова, В.Н. Формы музыкальных произведений : Учебное пособие / В
. Н.
Холопова ; В.Н.Холопова .


СПб.

: Лань; ПЛАНЕТА МУЗЫКИ, 2013.


496 с. : нот.

Цагарелли Ю.А. Психология музыкально
-
исполнительской деятельно
сти.
Учебное пособие. СПБ., 2008.

Шадриков В.Д. Профессиональные способности [Электронный ресурс].


Электрон. текстовые дан.


М., 2010. // Режим доступа ЭБС
«КнигаФонд»:
http://www.knigafund.ru/


6
6
.
.
3
3


П
П
р
р
о
о
г
г
р
р
а
а
м
м
м
м
н
н
о
о
е
е


о
о
б
б
е
е
с
с
п
п
е
е
ч
ч
е
е
н
н
и
и
е
е


пакет

Microsoft Office 2007 (
Microsoft Office Word,
Microsoft Office
PowerPoint
,
Microsoft Office Pi
cture Manager
, Paint), Windows Media Player,
Winamp
,
Adobe Reader,
программанотногонабора

Sibelius.



6
6
.
.
4
4


Б
Б
а
а
з
з
ы
ы


д
д
а
а
н
н
н
н
ы
ы
х
х
,
,


и
и
н
н
ф
ф
о
о
р
р
м
м
а
а
ц
ц
и
и
о
о
н
н
н
н
о
о
-
-
с
с
п
п
р
р
а
а
в
в
о
о
ч
ч
н
н
ы
ы
е
е


и
и


п
п
о
о
и
и
с
с
к
к
о
о
в
в
ы
ы
е
е


с
с
и
и
с
с
т
т
е
е
м
м
ы
ы


Портал «Классик онлайн»
http://classic
-
online.ru/

Портал «Нотный Архив Бориса Тараканова»

Портал «Голдаккордеон»

http://www.goldaccordion.com

Портал
www.twirpx.com



сайт книг, статей. Раздел «Искусство и
искусствоведение».

Портал ЭБС «КнигаФонд»
http
://
www
.
knigafund
.
ru

Портал ЭБС

«Лань»
http
://
www
.
e
.
lanbook
.
com


7
7
.
.


М
М
а
а
т
т
е
е
р
р
и
и
а
а
л
л
ь
ь
н
н
о
о
-
-
т
т
е
е
х
х
н
н
и
и
ч
ч
е
е
с
с
к
к
о
о
е
е


о
о
б
б
е
е
с
с
п
п
е
е
ч
ч
е
е
н
н
и
и
е
е


д
д
и
и
с
с
ц
ц
и
и
п
п
л
л
и
и
н
н
ы
ы


Реализация дисциплины «
Искусство музыкально
-
инструментального
исполнительства
» обеспечивается доступом каждого
ассистента
-
стажера

к
у
чебным аудиториям для
индивидуальных

зан
ятий. Оснащение а
удиторий:

фортепиано, рояль,
столы, стулья, аппаратура для прослушивания аудиозаписей
и просмотра видеоматериалов. В распоряжении ассистента
-
стажера находятся
фонды видео
-

и аудиозаписей, эл. презентации, библиотека, читальный зал,
фонотека, в
идеотека, про
смотровый видеозал
.


8
8
.
.


М
М
е
е
т
т
о
о
д
д
и
и
ч
ч
е
е
с
с
к
к
и
и
е
е


р
р
е
е
к
к
о
о
м
м
е
е
н
н
д
д
а
а
ц
ц
и
и
и
и


п
п
о
о


о
о
р
р
г
г
а
а
н
н
и
и
з
з
а
а
ц
ц
и
и
и
и


и
и
з
з
у
у
ч
ч
е
е
н
н
и
и
я
я


д
д
и
и
с
с
ц
ц
и
и
п
п
л
л
и
и
н
н
ы
ы


8
8
.
.
1
1


О
О
б
б
р
р
а
а
з
з
о
о
в
в
а
а
т
т
е
е
л
л
ь
ь
н
н
ы
ы
е
е


т
т
е
е
х
х
н
н
о
о
л
л
о
о
г
г
и
и
и
и


При изучении дисциплины рекомендуется применение развивающих
технологий, проектных технологий, диалоговых технологий; активных и
интерактив
ных методов обучения
.

Для интенсификации коммуникативного взаимодействия участников
учебного процесса программой предусмотрено широкое использование
активных

и

интерактивных

форм проведения занятий. Для формирования и
развития профессиональных навыков
асс
истентов
-
стажѐров

в рамках
дисциплины используются следующие
активные и интерактивные
формы
учебных занятий:



практические занятия, в которых главное место отведено проектному
методу и методу анализа конкретных ситуаций


100%.




8
8
.
.
2
2


М
М
е
е
т
т
о
о
д
д
ы
ы


о
о
р
р
г
г
а
а
н
н
и
и
з
з
а
а
ц
ц
и
и
и
и


с
с
а
а
м
м
о
о
с
с
т
т
о
о
я
я
т
т
е
е
л
л
ь
ь
н
н
о
о
й
й


р
р
а
а
б
б
о
о
т
т
ы
ы


а
а
с
с
с
с
и
и
с
с
т
т
е
е
н
н
т
т
о
о
в
в
-
-
с
с
т
т
а
а
ж
ж
ѐ
ѐ
р
р
о
о
в
в



Самостоятельная работа ассистентов
-
стажеров представляет собой
обязательную часть основной образовательной программы, выполняемую вне
аудиторных занятий в соответствии с заданиями преподавателя. Результат
самостоят
ельной работы контролируется преподавателем. Самостоятельная
работа
по дисциплине «
Искусство музыкально
-
инструментального
исполнительства
»

может выполняться в репетиционных аудиториях, а также в
домашних условиях. Самостоятельная работа подкрепляется учебн
о
-
методическим и информационным обеспечением, включающим учебники,
учебно
-
методические пособия, нотные издания, аудио и видео материалами и
т.д.

Самостоятельная работа
ассистентов
-
стажѐров

направлена на решение
следующих задач:

1)

приобретение и совершенствов
ание навыков исполнения музыкальных

произведений разных стилей, форм и жанров;

2)

совершенствование технического развития;

3)

совершенствование навыков работы с нотным текстом (разбор и
выучивание

наизусть);

4)

совершенствование художественного вкуса и музыкальных
представлений;

5)

совершенствование навыков художественного осмысления
исполняемого произведения (работа над звуком, средствами
выразительности, создание собственной исполнительской концепции);

6)

расширение профессионального кругозора (прослушивание аудио и
вид
еозаписей, чтение методической и иной литературы).

7)

совершенствование навыков анализа формы и содержания
произведения.

Виды самостоятельных работ
ассистентов
-
стажѐров
:

1)

разбор и выучивание нотного текста,

2)


работа над техническими и художественными задачами
,

3)


анализ формы и художественного содержания,

4)

ознакомление с исполнительскими интерпретациями выдающихся
исполнителей
,

5)

чтение методической литературы по вопросам интерпретации,

6)

прослушивание собственных видео и аудиозаписей с целью
устранения недостатко
в своей игры,

7)


разучивание самостоятельно выучиваемых произведений.



8
8
.
.
3
3


О
О
ц
ц
е
е
н
н
о
о
ч
ч
н
н
ы
ы
е
е


с
с
р
р
е
е
д
д
с
с
т
т
в
в
а
а


д
д
л
л
я
я


т
т
е
е
к
к
у
у
щ
щ
е
е
г
г
о
о


и
и


п
п
р
р
о
о
м
м
е
е
ж
ж
у
у
т
т
о
о
ч
ч
н
н
о
о
г
г
о
о


к
к
о
о
н
н
т
т
р
р
о
о
л
л
я
я


у
у
с
с
п
п
е
е
в
в
а
а
е
е
м
м
о
о
с
с
т
т
и
и




Оценка качества освоения дисциплины «
Искусство музыкально
-
инструментального исполнительства
» включает текущий к
онтроль
успеваемости и промежуточную аттестацию
ассистентов
-
стажеров
. Текущий
контроль за успеваемостью осуществляет преподаватель. Он учитывает
и
оценивает
качество самостоятельной работы, посещаемость, скорость усвоения
материала.

П
П
а
а
с
с
п
п
о
о
р
р
т
т


ф
ф
о
о
н
н
д
д
а
а


о
о
ц
ц
е
е
н
н
о
о
ч
ч
н
н
ы
ы
х
х


с
с
р
р
е
е
д
д
с
с
т
т
в
в



п/п

Разделы дисциплины

Этапы
формирования
компетенций

Наименование

оценочного средства
(диагностика)

1.

Концертный репертуар
баяниста
-
аккордеониста
.

Работа над сольной концертной
программой (1 отделение).

ПК
-
8

ПК
-
9

Собеседование

Прослушивани
е

Зачет



2.

Методология анализа и оценки
различных исполнительских
интерпретаций. Работа над сольной
концертной программой. Создание
индивидуальной художественной
интерпретации.

ПК
-
6

ПК
-
7

Собеседование

Прослушивание

Экзамен


3.

Закономерности и методы
исполнительской работы над
музыкальным произведением.

Работа над
сольной концертной
программой (2

отделени
я
).

ПК
-
8

ПК
-
9

Собеседование

Прослушивание

Зачет



4.

Интерпретация произведений
концертной программы. Работа над
сольной концертной программой.
Созд
ание индивидуальной
художественной интерпретации.

ПК
-
6

ПК
-
7

Собеседование

Прослушивание

Экзамен

В качестве
текущей формы контроля

использую
тся
собеседование и
прослушивание
.
Промежуточный контроль успеваемости происходит на
зачѐтах и экзаменах.


К
К
р
р
и
и
т
т
е
е
р
р
и
и
и
и


о
о
ц
ц
е
е
н
н
к
к
и
и


з
з
н
н
а
а
н
н
и
и
й
й


а
а
с
с
с
с
и
и
с
с
т
т
е
е
н
н
т
т
а
а
-
-
с
с
т
т
а
а
ж
ж
ѐ
ѐ
р
р
а
а


н
н
а
а


з
з
а
а
ч
ч
е
е
т
т
е
е


и
и


ш
ш
к
к
а
а
л
л
ы
ы


о
о
ц
ц
е
е
н
н
и
и
в
в
а
а
н
н
и
и
я
я



Зачтено:

1) Программа

или ее часть

исполняется уверенно, создан и реализован
исполнительский план, продумана исполнительская концепция.

2)
Ассистент
-
стажѐр

владеет исполнительским интонировани
ем,
осмыслил художественное содержание произведения, нашѐл нужные звуковые
и тембровые краски для его воплощения.

3) Исполнение раскрывает стилистические особенности композиторского
стиля.

4)
Ассистент
-
стажѐр

справляется с техническими трудностями.

5) Рит
м воспроизведѐн точно, найдены нужные артикуляционные
приѐмы.

6) Исполнитель владеет вниманием слушателей.

7) В исполнении присутствует понимание и осмысление исполняемой
музыки.


Не зачтено:

1) Текст плохо выучен наизусть, во время игры
ассистент
-
стажѐр

о
станавливается и допускает ошибки.

2) Не осмыслены и не выполнены даже самые основные художественные
и технические задачи произведения.

3) Не поставлены задачи осмысления стиля композитора, штрихи
исполняются неточно.

3)
Ассистент
-
стажѐр

не справляется с
техническими задачами
произведения, допуская многочисленные ошибки в тексте и остановки.

4) Много фальшивых звуков, ритм воспроизведѐн неточно.

5) Исполнитель не только не выполнил задачи самостоятельного
осмысления музыки, но и не выполнил указаний препод
авателя.



К
К
р
р
и
и
т
т
е
е
р
р
и
и
и
и


о
о
ц
ц
е
е
н
н
к
к
и
и


в
в
ы
ы
с
с
т
т
у
у
п
п
л
л
е
е
н
н
и
и
й
й


а
а
с
с
с
с
и
и
с
с
т
т
е
е
н
н
т
т
а
а
-
-
с
с
т
т
а
а
ж
ж
ѐ
ѐ
р
р
а
а


н
н
а
а


э
э
к
к
з
з
а
а
м
м
е
е
н
н
е
е


и
и


ш
ш
к
к
а
а
л
л
ы
ы


о
о
ц
ц
е
е
н
н
и
и
в
в
а
а
н
н
и
и
я
я


Отлично:

1) Программа исполняется уверенно и убедительно, создан и реализован
исполнительский план, продумана исполнительская концепция.

2) Осмыслено художественное с
одержание произведения, найдены
нужные звуковые и тембровые краски для его воплощения.

3) Исполнение раскрывает стилистические особенности композиторского
стиля.

4)
Ассистент
-
стажѐр легко преодолевает технические трудности;
произведение исполняется в темпе
, соответствующем авторским указаниям.

5) Исполнитель владеет вниманием слушателей, умеет играть ярко,
выразительно, убедительно, виртуозно.

6) В исполнении присутствует личностное понимание и собственное
отношение к исполняемой музыке.

7) Программа доста
точно сложна, в ней присутствуют произведения
значительного уровня сложности (крупные циклические произведения,
концерты для фортепиано с оркестром).


Хорошо
:

1) Программа исполняется достаточно уверенно, воспроизведение текста
наизусть не вызывает затрудн
ений.

2)
Ассистент
-
стажѐр владеет исполнительским интонированием,
осмыслил основные художественные задачи произведения, нашѐл основные
звуковые краски для воплощения. Однако исполнению не хватает детальной
проработки звуковых деталей и красок.

3) Раскрываю
тся стилистические особенности композитора.

4) Некоторые технические трудности вызывают затруднение, поэтому
темп может быть несколько медленнее авторского.

5) Исполнителю не хватает яркости, виртуозности.

6) В исполнении мало личностного осмысления музыки
.

7) Уровень сложности программы средний.


Удовлетворительно
:

1) Текст играется недостаточно уверенно.

2) Осмыслены только самые основные художественные задачи
произведения, более сложные художественные задачи остались незатронутыми.

3) Динамический и о
бщий исполнительский план приблизительный.

4) Исполнению не хватает точного представления о стиле композитора.

5) Технические задачи вызывают затруднения, в игре исполнитель

допускает незначительные технические ошибки и погрешности.

6) Исполнитель не вла
деет вниманием слушателей, всѐ его внимание
направлено на воспроизведение нотного текста.

7) Исполнительские трактовки произведений недостаточно убедительны.


Неудовлетворительно
:

1) Текст плохо выучен наизусть, во время игры исполнитель
останавливается и
допускает ошибки.

2) Не осмыслены и не выполнены даже самые основные художественные
и технические задачи произведения.

3) Не поставлены задачи осмысления стиля композитора, штрихи
исполняются неточно.

4) Исполнитель не справляется с техническими задачами
произведения,
допуская многочисленные ошибки в тексте и остановки.

5) Много фальшивых звуков, ритм воспроизведѐн неточно.

6) Исполнитель не только не выполнил задачи самостоятельного
осмысления музыки, но и не выполнил указаний преподавателя.



8
8
.
.
4
4


З
З
а
а
ч
ч
е
е
т
т
н
н
ы
ы
е
е


и
и


э
э
к
к
з
з
а
а
м
м
е
е
н
н
а
а
ц
ц
и
и
о
о
н
н
н
н
ы
ы
е
е


т
т
р
р
е
е
б
б
о
о
в
в
а
а
н
н
и
и
я
я


З
З
а
а
ч
ч
е
е
т
т
н
н
ы
ы
е
е


т
т
р
р
е
е
б
б
о
о
в
в
а
а
н
н
и
и
я
я


1 семестр



подготовка сольной концертной программы. Разбор текста,
выучивание наизусть, создание собственной исполнительской концепции
произведений, работа над преодолением технических и звуковых сложнос
тей.

Для получен
ия оценки «зачтено» ассистент
-
стажѐр должен полностью
разобрать и подготовить к публичному выступлению часть своей концертной
программы.

Проверка проводится в виде контрольного прослушивания

на
кафедре
,
либо в форме публичного выступления н
а концерте.

3 семестр



подготовка сольной концертной программы. Разбор текста,
выучивание наизусть, создание собственной исполнительской концепции
произведений, работа над преодолением технических и звуковых сложностей.
Для получения оценки «зачтено» асси
стент
-
стажѐр должен полностью
разобрать и подготовить к публичному выступлению часть своей концертной
программы.

Проверка проводится в виде контрольного прослушивания

на
кафедре
, либо в форме публичного выступления на концерте.

Э
Э
к
к
з
з
а
а
м
м
е
е
н
н
а
а
ц
ц
и
и
о
о
н
н
н
н
ы
ы
е
е


т
т
р
р
е
е
б
б
о
о
в
в
а
а
н
н
и
и
я
я


2

семестр.

Публичное и
сполнение сольной концертной программы
в
присутствии экзаменационной комиссии
(1 отделение). В
свободную
программу включаются произведения разных стилей и жанров. В программу
первого года обучения должно входить, как минимум,
одно прои
зведение
значительной сложности, или циклическое произведение композиторов
XIX
-
XXI

веков.

4 семестр.

Публичное и
сполнение сольной концертной программы
в
присутствии экзаменационной комиссии
(2 отделения). В
свободную
программу включаются произведения разны
х форм, жанров и эпох. В состав
программы обязательно включаются крупные циклические

произведения (соло)
или
концерты для
баяна (аккордеона)

с оркестром (целиком).

В программу
второго года обучения, наряду с крупными циклическими произведениями
могут включ
аться миниатюры или циклы миниатюр композиторов
XIX
-
XXI

веков.

В
В
а
а
р
р
и
и
а
а
н
н
т
т
ы
ы


к
к
о
о
н
н
ц
ц
е
е
р
р
т
т
н
н
ы
ы
х
х


п
п
р
р
о
о
г
г
р
р
а
а
м
м
м
м



Вариант А

I

год обучения

Бах


Итальянский концерт

Кусяков


Весенние картины

Скарлатти


3 сонаты

Подгорный


Ретро
-
сюита

Штраус
-
Яшкевич


Весенние голоса

II

год
обучения

Бах


Английская сюита ми
-
минор

Рахманинов


Баркаролла

Хандошкин


рондо «Охота»

Семѐнов


Соната №3

Щедрин


3 пьесы

Белошицкий


Фантазия
-
каприччио на темы Дж. Гершвина

Грюнфельд


Венские вечера

Вариант Б

I

год обучения

Бах


Французская уверт
юра

Кусяков


Осенние пейзажи

Моцарт


Адажио из фортепианного Концерта №23

Семѐнов


2 каприса

Золотарѐв


Испаниада

II

год обучения

Бах


Гольдберг вариации

Рахманинов


Вокализ

Паганини
-
Лист


Кампанелла

Губайдулина


соната «Эт Экспекто»

Кусяков


Лики

уходящего времени (3
-
4 пьесы)

Шнитке


Ревизская сказка (сюита в 4 ч.)

Вебер
-

Концертштюк


Приложенные файлы

  • pdf 48387359
    Размер файла: 598 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий