Сен-Санс К. Концерт No3 си минор соч.61 Сибелиус Я. Концерт (2я редакция) ор.47 Стравинский И. Концерт in D Танеев С. Концертная сюита ор.28 Хачатурян А. Концерт Хиндемит П. Концерт Хренников Т. Концерт No1, Концерт No2 Чайковский П. Концерт соч.35 Шимановский К


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
1


УТВЕРЖДАЮ

Ректор ФГБОУ
ВО «РГУ им. А.Н. Косыгина»

______________В.С. Белгородский

«___»_____________2017

г.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Росси
йский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)»


ПРОГРАММА

вступительного испытания

по направлениям подготовки

53.04.01 МУЗЫКАЛЬНО
-
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

(ОРКЕСТРОВЫЕ СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ)

на 2017/2018 учебный год


П
рограмма вступительного испытания составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта
высшего професси
онального образования 53.03.02
Музыкально
-
инструментальное
искусство

(оркестровые струнные
инструменты).

Предшествующий уровен
ь образования абитуриента


высшее профессиональное музыкальное образование. Абитуриент
должен иметь документ государственного или установленного образца о высшем профессиональном музыкальном
образовании

(бакалавриат и
ли

специалитет)
.

Вступительные испытан
ия включают в себя
:



Творческое испытание (исполнение подготовленной программы);



Собеседование.

Максимальное количество баллов за творческое вступительное испытание


100 баллов, минимальное количество
баллов, подтверждающее успешное прохождение творческого вступительного испытания


65 баллов.

Максимальное количество баллов за
собеседование



100 баллов, минимальное количество баллов,
подтверждающее успешное прохождение
собес
едования



65 баллов.

2


ТВОРЧЕСКОЕ ИСПЫТАНИЕ (ИСПОЛНЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОЙ ПРОГРАММЫ)


Т
ворческое испытание
проводится в форме прослушивания.


СКРИПКА

Программа абитуриента должна включать:

1. Произведение полифонического стиля.

2. Произведение крупной формы.

3. Один из каприсов Эрнста Г., Венявского Г., Паганини Н. (по выбору).


Примеры произведений

полифонического стиля:

Бах И.С.

Сонат и партит для скрипки соло,

Чакона

из партиты No2

Барток

Б.

Соната для скрипки соло

Регер М.

6 Прелюдий и фуг для скрипки соло, соч.131а

Бибер Х.И.

Чакона (пассакалия) для скрипки соло


П
римеры произведений

крупной формы:

Аренский А.

Концерт ля минор соч.54

Барбер С.

Концерт соч.14

Барток Б.

Концерт No1,

Концер
т No2

Бетховен Л.

Концерт Ре мажор ор.61

Брамс Й.

Концерт соч.77

Бриттен Б.

Концерт (2я редакция)

Венявский Г. Концерт No1 фа
-
диез минор

ор.14

Вьетан А.

Концерт No5 ля минор

ор.37

Глазунов А.

Концерт ор.82

Йоахим И.

«Венгерский концерт» для скрипки с оркес
тром

Конюс Ю.

Концерт ми минор

Лало Э. «Испанская симфония» ор.21

Ляпунов С.

Концерт ре минор

соч.61

Мендельсон Ф.

Концерт ми минор

соч.64

Мийо Д.

Концерт

3


Моцарт В.А. Концерт No3 Соль мажор

KV216,

Концерт No4 Ре мажор

KV218;

Концерт No5 Ля мажор

KV219

Мяск
овский Н.

Концерт


Паганини Н.

Концерт No1 Ре мажор

ор.6, Концерт No2 си минор

Прокофьев С.

Концерт No1 Ре мажор

ор.19,

Концерт No2 соль минор

ор.63

Регер М.

Концерт

ор.101


Сен
-
Санс К.

Концерт No3 си минор

соч.61

Сибелиус Я.

Концерт (2я редакция)

ор.47

Ст
равинский И.

Концерт in D

Танеев С. Концертная сюита

ор.28

Хачатурян А.

Концерт

Хиндемит П.

Концерт

Хренников Т.

Концерт No1,

Концерт No2

Чайковский П.

Концерт

соч.35

Шимановский К. Концерт No1

ор.35,

Концерт No2

ор.61

Шостакович Д.

Концерт No1 ля минор ор
.77,

Концерт No2 до
-
диез минор

ор.129

Штраус Р.

Концерт

Шуман Р.

Концерт ре минор

Элгар Э.

Концерт


АЛЬТ

Программа абитуриента должна включать:

1.Произведение для альта соло полифонического стиля.

2. Произведение крупной формы (концерт).

3. Один из этюдов
/каприсов для альта соло Венявского Г., Кампаньоли Б. (по выбору)

Примерный репертуарный список:

Бах И.С. 6 сюит для виолончели соло (переложение для альта соло)

Бах И.С. 6 сонат и партит для скрипки соло (переложение для альта соло)

Регер М. 3 сюиты для а
льта соло

Хиндемит П. Сонаты для альта соло (ор.25 NoNo1,5)

Венявский Г. Этюды
-
каприсы соч.10, соч.18 (редакция для альта Ш.Камаза)

Кампаньоли Б. Этюды для альта соч.22 (начиная с No30 до No41 включительно)

4


ВИОЛОНЧЕЛЬ

Программа абитуриента должна включать
:

1.Бах И.С. Три части из сюиты для виолончели соло.

2. Концерт (по выбору)

3. Развернутое произведение композиторов
XIX
-
XXI

вв.


КОНТРАБАС

Программа абитуриента должна включать:

1. Два этюда разного характера.

2. Концерт или Соната.

3. Одно произведение

малой формы.

4. Двух
-

и трехоктавные гаммы (в т.ч. хроматические), арпеджио с обращениями (по выбору комиссии).


АРФА

Программа абитуриента должна включать:

1.Один этюд виртуозного характера.

2. Одна пьеса.

3. Концерт или произведения крупной формы.

4. Г
аммы, арпеджио, двойные ноты (по выбору комиссии).


ВНИМАНИЕ!
Экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения исполняемых произведений, а
также сокращения и (или) остановки исполняемого произведения при выявлении творческих способностей
аби
туриента.


5


СОБЕСЕДОВАНИЕ


Собеседование выявляет общекультурный уровень абитуриента, его эстетические взгляды, эрудицию в области
музыкального искусства, истории отечества, литературы, живописи, знание предметов специальных курсов вуза.
Абитуриент должен з
нать основные этапы и закономерности развития истории музыкального исполнительства,
инструментоведения, вопросы методики обучения игре на инструменте, литературу по своей специальности, понимать
содержание, форму и стилистические особенности

исполняемых пр
оизведений, знать биографические данные и
особенности творчества их авторов.

На собеседование абитуриент при наличии первого уровня высшего образования
профильной направленности в области музыкально
-
инструментального искусства должен представить реферат (в
ыпускная
квалификационная работа) и ответить на вопросы по теме представленного реферата.

При отсутствии у абитуриента первого уровня высшего образования (бакалавриат, специалитет) профильной
направленности в области музыкально
-
инструментального искусства
комиссией выявляются в устной форме знания
поступающего в области теории музыки, сольфеджио, гармонии, а также уровень владения фортепиано.


Примерный список вопросов (
при ответе на вопросы


предлагается более подробно остановиться


на той части
творчеств
а композитора, которая соответствует


творческой специальности поступающего):

1.

Музыкальная культура эпохи Возрождения.

2.

Барокко в музыке. Творческий облик И.С. Баха.

3.

Классицизм в музыке. Творческое


наследие В.А. Моцарта.

4.

Роль Л.ван Бетховена в развитии мир
овой музыкальной культуры.

5.

Романтизм в музыкальном искусстве. Творчество Ф. Шуберта.

6.

Национальные композиторские школы эпохи романтизма. Творчество Ф. Шопена.

7.

Национальные композиторские школы эпохи романтизма. Творчество Ф. Листа.

8.

Национальные композиторс
кие школы эпохи романтизма. Творчество Дж. Верди.

9.

Русская музыкальная классика: П.И. Чайковский.

10.

Русская музыкальная классика: С.В. Рахманинов.

11.

Русская музыка в советскую эпоху (на примере творчества Д.Д. Шостаковича).

12.

Назвать выдающихся исполнителей музы
ки И.С. Баха

13.

Назвать выдающихся исполнителей музыки Ф. Шопена.

14.

Рассказать о выдающихся исполнителях современности, указать, какие произведения в грамзаписи были
прослушаны?

6


15.

Рассказать о жанрах прелюдии, рапсодии, этюда и т.д. Назвать наиболее известные пр
оизведения, написанные в этих
жанрах, и их авторов.

16.

Рассказать о произведениях художественной литературы, прочитанных за последнее время.

17.

Назвать своих любимых писателей, поэтов, художников и их произведения.

18.

Знать литературу по своей специальности, м
узыкальную терминологию, понимание содержания, формы и
стилистических особенностей исполн
яемых произведений.

19.

Смычковое искусство средневековья и ренессанса. Формирование инструментария. Великие скрипичные мастера
Италии XVII

XVIII веков.

20.

Германия: Добахо
вский период (Вальтер, Вестхоф, Бибер). Франция: скрипичное искусство XVII века (Люлли).
Французская классическая школа (Виотти, Крейцер, Роде, Байо).

21.

Паганини и виртуозно
-
романтическая эпоха (общий обзор).

22.

Происхождение русской скрипки.Русское скрипичное
и виолончельное искусство XVIII

XIX веков.

23.

Зарубежное скрипичное, альтовое и виолончельное искусство XX века.

24.

Русское скрипичное, альтовое и виолончельное искусство советского и постсоветского периода.

25.

Распространение арфы в Европе в древние времена. Себас
тьян Эрар и его роль в совершенствовании арфового
механизма.

26.

Использование арфы в произведениях композиторов XIX
-
XX веков.

27.

Арфовое исполнительство в России и СССР.


7


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТВОРЧ
ЕСКОГО ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ

балл

критерий

85
-
100

Красивый, богатый тембрами звук, безукоризненное исполнение текста (точное интонирование, правильное
исполнение ритма, темпа и нюансов, указанных автором). Главным критерием оценки служит не формальное
звучание, а озвучивание собственной
позиции, умение мыслить самостоятельно и нетривиально, со знанием
стиля и направления, в котором писал произведение автор

65
-
84

Красивый, богатый тембрами звук, некоторые погрешности в исполнении текста (точное интонирование,
правильное исполнен
ие ритма, темпа и нюансов указанных автором), со знанием стиля и направления, в
котором писал произведение автор

40
-
64

Не слишком качественный звук, много погрешностей в исполнении текста (точное интонирование,
погрешности в исполнение ритма, темп
а и нюансов указанных автором)

0
-
39

Некачественный звук, грубые ошибки в исполнении текста, остановки в исполнении (погрешности в
интонировании, исполнении ритма, темпа и нюансов указанных автором)



КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ:

балл

критерий

85
-
100

абитуриент отлично разбирается в художественной куль
туре, музыкальной культуре. Отвечает верно на все
вопросы и демонстрирует превосходные знания во всех направлениях искусства.

65
-
84

абитуриент хорошо ориентируется в в
опросах
истории и теории музыки, но допускает ошибки в ответах на
вопросы, ориент
ированные на выявление разносторонних знаний в области музыкального искусства

40
-
64

абитуриент плохо ориентируется в вопросах истории музыки, истории исполнительского искусства

0
-
39

абитуриент совершенно не ориентируется в области музыкальн
ого знания



8


Список литературы для подготовки к собесед
ованию:

1.

Антон Веберн. Лекции о музыке. Письма. М., 1975.

2.

Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс: Книга 2
-
я. Интонация. М., 1947.

3.

Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала ХХ века. Л., 1968.

4.

Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. Интерпретация произведений с
крипичной классики. М., Музыка, 1965; М.,
Классика
-
ХХI, 2004 (только Моя школа игры на скрипке).

5.

Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., Музыка, 1974.

6.

Бела Барток. Сборник статей. М., 1977.

7.

Беленький Б., Эльбойм Э. Педагогические принцип
ы Л.М. Цейтлина. М., Музыка, 1990.

8.

Берлянчик М. Основы воспитания начинающего скрипача. СПб., Лань, 2000.

9.

Благовещенский И. Из истории скрипичной педагогики. Мн., Вышэйшая школа, 1980.

10.

Борисяк А. А. Очерки школы Пабло Казальса. М., 1929.

11.

Брейтбург Ю. Йозеф

Иоахим


педагог и исполнитель. М., Музыка, 1966.

12.

Вагнер Р. Избранные работы / Пер. с нем. М., 1978.

13.

Войку И. Построение естественной системы скрипичной игры. Техника левой руки. М., Музсектор Госиздата, 1930.

14.

Вопросы музыкальной педагогики, вып. 2. Сост.

В.И. Руденко. М., Музыка, 1980.

15.

Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. Сб. статей под ред. С.Сапожникова. Музыка, М., 1968.

16.

Гайдамович Т. А. Инструментальные ансамбли. М., 1969.

17.

Гайдамович Т. А. Мстислав Ростропович. М., 1969.

18.

Гайдамович Т. А.
Святослав Кнушевицкий. М., 1985.

19.

Гайдамович Т. А. Сонаты для виолончели и фортепиано Л. Бетховена. М., 1976.

20.

Гайдамович Т. А., Гинзбург Л. С. Итальянское и французское виолончельное искусство. М., 2001.

21.

Гинзбург Л. Джузеппе Тартини. М., Музыка, 1969.

22.

Гинзб
ург Л. О работе над музыкальным произведением. Изд. 3
-
е. М., Музыка, 1998.

23.

Гинзбург Л. С. Исследования, статьи, очерки. М., 1971.

24.

Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства. Кн. 1

4. М., 1950
-
76.

25.

Григорьев В. Некоторые черты педагогической системы Д.Ф
. Ойстраха // Музыкальное исполнительство и
педагогика. История и современность. М., Музыка, 1991. С. 5

34.

26.

Григорьев В. Никколо Паганини. М., Музыка, 1987.

27.

Григорьев В. Проблемы звукоизвлечения на скрипке. Принципы и методы. Методическая разработка для
пр
еподавателей струнных отделений музыкальных училищ и училищ искусств. М., 1991.

9


28.

Грубер Р.И. История музыкальной культуры. Том 1
-
2. М. − Л., 1941
-
1959.

29.

Гуревич Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. Л., Музыка, 1988.

30.

Гутор В. П. Давы
дов как основатель школы виолончельной игры. М.,

Л., 1950.

31.

Д.Ф.Ойстрах. Воспоминания. Статьи. Письма. Сост. В.Ю.Григорьев. М., Музыка, 1978.

32.

Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы / Пер. с фр. М.
-
Л., 1964.

33.

Дулова В. Г. Искусство игры на арфе. М., 1975.

34.

Дулова

В. Г. Программа класса арфы для музыкальных вузов. М., 1977.

35.

Ивашкин Н. Даниил Шафран. М., 1980.

36.

История русской музыки. В 10 тт. М., 1983
-
1999.

37.

Келдыш Ю.В. Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978.

38.

Кириллина Л.В. Классический стиль в муз
ыке XVIII
-

начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная
практика. М., 1996.

39.

Козолупова Г. С. С. М. Козолупов. М., 1988.

40.

Конен В.Д. Театр и симфония. М., 1975.

41.

Корыхалова Н. Музыкально
-
исполнительские термины в их историческом развитии. СПб., Компози
тор, 2002.

42.

Лесман И. Очерки по методике обучения игре на скрипке. М., Музыка, 1966.

43.

Либерман М., Берлянчик М. Культура звука скрипача. М., Музыка, 1985.

44.

Мастера скрипичной педагогики. Труды кафедры скрипки и альта ГМПИ им. Гнесиных, вып. XVI. М., 1974.

45.

Мос
трас К. Динамика в скрипичном искусстве. М., Музгиз, 1956.

46.

Мострас К. Интонация на скрипке. М., Музгиз, 1947; Изд. 2
-
е. М., Музгиз, 1962.

47.

Мострас К. Ритмическая дисциплина скрипача. М.

Л., Музгиз, 1951.

48.

Мострас К. Система домашних занятий скрипача. М., Муз
гиз, 1956.

49.

Музыкальная культура древнего мира // Сб. ст. под ред. Р.И. Грубера. Л., 1937.

50.

Музыкальная эстетика Германии XIX в. // Сост. Ал. В. Михайлов. В 2
-
х тт. М., 1981−1982.

51.

Музыкальная эстетика Франции XIX в. М., 1974.

52.

Назайкинский Е. О психологии муз
ыкального восприятия. М., Музыка, 1972.

53.

Никитина Л.Д. Советская музыка: история и современность. М., 1991.

54.

Очерки по истории построения смычков. 2
-
е изд. М., 1964.

55.

Парфенов Н. Школа игры на арфе / Под ред. М. Мчеделова. М., 1972.

56.

Покровская Н. Н. История и
сполнительского искусства на арфе. Программа. М., 1976.

57.

Покровская Н. Н. Методика обучения игре на арфе. Программа для музыкальных вузов. М., 1985.

10


58.

Пономаренко И. Арфа в прошлом и настоящем. М.

Л., 1939.

59.

Понятовский М. История альтового искусства. М., Музы
ка, 1984; 2007.

60.

Раабен В. Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов. Л., Музыка, 1969.

61.

Стравинский И.Ф. Хроника моей жизни. М., 1963.

62.

Ферман В.Э. Оперный театр. М., 1961.

63.

Цыпин Г.М. Музыкально
-
исполнительское искусство. Теория и практика. СПб., Алетей
я, 2001.

64.

Шамеева Н. Х. История становления отечественной музыки для арфы ХХ века. Канд. дисс. М., 1992.

65.

Ширинский А. Штриховая техника скрипача. М., Музыка, 1983.

66.

Щербакова Т. Михаил и Матвей Виельгорские. М., 1990.

67.

Эрдели К. А. Арфа в моей жизни. М., 1967
.

68.

Ямпольский И. Основы скрипичной аппликатуры. ОГИЗ

Музгиз, М., 1933; Изд. 4
-
е. М., Музыка, 1977.


Р
азработано:

Зав. кафедрой концертного исполнительства
на оркестровых струнных инструментах



Левин Е.В.


И.о. зав. кафедро
й классического музыковедения и

истории еврейской музыки, к.иск., доцент



Рен
ева Н.С.


Доцент кафедры симфонической и камерной музыки




Виноградова М.А.


Согласовано:

Проректор по учебно
-
методической работе








_
________
___________
С.Г. Дембицкий




Приложенные файлы

  • pdf 4961048
    Размер файла: 205 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий