Неев К. Менуэт. Персел Г. Ария. Сеговия, А, Моя гитарная тетрадь. Перевод Якушевой Л., Ларичева Е. / А. Сеговия.


Управление культуры Администрации г. Челябинска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 3»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГИТАРА»
срок обучения – 7 лет
Разработчики – Пашкова Л.М., Евдокимова Т.В. - преподаватели МБУДО «ДШИ № 3»
Рецензенты - Козлов В.В. – профессор кафедры оркестровых народных инструментов ЮУрГИИ,
Суркова Н.Е.- Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 7»
Утверждено Педагогическим советом  Протокол № 3 от « 09 » января 2004 г. (первая редакция)
От 30.04.2015 г. Протокол № 4 (вторая редакция)
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………………4
Содержание учебного предмета………………………………………..5
Планируемые результаты обучения…………………………………..23
Формы, методы контроля, система оценок……………………………23
Методическое обеспечение учебного процесса…………………….....25
Список литературы……………………………………………………...29
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа учебного предмета «Гитара» составлена в соответствии с примерными учебными планами детской школы искусств, рекомендованными Министерством культуры РФ -1996 года (письмо Министерства культуры РФ от 23.12.96. № 01-266/16-12) по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе – «Инструментальные классы» с 7 летним сроком обучения и примерными учебными планами.
Учебный предмет по специальности «Гитара» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Инструментальные классы» входит в обязательную часть учебного плана. Учебный предмет по «Гитара» является базовой дисциплиной, которая направлена на развитие музыкального мышления и исполнительских навыков.
Срок освоения программы для детей, поступающих в образовательное учреждение в первый класс в возрасте семи - девяти лет составляет семь лет.
Основной формой проведения уроков являются индивидуальные занятия педагога с учащимся.
Цели учебного предмета:
предоставить широкие возможности для успешного освоения выбранной образовательной программы, развития познавательных интересов, как одного из важнейших мотивов обучения
активизировать детское творчество – первоначальную ступень творческой деятельность взрослого человека
привить интерес к музыкальному искусству, воспитать музыкальный вкус
Задачи:
осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся различных по возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки и других индивидуальных особенностей
развить исполнительские навыки игры на инструменте, пробудить любовь к нему
развить ладогармонический слух, память, метроритм.
За время обучения педагог должен научит ученика самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять на гитаре произведения из репертуара ДШИ, а также сформировать у него навыки чтения нот с листа, подбора по слуху мелодии и аккомпанемента, игры в ансамбле.
Одновременно с этими задачами педагог должен подготавливать учащихся, ориентированных на дальнейшее обучение к поступлению в средние специальные учебные заведения.
Данная программа рассчитана на 7 лет обучения. Выпускники 7 класса могут считаться закончившими полный курс ДШИ.
Структура программы включает в себя: пояснительную записку, содержание предмета, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, систему оценки, методическое обеспечение учебного предмета, список литературы.
«Пояснительная записка» содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, цель и задачи предмета. Раздел «Содержание учебного предмета» включает годовые требования, а также репертуар учащихся, который распределяется по классам и делится на конструктивный и художественный материалы. «Планируемые результаты обучения» - данный раздел разработан в соответствии с моделью выпускника. Раздел «Формы и методы контроля, система оценки» содержит требования к организации и форме проведения текущего, промежуточного и итогового контроля. В разделе «Методическое обеспечение учебного процесса» даны методические рекомендации педагогическим работникам, обоснование методов организации образовательного процесса. «Список литературы» состоит из перечня нотной и методической литературы.
Для реализации учебной программы по специальности «Гитара» материально-техническое обеспечение включает в себя:
-библиотечный фонд, укомплектованный необходимой нотной и
методической литературой, аудио- и видеозаписями;
-учебные аудитории для индивидуальных занятий, оснащенные
пианино;
-комплект гитар для детей разного возраста;
- разно уровневые стулья для детей разного роста и возраста.
- подставки для ноги.
- пульты.
- метроном
- тюнер
-учебные аудитории, соответствующие санитарным и противопожарным нормам.
I. Содержание учебного предмета
1 класс
Освоение правильной посадки и постановки рук, организация целесообразных игровых движений. Изучение аппликатурных обозначений, нотной грамоты, составных частей гитары, основных приемов игры на гитаре: апояндо и тирандо. Освоение основных видов арпеджио на открытых струнах. Отработка взаимодействия пальцев для исполнения двухголосья.
Включение в репертуар легких пьес и обработок на народные мелодии.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8 - 10 музыкальных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, 5-6 этюдов в первой позиции с несложной фактурой, простым ритмическим рисунком и ансамбли (с педагогом).
По окончании первого года обучения учащиеся должны:
знать:
-основы нотной грамоты;
-гаммы в первой позиции с использованием открытых струн;
-элементарные правила по уходу за инструментом;
- основные исторические сведения об инструменте;уметь:
- читать одноголосные мелодии в первой позиции;
- исполнять несложные мелодии в ансамбле с педагогом;владеть навыками:
- игры основных гитарных приемов - апояндо и тирандо.
Примерный репертуарный список
Этюды, упражнения:
1.Сор Ф. Этюд до мажор
2.Сагрерас Н. Этюд ля минор, этюд до мажор
3.Калинин В. Этюд ля минор
4.Агуадо Д. Этюд ля минор № 1. Этюд ре мажор № 5
5.Карулли Ф. Этюд до мажор № 1. Этюд соль мажор № 2
6.Сагрерас X. Упражнения № 1-35
7.Панайотов Л. Этюд ля минор
8.Малков О. Этюды «Первый брат», «Второй брат».
Обработка народных песен и танцев.
1. Австрийская народная песня
2. Белорусский народный танец
3. Голландский народный танец
4. Иванов – Крамской А. Р.Н.П. «Вниз по матушке, по Волге»,
«Уж как по мосту, по мосту»
5. Калинин В. РНП «Выйду ль я на реченьку», «На горе то калина»,
«Неделька»
6. Майкова О. РНП «Барыня»
7. РНП: «Василек», «Во саду ли», «Веселые гуси», «Как под горкой», «Коровушка», «На зеленом лугу».
8.Соколова Л. РНП «Как пошли наши подружки»
9.Украинские народные песни: «Дударик». «Журавль». «Ой, джигуне, джигуне». «Ой, дзвони дзвонять». «Ой, ти, дивчина зарученная». «Черный барашек». «Шум».
10. Яшнев В. Р.Н.П. «Как на матушке на Неве – реке».
Произведения зарубежных композиторов.
1. Агуадо Д. Анданте. Вальс.
2. Аноним. Ричеркар3. Готци В. Полька.
4. Джулиани М. Вальс.
5. Диабелли А. Менуэт. Скерцо.
6. КатранжиЕ. Андантино
7. Каркасси М. Анданте. Андантино. Прелюдия.
8. Карулли Ф. Андантино. Модерато. Танец.
9. Кост Н. Аллегро.
10. Нейзидлер Г. Нидерландский танец
Пьесы
Агабабов В. Звук гитары. Прелюдия “Рассвет”. Маленький виртуоз.
2. Бортянков Р. Колыбельная
3. Гольдвик Д. Исландия
4.Донских В. Муравьишка. Паучок-путешественник. Песенка дождя.
5. Калинин В. Вальс. Полька
6. Козлов В. Грустный напев. Полька «Топ-топ».
7.Линнеман И. Походка хомячка.
8. Марышев С. Брошенный замок. Небо в тучах. Молитва
9.Хухро Л. Маленькое приключение. Хорошее настроение.
10. Шиндлер К. Ночная прогулка Мефистофеля. Маленькая арфистка
Ансамбли:
Дуэты.
Бах И.С.Бурре
2. Венгерская песня.
3. Золотарев В.Диковинки из Дюссельдорфа.
4. Киренбергер И. Менуэт.
5. Карулли Ф. Пьеса.
6. Корелли А.Сарабанда.
7. Козлов В.Шарманка, эхо-вальс.
8. Рехин И. Доброе утро. Эхо.
9.Моцарт Л. Бурре.
10. Г. Телеман Менуэт.
Трио.
Корелли А. Сарабанда (33).
Персел Г. Ария (33).
2 класс
Во 2 классе продолжается развитие постановочно-двигательных навыков. Дальнейшее развитие навыков музыкально-образного мышления. Изучение восходящего и нисходящего легато. Игра в ансамбле. Знакомство с грифом гитары в пределах трех позиций. Развитие начальных навыков смены позиций и чтения нот с листа. Продолжается работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой.
В течение учебного года педагог должен проработать с учеником 8-10 пьес различного характера, ансамбли и 3-5 этюдов на арпеджио, несложные аккорды, простейшее легато.
По окончании второго года обучения учащиеся должны:
знать:
- основы музыкальной грамоты и терминологию в рамках 2 класса;
Гаммы мажорные и минорные до 2-х знаков при ключе в 1-2 октавы с использованием открытых струн, простыми ритмическими рисунками и группировками.
уметь:
- читать мелодии с басом в первой и второй позициях;владеть навыками:
- чтения с листа.
Примерный репертуарный список
Этюды, упражнения:
Агуадо Д. Этюд ля минор № 3. Этюд соль мажор № 7
Джулиани М. Этюд ля минор № 1. Этюд до мажор № 8
Диабелли Д. Этюд до мажор № 2. Этюд ре мажор № 5
Каруляи Ф. Этюд ми мажор № 5. Этюд ре минор № 11
Кост Н. Этюд ля минор № 1. Этюд ля минор № 5
Мозокци М. Этюд до мажор № 53
Пухоль Э. Упражнение № 13
Сагрерас X. Школа. Ч. 1, № 36-43
Сор Ф. Этюд ля минор № 74
Обработки народных песен и танцев:
1.Агабабов В. Ук.н.п. Ой, ходила дивчина
2.Вильгельми В. Р.н.п. В низенькой светелке У.н.п. Одна гора высока, а другая низенька.
3. Иванов – Крамской А. Р.н.п. Ах ты, матушка. Во поле березка стояла. Как у наших у ворот. Полноте ребята. Я на горку шла.
4. Калинин В.Р.н.п.: Барыня. Тонкая рябина. Частушка.
5. Колосов В. При долинушке стояло
6. Кочетов В. Р.н.п.: Как ходил гулял Ванюша.
7. Кузин Ю. Р.н.п.: Позарастали стежки - дорожки.
8. Лядов А. Р.н.п.: Япойду ли молоденька.
9. Славский В. Укр.н.п: Черные брови.
10. Яшнев В. Р.н.п.: Среди долины ровня.
Произведения зарубежных композиторов:
1.Агуадо Д. Маленький вальс
2.Визе Р. Менуэт
3. Джулиани М. Аллегро, Пьеса
4. Диабели А. Менуэт, Модерато
5. Каркасси М. Аллегретто, Вальс, Полька, Пьеса, Рондо
6. Карулли Ф. Анданте, Андантино, Вальс, Прелюдия, Старинная французская песня
7. Легнани Д. Вальс
8. Моцарт Л. Аллегретто, Пьеса
9. Санз Г. Танец
10. Форте Д. Вальс
Пьесы:
Агабабов В. Две фантастические картинки
Гольдвик Д. Транссибирский экспресс.
Калинин В. Золотые рыбки Маленький испанец
Киселев О. Добрая песенка из мультфильма.
Козлов В. Полька «Топ-топ»
Рак Ш. Ноктюрн
Марышев С. Вальс, Крестьянин на прогулке, Тема и вариации. Небо Испании.
Паганини Н. Испанский вальс
Харисов В. Ария
10.Поплянова Е. Как у бабочки крыло
Эстрадная музыка:
Дунаевский И. Сон приходит на порог, Французская мелодия, Шотландская мелодия «Белые дни»
Ансамбли:
Дуэты:
Бах И.С. Бурре
Золотарев В. (пер. Куликовой А.). Диковинки из Дюссельдорфа
3. Кюффнер И. Анданте, Лендлер, Экосез
4. Карулли Ф. Пьеса
5. Рехин И. Смерть бабочки.
6. Шмитц М. (пер. Куликовой А.). Принцесса танцует вальс.
Трио:
1. Граупнер К. Бурре
3 класс
В 3 классе продолжается работа над развитием музыкально-образного мышления и исполнительских навыков учащихся. Знакомство с грифом гитары в пределах пяти - семи позиций. Работа над качеством звука, навыками смены позиций, ритмом. Развитие навыков беглости пальцев, техники восходящего, нисходящего легато. Изучение приема игры - малое баррэ. Овладение навыками аккомпанемента - знакомство с буквенным обозначением нот и аккордов в первой позиции, простые ритмические приемы исполнения. Работа над звуком, динамикой, характером, законченностью пьес.
Включение в репертуар произведений в трёхчастной форме, обработок на народные темы.
В течение учебного года необходимо проработать с учеником 8-10 различных произведений, включая несложные полифонические произведения, ансамбли. 3-5 этюдов на гаммаобразное движение с поддержкой баса, аккорды, арпеджио, простейшее легато, малое баррэ.
По окончании третьего года обучения учащиеся должны:
знать:
- гаммы до мажор, ля минор в аппликатуре А. Сеговии, ритмические группировки до квартолей (двухоктавные гаммы в типовой аппликатуре).
типовые аккорды в первой позиции, применение их на практике;
уметь:
- исполнять простой аккомпанемент несложными аккордами в первой позиции.
владеть навыками:
- несложного аккомпанемента
- смены позиций;
- владения техникой восходящего, нисходящего легато, малое
баррэ.
Примерный репертуарный список.
Этюды и упражнения:
Агуадо Д. Этюд ми минор
Валькер В. Этюд ре мажор
Гетце В. Этюд до мажор
Джулиани М. Этюд ля минор. Этюд ми минор. Этюд ре мажор.
Карулли Ф. Этюд ре мажор.
Киселёв О. Морской этюд.
Кост Н. Этюд ми минор.
Сагрерас Х. Этюд ми минор. Этюд ля минор.
Сор Ф. Этюд ре минор
Таррега Ф. Этюд до мажор. Этюд ми минор.
Обработка народных песен и танцев:
1. Агафошин П. р.н.п. «Лучинушка»
2. Вельгельми В. укр.н.п. «Бандура».
3. Иванов – Крамской А. Р.н.п.: «Как пошли наши подружки», «Не будите меня молоду», «Позарастали стежки – дорожки», «При долинушки стояла». «Калинка», «Сама садик я садила».
4. Калинин В. укр.н.п. «Вечер на дворе».
5. Колосов В. « Вдоль да по речке», «При долинушке стояла».
6. Коновалов В. р.н.п.: «Ах ты, зимушка – зима», «Хуторок».
7. Ларичев Е. Вариации на р.н.п. «Из-под дуба, из-под вяза», «В низенькой светелке», «Не одна во поле дороженька», «Выйду ль я на реченьку», «Среди долины ровня».
8. Цыганский романс «Очи черные».
9. Осинский В. Вариации на тему р.н.п. «Как ходил гулял Ванюша».
10. Яшнев В. у.н.п. «Стоит гора высокая», «Ходила младешенька».
Произведения зарубежных композиторов.
1. Агуадо Д. Анданте.
2. Гильермо Г. Испанское каприччио.
3. Вайторилд Д. «Конец охоты», Из сборника «Популярная музыка эпохи королевы Елизаветы».
4. Веласко Г. Вальс.
5. Гайдн И. Аллеманда.
6. Джулиани М. Андантино, Грациозо.
7. Каркасси М. Алегретто. Вальс. Менуэт. Сицилиана. Танец.
8. Карулли Ф. Анданте. Анданте грациозо. Два вальса. Рондо.
9. Моцарт Л. Два вальса, Пьеса.
10. Неизвестный автор «Карнавал 1 900». «Пэкингтонс паунд» Из сборника «популярная музыка эпохи королевы Елизаветы»
11. Роч П. Вальс.
Пьесы:
1. Варламов А. На заре ты её не буди (пер. Ларичева Е.).
2. Гедике А. В старинном замке, Танец.
3. Иванов – Крамской А. Прелюдия ля минор, Танец, Грустный напев.
4. Кабалевский Д. Вальс
Калинников В. Миниатюра. Две испанки. Колыбельная
Козлов В. Кошки – мышки
Кошкин Н. Вальс Обратная сторона луны
Марышев С. Баркаролла. Канцонетта. Танец
Мухатдинов Ш.Маленький медленный вальс. Наигрыш
Новиков А. Эх, дороги (обр. Гордиенко К.)
Хухро Л. Старинные часы. Старый автомобиль. Уроки испанского.
Полифонические произведения:
Бах И.С. Ария, Полонез
Визе Р. Гавот
Гендель Г. Менуэт, Сарабанда
Граупнер Г. Бурре
Кригер И. Бурре, Менуэт
Лози Я. Бурре, Гавот
Моцарт В. Менуэт
Неев К. Менуэт
Персел Г. Ария
Ронкалле Л. Менуэт
Санз Г. Гальярда, Прелюдии, Танец
Эстрадная музыка:
1. Виницкий А. Блюз. Прелюдия №3. Маленький ковбой
2. Гладков Г Песенка черепахи
3. Добронравов А. Как упоительны в России вечера
4. Маккартни П. Вчера
5. Спруш Д. Блюз «Джек Д»
6. Тревис М. Блюз
7. Соловьев – Седой Б. Подмосковные вечера
8. Флинт Т. Рэг
9. Оливьер П. Генералы песчаных карьеров
Ансамбли:
Дуэты:
Бах И.С. Менуэт Аллеманда
Карулле Ф. Аллегретто
Кюффнер И. Марш Романс, Полонез, Рондо
Трио:
Иванов – Крамской А. Р.н.п.: В низенькой светелкой; Ты поди, моя коровушка, домой
Грауппнер Г. Буре
Корулле А. Сарабанда ре минор
Кюффнер И. Романс
5. Монтеверди К. Три мадригала
6. Мексиканская народная песня «Красивое небо»
4 класс
Развитие музыкально-образного мышления и исполнительских навыков при более высоких требованиях к качеству звука и выразительности исполнения. Знакомство с грифом в пределах восьми – девяти позиций. Развитие уверенности и беглости пальцев обеих рук, техники смешанного легато, большое баррэ. Изучение натуральных флажолетов. Закрепление навыков игры в высоких позициях и чтение нот с листа. Знание трехоктавных мажорных и минорных гамм в аппликатуре А. Сеговии ритмическими группировками до квинтолей с применением динамики и агогики. Упражнения и этюды на отработку пройденных приемов и различных штрихов. Подготовка к изучению крупной формы.
Овладение навыками аккомпанемента - несложные аккорды первой позиции, простые ритмические приемы исполнения, удобная последовательность соединения типовых аккордов на начальном этапе обучения.
Включение в репертуар произведений в трёхчастной форме, обработок на народные темы, произведений с элементами полифонии.
Работа над звуком, динамикой, смысловой фразировкой, законченностью пьес.
В течение учебного года следует проработать с учеником 6 -8 различных музыкальных произведений, включая произведения с элементами полифонии, ансамбли и 3-5 этюдов на пройденные виды техники и штрихи, а также гаммы в аппликатуре А. Сеговии различными ритмическими рисунками.
По окончании четвертого года обучения учащиеся должны:
знать:
- гаммы Соль мажор, ми минор в аппликатуре Сеговии А. (гаммы в типовой аппликатуре)
особенности самостоятельной работы над динамикой, ритмом;уметь:
читать с листа;
- на базе отработанных аккордов аккомпанировать песни с наличием 3-5 простых аккордов в первой позиции;
владеть навыками:
исполнения аккомпанемента.
владение техникой исполнения большого баррэ, смешанное легато, натуральных флажолетов.
Примерный репертуарный список.
Этюды:
Агуадо Д. Этюд ля минор № 12, Этюд ми минор № 71
Александрова М. Этюд ми минор.
Мерц И. Этюд ля минор.
Иванова Л. 25 этюдов № 5-7
Каркасси М. Этюд ля минор.
Карулли Ф. Этюд ля минор.
Кост Н. Этюд ля минор.
Сагрерас Х. Этюд Ре мажор. Этюд До мажор.
Сор Ф. Этюд ля минор.
Шитте Л. Этюд си минор
Обработки народных песен и танцев:
1. П. Р.н.п.: «Эх да, ты, калинушка».
2. Высотский М. Уж как пал туман.
3. Е.Шилин «Две гитары».
4. Ю.Зырянов англ.н.п. «Зеленые рукава».
5 Иванов – Крамской А. « Ах, ты душечка». «Пройду ль я, выйду ль я». «Уж ты, сад».
6. . Иванова Л. Р.н.п. «Сама садик я садила»
7. Ларичев Е. Рус.н.п.: «Вдоль по Питерской». «Выхожу один я на дорогу». «Ты гори моя лучина».
8. Колосов В. Р.н.п. «Барыня».
9. Калинин В. Р.Н.п «Ах ты, зимушка-зима»
10. Осинский В. Вариации на тему русской народной песни «Как
ходил, гулял Ванюша»
Произведения малой формы:
Произведения зарубежных композиторов.
Агуадо Д. Аллегро.
2. Бетховен Л. Сурок.
3. Вила Лобос Э. Пусть мама баюкает.
4. Гаскон Л. Хабанера.
5. Джулиани М. Андантино. Алегретто. Пьеса.
6. Гильермо Г. Испанское каприччио
7. Кост Н. Анданте.
8. Моцарт В. Менуэт.
9. Рамо Ж. Менуэт.
10. Сор Ф. Алегретто. Андантино. Вальс
Произведения русских композиторов.
1. Варламов А. Вальс.
2. Гедике А. Прелюдия.
3. Гурилев А. Полька – мазурка. Прелюдия.
4. Иванов – Крамской А. Вальс. Музыкальное мгновение. Сказка.
5. Киселев О. На качелях.
6. Мокроусов Б. Одинокая гармонь
7. Ребиков В. Вальс – миниатюра.
8. Чайковский П. Немецкая песенка.
9. Старинный русский романс «Я встретил вас».
10. Холминов А. Песня
Произведения современных композиторов:
1.Калинин В. Малагенья. Первый бал. Танго. Забытая часовня.
2. Козлов В. Вальс. Колыбельная. Кискино горе.
3. Сорокин Б. Плач.
Эстрадная музыка:
Виницкий А. Сюрприз.
Мексиканская песня красивое небо.
Петров А. А напоследок я скажу.
Рыбников А. Я тебя никогда не забуду
Ансамбли:
Дуэты.
Бах И.С. Бурре. Менуэт.
Вебер К. Романс.
Вейс С. Старинный французский танец.
4. Каррули Ф. Фугетта.
5. Козлов В. Скерцо.
6. Григ Э. Вальс.
Трио.
Мартини В. Гавот.
Моцарт В. Менуэт.
Новиков А. Эх, дороги.
Скарлатти Д. Ария.
Холминов А. (обр.) Ой, да ты, калинушка.
5 класс
Дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления, исполнительских навыков и самостоятельности учащегося. Умение выразительно исполнять музыкальный материал, применяя знания, полученные в предыдущие годы обучения. Уверенное владение техникой аккордовой игры, баррэ, вибрато и легато, мелизмы. Умение исполнять сложные ритмические рисунки. Работа над звукоизменением и беглостью пальцев правой руки. Овладение техникой аккомпанемента. Умение исполнять простые (октавные) флажолеты. Закрепление навыков игры в высоких позициях и чтения нот с листа. Знание трехоктавных гамм в аппликатуре А. Сеговии ритмическими группировками до септолей, различными аппликатурными формулами правой руки. Владение всеми видами арпеджио. Освоение мелизмов (форшлаги, морденты), приема вибрато
Упражнения и этюды на овладение и развитие новых приемов, развитие мелкой и аккордовой техники, позиционной игры, на растяжку пальцев левой руки.
Включение в репертуар произведений в сложной трехчастной форме, форме рондо, вариаций на народные темы, произведений кантиленного склада и с элементами полифонии, произведений современных композиторов, оригинального произведения.
В течение учебного года следует проработать с учеником 14-16 различных музыкальных произведений, в том числе 1-2 произведения с элементами полифонии, 1-2 произведения крупной формы, 3-5 этюдов, ансамбли.
По окончании пятого года обучения учащиеся должны:
знать:
гаммы Фа мажор и ре минор в аппликатуре А.Сеговии (гаммы в типовой аппликатуре)
различные аппликатурные формулы;
- различные средства выразительности музыкального произведения;
уметь:
выразительно исполнять музыкальный материал;
- исполнять простые (октавные) флажолеты, мелизмы, вибрато;владеть навыками:
чтения нот с листа;
игры в высоких позициях;
-самостоятельной домашней работы над текстом, звукоизвлечением;
- публичного выступления.
Примерный репертуарный список.
Этюды:
Де Видаль Р. Этюд на тему испанской фолии.
Джулиани М.Этюд ми минор.
Каркасси М. Этюд ля минор. Этюд ре мажор
Сагрерас Х. Этюд ми минор.
Сор Ф. Этюд ля мажор.
Обработки народных песен и танцев:
Александрова М. Русская народная песня «Субботея».
Агабабов В. Каталонская н.п. «Песня птиц».
Батанин Г. Р.Н.П.: «Ах, вы сени, мои сени». «Вечерний звон»
Высоцкий М. Русская народная песня «Уж как пал туман».
А. Иванов-Крамской Русская народная песня «Перевоз Дуня Держала».
Калинин В. Р.НП. «Как ходил, гулял Ванюша».
Лебедев В. Вариации на тему русской народной песни «Зеленаярощица»
Сихра А. Вариации на тему русской народной песни «Средидолины ровныя»
Хучашев М. Татарская народная песня «Бэрлеганем, бер генам»
Произведения малой формы:
Произведения русских композиторов.
Бирюков Ю. Листок из альбома
Варламов А. Благодарность.
Глинка М. Чувство.
Иванов – Крамской А. Вальс. Танец.
Каменников В. Грустная песенка.
Лядов А. Прелюдия.
Нариманидзе Н. Грузинский напев.
Чайковский П. Итальянская песенка.
Старинный вальс «Грезы прошлого».
Старинный романс «Я встретил вас».
Произведения зарубежных композиторов:
Агуадо Д. Аллегро, Модерато.
Гомес В. Ромнс.
3. Джулиани М. Менуэт.
4. Испанские народные танцы: «Аллегриас», «Цапатеадо»
5. Калатаунд Б. Гавот.
6. Кост Н.. Рондолетто.
7. Минисети Ф. Вечер в Венеции.
8. Моцарт В. Менуэт.
9. Рамо Ж. Менуэт.
10. Сор Ф. Анданте. Вальс.
Произведение современных композиторов:
Александров В. Танец
Калинин В. Юродивый и Скоморох
Киселев О. Падает снег
Козлов В. Румба
Лукьянчиков О. Ужин при свечах
Марышев С. Звездный дождь, Ее величество, королева лютня
Мухатдинов Ш. Наигрыш
Ребиков А. Пьеса в старинном стиле
Рехин И. Северная баллада
Хухро Л. Лунная дорожка Старинные часы
Эстрадная музыка:
Виницкий А. Босса – нова. Прелюдия № 21.
Лей Ф. История любви.
Рид Л. Прощальный вальс.
Произведения с элементами полифонии:
Бах И.С. Бурре ми минор. Гавот. Менуэт.
Визе Р. Аллеманда. Жига.
Корбетта Ф. Сарабанда
Корелли А. Прелюдия.
Санз Г. Два старинных танца.
Произведения крупной формы:
Произведения русских композиторов.
Александрова М. Вариация на тему Р.н.п. Ой, при лужку.
Иванов – Крамской А. Вариации на тему Б.Н.П. Перепелочка, Вариации на тему Р.Н.П. Ахти, матушка, голова болит
Иванов – Крамской А. Вариации на темы Р.н. песен: Ах ты, сад. У ворот, ворот. Я на камушке сижу.
Кучуков В. Вариации на тему украинской народной десни «Ой, неходи, Грицю!»
Сихра А. Вариации на тему Р.н.п. Ах, не лист осенний.
Ларичев Е. Вариации на тему Р.н. песен: Вдоль да по речке.
Полухин П. Вариации на тему Р.н.п. Вечерний звон.
Произведения зарубежных композиторов.
Джулиани М. Соната Соль мажор. Сонатина № 2.
Каркасси М. Рондо.
Каррули Ф. Рондо.
Кюффнер Д. Сонатина.
Молино Ф. Рондо.
Паганини Н. Три сонатины
Сор Ф. Соната, Алегретто, Рондо
Ансамбли:
Дуэты.
Бетховен Л. Менуэт.
2 .Гендель Г. Ария.
3. Иванов – Крамской А. Вариации на тему Р.н.п. Утушка луговая.
4. Карулли Ф. Рондо.
5. Рамо Ж. Сарабанда.
6. Куперен Ф. Пьеса для клавесина.
7. Марышев С. Лебедь, Часы.
Трио.
1. Чюрленис М. Фугетта.
2. ДовгополД. Послеполуденный танец королевского хомячка, предвосхищающий пробуждение менестреля.
6 класс
Развитие музыкального мышления и исполнительских навыков. Совершенствование техники левой руки: умение исполнять легато, мелизмы, соединение позиций, двойные ноты и аккорды. Работа над звукоизвлечением и координацией действий обеих рук. Знание трехоктавных гамм в аппликатуре А. Сеговии ритмическими группировками до септолей, смешанных ритмических рисунков различными аппликатурными формулами правой руки. Знание основной терминологии. Владение разнообразными ритмическими приемами исполнения (пунктирный и синкопированный ритм).
Упражнения и этюды на растяжку пальцев левой руки, на отработку исполнения мелизмов, выработку четкой артикуляции, усложнение аккордовой фактуры, на смешанную технику. Овладение навыками аккомпанемента: владение пройденным материалом, знакомство с септаккордами, подбор песни со всеми типами гармонических движений.
По окончании шестого года обучения учащиеся должны:
знать:
Гаммы Ля мажор и фа диез минор в аппликатуре А.Сеговии (гаммы в типовой аппликатуре)
различными ритмическими фигурами до септолей, смешанными ритмическими рисунками;
различные средства выразительности музыкальногопроизведения;
уметь:
выразительно исполнять музыкальный материал;
исполнять простые (октавные) флажолеты, легато, мелизмы, различные виды соединения позиций, двойные ноты иаккорды;
владеть навыками:
чтения нот с листа;
игры в высоких позициях;
самостоятельной домашней работы над текстом,звукоизвлечением.
публичного выступления.
В течение учебного года необходимо проработать с учеником 11-15 произведений, в том числе 2 произведения с элементами полифонии, 1-2 произведения крупной формы, 3-5 этюдов на различные виды техники, ансамбль, аккомпанимент.
Примерный репертуарный список.
Этюды:
1. Агуадо Д. Этюд ми минор.
2. Гуркин В. Этюд Соль мажор.
3. Иванов – Крамской А. Этюд Соль мажор.
4. Каркасси М. Этюд Ля мажор.
5. Марышев С. Этюд ля минор.
6. Сор Ф. Этюд Ми мажор. Этюд Ля мажор.
7. Сагрерас Х. Этюд ми минор. Этюд Соль мажор.
8. Хухро Л. Этюд – мелодия.
Обработки народных песен:
Батанин Г. Р.Н.П.: Матушка моя. По Дону гуляет. По улице мостовой
Иванов – Крамской А. Б.Н.П.: Перепелочка Р.Н.П.: Во поле береза стояла. Полосонька
Сазонов В. Р.Н.П.: Степь да степь кругом
Произведение малой формы:
Произведения русских композиторов
Глинка М. Мазурка
Иванов – Крамской А. Астурийская песня. Колыбельная. Прелюдия.
Ларичев Е. Вальс.
Лондонов П. Прелюдия.
Лысенко Н. Минута разочарования.
Шибалин В. Раздумье.
Произведения зарубежных композиторов
Анидо М. Аргентинская мелодия.
Джулиани М. Фиалка.
Льобет М. Каталонская песня
Каркасси М. Андантино. Вальс. Галоп. Марш.
Морено – Торроба Ф. Изящный менуэт. Фандангильо.
Неизвестный автор XVI века Старинная английская песня.
7. Сибелиус Я. Колыбельная.
8. Сор Ф. Галоп. Два менуэта.
9. Таррега Ф. Мазурка «Аделита».Прелюдия.
10. Шуман Р. Первая утрата.
Произведение современных композиторов:
Александров В. Маленькая прелюдия.
Агобабов В. Прелюдия (фа диез минор).
Батанин Г. Вальс «Милая».
Киселев О. Играй, улыбайся. Ночь накануне Рождества.
Козлов В. Ноктюрн.
Марышев С. Звездный дождь
Ольшанский А. По течению.
Рак Ш. Токката
Харисов В. Давай поговорим
Шебалин В. Прелюдия. Плясовая
Полифонические произведения:
Произведения зарубежных композиторов
Бах И.С. Прелюдия ре минор.
Гендель Г. Адажио. Менуэт.
Доулент Д. Старинный английский танец.
Дюарт Ж. Прелюд.
Молинаро С. Сальтарелло.
Таллар А. Гавот. Прелюдия.
Харисов В. Жига.
Произведения крупной формы:
Произведения русских композиторов
Иванов – Крамской А. Вариации на тему Б.Н.П. Перепёлочка, Вариации на тему Р.Н.П. Ахти, матушка, голова болит.
Ларичев Е. Вариации на тему Р.Н.П. Ивушка.
Произведения зарубежных композиторов
Визер Р. Сюита ре минор.
Каркасси М. Рондо. Аллегро.
3. Карулли Ф. Аллегретто. Аллегро. Рондо.
4. Паганини Н. Три сонатины.
5. Скарлати Л. Соната ми минор.
6. Сор Ф. Соната. Аллегретто. Рондо.
Ансамбли:
Дуэты
1. Бах И.С. Инвенция.
2. Вила – Лобас Э. Бразильский танец. Кубинский танец.
3. Скарлатти Д. Соната.
4. Сор Ф. Старинный испанский танец.
5. Марышев С. Лебедь. Часы.
Трио
1. Роулан М. Морионе.Токката.
2. Козлов В. Вальс.
7 класс
Дальнейшее развитие музыкально-художественного мышления и исполнительских навыков, совершенствование техники звукоизвлечения и повышение уровня пальцевой беглости. Закрепление всех пройденных позиций на гитаре, знание всего грифа гитары, уверенное владение основными приемами, штрихами. Знание основной терминологии. Знание трехоктавных гамм в аппликатуре А. Сеговии от дуолей до септолей, в различном ритмическом оформлении. Упражнения и этюды на пройденные виды техники. Включение в репертуар вариаций на народные темы, произведений крупной формы (соната I ч. или II-III, III-IV чч., сюита, вариации), включение оригинальных произведений, произведений написанных или обработанных для гитары современным композитором. Необходимо совершенствование навыка чтения с листа. Для чтения с листа рекомендуются произведения на 2 класса ниже.
В течение учебного года следует проработать с учеником 8-10 произведений, в том числе 2-3 этюда на различные виды техники, 2 произведения крупной формы, 1-2 произведения с элементами полифонии, ансамбль, аккомпаниемент. К выпускному экзамену необходимо приготовить 4 разнохарактерные пьесы.
По окончании пятого года обучения учащиеся должны:
знать:
- мажорные и минорные гаммы в аппликатуре А. Сеговии различными ритмическими фигурами от дуолей до септолей;
различные средства выразительности музыкальногопроизведения;
различные позиции всего грифа гитары;
-различные приемы игры;уметь:
исполнять простые (октавные) флажолеты, легато, баррэ, мелизмы, различные виды соединения позиций, двойные ноты и аккорды;
использовать полученные теоретические знания при исполнениимузыкальных произведений.
владеть навыками:
-чтения нот с листа;
игры в высоких позициях;
самостоятельной домашней работы над текстом,звукоизвлечением;
публичного выступления.
Примерные репертуарные списки
Этюды:
1. Агафошин Л. Этюд ля минор.
2. Агоадо Д. Этюд Ре мажор.
3. Диабелли А. Этюд До мажор.
4. Джулиани М. Этюд ля минор.
5. Иванов – Крамской А. Этюд Ре мажор.
6. Каркасси М. Этюд До мажор. Этюд ля мажор.
7. Сор Ф. Этюд Ре минор.
8 .Марышев С. Этюд ля минор.
Обработки народных песен
1. Ботанин Д. Р.Н.П.: Во саду ли, в огороде. Пойду ль я, выду ль я
2. Иванов-Крамской. А Фантазия на тему русской народной песни «Выхожу один я на дорогу».
3. Харисов В. Фантазия на тему татарской песни «Галиябану»
Произведение малой формы:
Произведения русских композиторов
1. Иванов – Крамской А. Две прелюдии. Прелюдия си минор.
2. Федоров С. Прелюдия.
3 .Шостакович Д. Гавот.
Произведение зарубежных композиторов
1. Альберт Г. Вальс – фантазия.
2. Анидо М. Баркаролла.
3. Вила –Лобос Э, Прелюдия №1. Приглашение к танцу.
4. Глилей В. Гальярда.
5. Джулиани М. Прелюдия. Нарцисс. Лавр
6. Веласко Г.Джота.
7. Мендельсон Ф. Песня венецианского гондольера
8. Пернамбуко Х. Бразильский танец
9. Сиговия А. Танадилла.
10.Шульц А.Прелесть гитары.
Произведение современных композиторов:
1. Агабабов Л. Прелюдия (Ре мажор). Экспромт.
2. Довгопол Д. Прелюдия «Органелла».
3. Киселев О. Последняя иллюзия.
4. Козлов В. Изумруд.
5. Марышев С. Журчание лесного ручейка. Вечер менестреля Фантазия. Старинный стиль.
6. Рожков А. Вальс воспоминания.
7. Сорокин Б. Девичье поле.
Полифонические произведения:
Произведение зарубежных композиторов
1. Бах И.С. Гавот. Менуэт.
2. Гендель Г. Менуэт. Сарабанда.
3. Неизвестный автор Танец
4. Вейс С. Прелюдия для лютни. Два менуэта из сюиты для лютни.
Произведения крупной формы:
Произведения русских композиторов
1. Высоцкий М. Вариации на тему Р.Н.П.: Ехал казак за Дунай.
2. Иванов – Крамской А. Вариации на тему: романса Варламова А. «На заре ты ее не буди». Вариации на тему Р.Н.П.: Ай, на горе дуб. У ворот, у ворот.
3. Ларичев Е. Вариации на тему Р.Н.П.: Не брани меня, родная.
Произведения зарубежных композиторов
1. Джулиани М. Рондо.
2. Карулли Ф. Рондо.
3. Леньяни Л. Капричио.
4. Ронкалле Л. Пасакалия. Сюита.
5. Скарлатти Д. Соната.
Ансамбли:
Дуэты
1. Бах И.С. Менуэт.
2. Глиэр Р. Вальс.
Трио
1. Бах И.С. Гавот.
2. Поплянова Е. Колыбельная.
II. Планируемые результаты обучения
Результатом освоения учебной программы по специальности «Гитара» является приобретение обучающимися художественно-исполнительских знаний, умений и навыков. Таким образом, ученик к концу прохождения курса программы обучения должен:
Знать основные исторические сведения об инструменте;
Знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;
Знать основы музыкальной грамоты;
Знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);
Знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на гитаре;
Знать музыкальную терминологию;
Уметь самостоятельно настраивать инструмент;
Уметь читать с листа несложные музыкальные произведения;
Иметь навык игры по нотам;
Приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях;
Приобрести навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
Приобрести навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов.
III. Формы и методы контроля, система оценок
Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Все формы контроля учащихся проводятся в соответствии с действующими учебными планами.
Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная и итоговая аттестация. Оценки качества знаний по «Специальности (шестиструнная гитара)» охватывают все виды контроля:
-Текущий контроль успеваемости проводится в счет аудиторноговремени, предусмотренного на учебный предмет на каждом уроке, а такжепо окончании четвертей или полугодий в соответствии с локальным актомшколы в целях оперативного контроля за качеством освоения программы вформе поурочной проверки домашнего задания и контрольных уроков.Оценка выставляется с учетом посещения, продвижения учащегося, участия в концертно-творческих мероприятиях.
- Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся и проводится с целью определения:
качества реализации образовательного процесса;
качества практической и теоретической подготовки по учебномупредмету;
уровня умений и навыков, сформированных у обучающихся наопределенном этапе обучения.Форму и время промежуточной аттестации по предмету «Гитара» образовательное учреждение устанавливает самостоятельно. Формой аттестации может быть контрольный урок, зачет, академический концерт, или экзамен. На промежуточную аттестацию в конце учебного года выносятся 2-3 разнохарактерных и разностилевых произведения. Выступление в концерте, участие в конкурсе может приравниваться к выступлению на промежуточной аттестации.
- Итоговая аттестация учащихся. Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения образовательной программы. Формой итоговой аттестации является экзамен. Экзамен проводится в выпускном 7 классе в соответствии с действующими учебными планами. Итоговая аттестация проводится по утвержденному директором школы расписанию. На экзамене учащиеся исполняют наизусть 4, различных по жанру и форме произведения. Оценка, полученная на экзамене, заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.
При выведении оценки за весь курс обучения учитывается следующее:
оценка работы ученика за весь период обучения, выведенная наоснове его продвижения;
оценка ученика за выступление на экзамене;
участие обучающегося в концертно-творческих мероприятияхшколы в течение всего курса обучения.
Система оценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки. Качество подготовки обучающихся при проведении текущего, промежуточного и итогового контроля оценивается по пятибалльной системе: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно). Результаты знаний обучающихся фиксируются в журналах преподавателей, индивидуальных планах обучающихся, в ведомостях академических концертов, прослушиваний и экзаменов, где отмечаются выводы комиссии об исполнении программ и о профессиональном развитии обучающегося.
IV. Методическое обеспечение учебного процесса
При первой встрече с учеником педагог должен рассказать ему об инструменте, его назначении, особенностях, ознакомить с его конструкцией, научит обращаться с ним. Необходимо сообщит ученику сведения из истории гитары, рассказать о ее художественных возможностях. Об исполнителях-гитаристах, о репертуаре для гитары.
Начинать обучение нужно с овладения элементарными навыками.
Посадка гитариста.
Посадка является организующим исполнительским началом. С первых же уроков необходимо постоянно следить за правильной посадкой и постановкой рук ученика. Без этого невозможно чистое звукоизвлечение и развитие техники.
Учащийся должен сесть на стул ближе к краю, левую ногу поставить на подставку (скамеечка высотой 12-18 см), корпус гитары положить выемкой на леве бедро (головка грифа должна находиться на одном уровне с плечом или немного выше); правую ногу отодвинуть в сторону. Нижняя дека должна касаться груди и располагаться вертикально. Предплечье правой руки у локтя кладется на большой изгиб обечайки. Корпус играющего слегка наклонен вперед, плечи на одном уровне, не напряжены. Гитара в руке должна быть устойчива, руки свободны.
Постановка правой руки.
Кисть устанавливается свободно над струнами, по возможности, отвесно (получается естественный угол между предплечьем и кистью).
Пальцы округлены. Запястья не должно проваливаться ил выгибаться на руку. Большой палец отставлен от остальных в сторону и располагается на басовой струне, примерно на середине розетки. Указательный, средний и безымянный пальцы
касаются струн у розетки, вправо от большого пальца. Мизинец в игре участвует очень редко. Звук извлекается кончиками пальцев с подушечки на ноготь. В начальных классах полезно начинать играть безногтевым способом, чтобы укрепить мышцы пальцев.
Постановка левой руки.
Пальцы левой руки прижимают лады около металлических порожков. Большой палец в игре не участвует. Находясь за грифом, он служит опорой для четырех играющих пальцев. Место расположения большого пальца в 1 позиции – напротив второго пальца, на середине шейки грифа, упираясь в него. Большой палец не должен выступать из-за грифа, упираясь в него. Он только поддерживает гриф, располагаясь параллельно ладам. Струны прижимаются крайними фалангами пальцев (без ногтей), которые ставятся на лады перпендикулярно плоскости грифа, наподобие молоточков. Пальцы округлены (особенно нужно следить за мизинцем) и не прогибаются в суставах. Запястья не должно быть зажато или выгибаться наружу. Локоть не оставляется, не прижимается к телу, плечо и предплечье свободы, не напряжены.
Способы звукоизвлечения.
Существует два основных способа извлечения звука:
Апояндо – опираясь на соседнюю страну (при этом сила удара должна исходить от первого, ближайшего к ладони, сустава);
Тирандо – по направлению к соседней струне, но, не касаясь её.
Первый способ применяется при исполнении мелодии, одиночных звуков, гамм, гаммообразных пассажей, для выделения мелодии в арпеджированной фактуре (необходимо строго следить за чередованием пальцев: двух- im, ma; в некоторых случаях трех- ami).
Вторым способом играют аккорды, арпеджио, аккомпанирующие звуки как аккордовые, так и одиночные. Большой палец правой руки, в основном, извлекает звук способом апояндо.
Приемы игры.
Баррэ – один из основных приемов техники левой руки, при котором указательный палец левой руки прижимает одновременно несколько струн.
Различают баррэ малое и большое. При малом баррэ палец прижимает от двух до четырех струн, при большом – пять или шесть струн. В нотах баррэ обозначается римской цифрой, которая указывает лад, и квадратной скобкой перед аккордом.
В работе над баррэ нужно следить, чтобы палец плотнее прижимал струны к металлическому ладу, не прогибаясь в суставах; кончик пальца не должен выходить за пределы грифа. Необходимо, чтобы движения остальных пальцев левой руки были свободны.
Глиссандо – скользящий переход от звука к звуку. Скольжение производится пальцем левой руки по струне, при этом правая извлекает начальный и конечный звуки или только начальный.
Глиссандо обозначается прямой чертой между нотами или словом gliss. Если второй звук получается только от скольжения без участия правой руки, то дополнительно над нотами ставится лига. Такое глиссандо часто применяется в подвижных темпах. Глиссандо может быть восходящим или нисходящим (последним не следует злоупотреблять). Для достижения отчетливого глиссандо нужно сильнее прижимать струну во время скольжения. Приемом глиссандо могут быть исполнены двойные ноты, аккорды.
От глиссандо как приема игры следует отличать портаменто – скользящий переход при смене позиции, при котором достигается связность звучания. Сила звука в портаменто при скольжении, в отличи от глиссандо, уменьшается. В нотах портаменто не обозначается.
Вибрато – вибрация звука в результате покачивания пальца, прижимающего струну, и кисти левой руки.
Вибрато придает звуку певучесть и эмоциональную окраску. Это одно из важнейших средств музыкальной выразительности. Работа над вибрато в упражнениях и гаммах делает левую руку более эластичной и сильной. Употребляется вибрато и в аккордах. Следует обрабатывать вибрато отдельно каждым пальцем левой руки, особенно много внимания нужно уделить первому пальцу. В нотах вибрато указывается редко, его применение зависит от вкуса и чувства меры исполнителя.
Арпеджио - последовательное, поочередное исполнение звуков аккорда. Арпеджио в гитарной технике имеет очень большое распространение и поэтому может считать одним из ведущих приемов игры. Комбинации пальцев pima в арпеджио очень разнообразны. Работу над арпеджио следует начинать с более простых фигураций в медленном темпе. Мелодический звук в арпеджио играется способом апояндо.
Тремоло – быстрое повторение одного того же звука.
На гитаре тремоло исполняется четырьмя пальцами pami в указанной последовательности. В упражнениях полезно использовать различные вариации чередования пальцев: pima, pamima и др. начинать работу над тремоло надо в медленном темпе, добиваясь ровности звучания и постепенно увеличивая темп.
Арпеджиато – быстрое, последовательное использование звуков аккорда. Обозначается вертикальной волнистой чертой перед аккордом. Арпеджиато может быть исполнено большим пальцем правой руки (скользящим ударом), тремя или четырьмя пальцами.
Пиццикато – прием игры, при котором извлекаются отрывистые, приглушенные звуки. Правая рука кладется ребром ладони со стороны мизинца на струны у самой подставки, а звуки извлекаются большим пальцем (иногда – другими пальцами правой руки). В нотах этот прием обозначается словом “pizz”.
Для обработки пиццикато полезно играть этим приемом гаммы на басовых струнах.
Флажолеты – звуки флейтового характера (отдельно звучащие обертоны у струнных инструментов).
Натуральные и искусственные флажолеты. Натуральный флажолет получается от извлечения звука пальцем правой руки при одновременном легком прикосновении подушечки пальца левой руки к струне над металлическим ладом и быстром его снятии. Натуральные флажолеты извлекаются на XII, VII, V ладах. Реже употребляются флажолеты на IX, IV, II и III ладах.
Искусственные флажолеты трудны для исполнения. При извлечении искусственного флажолета палец левой руки прижимает лад; палец правой руки прикасается к струне в месте деления её на две равные части; палец правой руки извлекает звук. Искусственные флажолеты звучат на октаву выше звуков на прижатых ладах. В нотах флажолеты обозначаются словом “фл” с указанием струны и лада.
В зарубежных изданиях флажолеты обозначаются словами “harm” или “arm”.
Расгеадо – извлечением звуков аккорда одним или несколькими пальцами с использованием при этом внешней стороны ногтя. Сочетания удара указательного пальца (index), четырех пальцев (frise), большого пальца (pulgar) создает много разновидностей расгеадо, с которыми полезно ознакомиться. Подробное освоение этого приема в программу музыкальной школы не входит.
Тамбур – прием игры, имитирующий звучание тамбурина. Он заключается в том, что большой палец правой руки боковой наружной стороной ударяет по струнам сверху и подставки. Удар надо делать всей тяжестью кисти, быстро отталкиваясь от струн, чтобы они свободно звучали.
Штрихи.
Легато – плавный переход от одного звука к другому. Обозначается дугообразной линией (лигой) над нотами или под ними. При исполнении группы нот легато только первый звук извлекается с помощью правой руки. При восходящем легато второй и последующий звук извлекаются пальцами левой руки, которые с силой опускаются на звучащую струну; при нисходящем легато пальцы левой руки, извлекая звук, снимаются со струн в сторону ладони.
Стаккато – отрывистое исполнение звука. Обозначается точкой над или под нотой. Существуют два способа исполнения стаккато:
после извлечения звука пальцы правой руки немедленно опускается на звучащую струну;
после извлечения звука правой руки пальцы левой руки быстро снимаются со струн. Качество стаккато зависит от активности пальцев. Аккорды стаккато извлекаются так же, как и отдельные звуки.
Каждый новый навык отрабатывается отдельно и потом закрепляется в упражнениях, этюдах, пьесах.
Работа над инструктивным материалом
Работа над гаммами, упражнениями, этюдами – неотъемлемая часть обучения в музыкальной школе. Она необходима для развития аппарата. Выработки ощущения у контакта с инструментом, а в дальнейшем – владения всеми музыкально-выразительными средствами исполнения. Польза, которую принесет изучение инструктивного материала, будет тем большей, чем интереснее поставленные при этом музыкальные задачи.
Последовательность изучения гам в классе гитары зависит от удобства расположения тональностей, возможностей использовать типовую аппликатуру, поэтому не всегда совпадает с последовательностью их расположения по квинтовому кругу.
В качестве начальных гамм в классе гитары методически целесообразно использовать гаммы с «открытыми» струнами, т.к. игра таких гамм способствует изучению нот на грифе гитары в основных игровых позициях.
Со 2 класса ДШИ изучаются типовые аппликатуры двухоктавных гамм мажорных и минорных. Каденции к гаммам во всех тональностях приводятся в Школах М. Каркасси, П. Агафошина, П. Роча, Е. Ларичева, А. Иванова-Крамского. В старших классах изучают трехоктавные мажорные и минорные гаммы, имеющие по две типовые аппликатуры – от шестой и от пятой струн.
Планомерная работа над гаммами развивает музыкально-слуховые и ладотональные представления, способствует развитию беглости. Задачи при игре гамм: освоение техники перехода в другие позиции, ритмического варьирования; работа над беглостью, динамикой и др.
Большое значение для приобретения навыков освоения новых приемов имеют упражнения. Работа над ними должна быть осмысленной, а не автоматической.
В Этюдах ученик изучает приемы игры на гитаре и овладевает исполнительскими штрихами.
Подбор этюдов и упражнений обычно связан с техническими трудностями изучаемых пьес. В начальных классах это работа над освоением аккордов и несложных фигурации арпеджио; со 2 класса больше внимания обращается на левую руку (знакомство с баррэ, легато). При переходе в старшие классы учащийся уже должен ознакомиться с различными приемами игры и штрихами: глиссандо, стаккато, вибрато и др.
В этюдах для старших классов развивается техника арпеджио, легато, баррэ, пассажами. Флажолетами, специфическими приемами игры на гитаре.
В этюдах ученик должен добиваться хорошего звучания инструмента, много внимания уделять кантилене, работать над динамикой.
Работа над музыкальным произведением.
Начиная работу над музыкальным произведением, необходимо проанализировать его с точки зрения формы, тонального плана, гармонии. Фразировки. Динамики, а также внимательно отнестись к авторскому тексту, обратить внимание на все обозначения, музыкальные термины. Педагог должен ознакомить ученика с творчеством композитора, особенностями его стиля, со спецификой данного произведения.
Большое значение имеет правильный выбор аппликатуры, подходить к этому надо творчески, в соответствии с фразировкой и характером музыки. Используя тембровые возможности инструмента, учитывая индивидуальные особенности аппарата ученика.
В старших классах учащийся должен уметь самостоятельно работать над музыкальным произведением. После тщательного разбора ряда произведений в классе педагог в качестве домашнего задания дает учащемуся пьесу для самостоятельного анализа.
Список литературы
Методическая литература
Александрова М. Азбука гитариста для шестиструнной гитары / Алексагдрова М.. В. – М: Кифара, 2010 г.
Борисович В. Г. Организация и развитие мышления гитаристовв процессе обучения / В. Г. Борисевич. - М.: МГИУ, 2012
Вещицкий П., Ларичев Е., Ларичева Г. Классическая шестиструнная гитара: Справочник. – М.: Композитор, 1999.
Гитман А. Гитара и музыкальная грамота. М., 2002.
Гитман А. Начальное обучение на шестиструнной гитаре. М., 2002.
Гитман А. Донотный период в начальном обучении гитаристов. М., 2003.
Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4. – Р-н-Д.: Феникс, 2004.
Как научиться играть на гитаре./ Сост. В. Кузнецов. – М.: Классика-XXI, 2006
Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. – М.: Кифара, 2002.
Карпов Л. В. Техника игры на гитаре. Базовые средства формирования звука / Л. В. Карпов. - СПб : СПбГУКИ, 2008
Катанский А. В., Катанский В. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ансамбль. Таблицы аккордов. Аккомпанемент песен: Учебно-методическое пособие. – И.: Катанский, 2008.
Кирьянов Н. Искусство игры на шестиструнной гитаре. М., 1991.
Кузин, Ю. П. Азбука гитариста. Части 1-3 / Ю. П. Кузин. -Новосибирск, 1999
Ларичев Е. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре / Е.Ларичев. - М.: «Музыка», 1991
Ноуд Фредерик. Самоучитель игры на гитаре. – М.: Астрель, 2005.
Пухоль, Э. Школа игры на шестиструнной гитаре / Э. Пухоль. -М.: «Сов. композитор», 1998
Сеговия, А, Моя гитарная тетрадь. Перевод Якушевой Л.,Ларичева Е. / А. Сеговия. - М.: «Торглобус», 2001
Сор Ф. Школа игры на гитаре./ Ф. Сор; исправлена и дополнена по степени сложности Н. Костом; общ. Ред. Н. А. Ивановой-Крамской; пер. с франц. А. Д. Высоцкого. – Р-н-Д: 2007
Шумидуб А. Школа игры на гитаре.- М.: Шумидуб, 2002
Нотная литература
Агабабов, В. Пьесы для шестиструнной гитары. Вып. 1 / В. Агабабов. - М.: Композитор, 2001
Агафошин, П. Школа игры на шестиструнной гитаре / П. Агафошин. - М.: Музыка, 2008
Александрова М. Мелодии старого города / М. Александрова. -М.: Ступени знаний, 2000
Александрова М. Народные мелодии и старинные русскиеромансы в обработке для классической гитары / М. Александрова. - М.:Ступени знаний, 2004
Александрова М. Репертуар гитариста. Пьесы, обработки,этюды, ансамбли.2-е издание / М. Александрова. — М.: Русскоемузыкальное товарищество, 2005
Александрова М. Семь шагов к мастерству / М. Александрова.- М. : Московская детская муз. школа им. Гнесиных, 2008
Али А. Пьески для Анечки. Классическая гитара дляначинающих / А. Али. - СПб.: Композитор, 2003
Бранд В. Песенки-гитаринки / В. Бранд - М.: РУДН, 1999
Библиотека гитариста. Популярные джазовые и эстрадныемелодии. Ред. В. Гуркина. Вып. 2 / В. Гуркин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000
Библиотека гитариста. Популярные джазовые и эстрадные мелодии. Ред. В. Гуркина. Вып. 3 / В. Гуркин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
Библиотека гитариста. Сагрерас X. Школа игры на гитаре. Часть1 / X. Сагрерас. - М.: Торопов, 1996
Библиотека начинающего гитариста. Хрестоматия гитариста.Первая тетрадь. / Сост. Г. Фетисов. - М.: Издательство В. Катанского, 2001
Библиотека начинающего гитариста. Хрестоматия гитариста.Вторая тетрадь. / Сост. Г. Фетисов. — М.: Издательство В. Катанского, 2004
Виницкий А. Детский джазовый альбом. Вып. 1 / А. Виницкий.- М.: Престо, 2001
Виницкий А. Этюды и пьесы для дуэта гитар / А. Виницкий. -М.: Престо, 2004
Волшебный мир шести струн. Избранные произведения длягитары. Тетр.1 / Сост. Е. Белова, А. Карелин. - М.: Издательство В.Катанского, 2000
Детский альбом гитариста: альбом пьес и упражнений для начальных классов ДМШ. Тетрадь 1 / сост. А. В. Катанский. – М.: Катанский. – 2006.
Детский альбом гитариста: альбом пьес и упражнений для начальных классов ДМШ. Тетрадь 3 / сост. А. В. Катанский. – М.: Катанский. – 2006.
Донских В. Я рисую музыку. Школа игры на гитаре для самыхмаленьких / В. Донских. - СПб.: Композитор, 2004
Донских В. Нарисуй картинку музыкой. Школа игры на гитаредля самых маленьких / В. Донских. - СПб.: Композитор, 2006
Иванова Л. Детские пьесы для гитары / Л. Иванова. - СПб.: Композитор, 1998
Иванова Л. Две сюиты для гитары / Л. Иванова. - СПб.: Композитор, 1999
Иванова Л. Легкие пьесы для гитары / Л. Иванова. - СПб.:Композитор, 1999
Иванова Л. Пьесы для начинающих. Маленькому гитаристу /Л. Иванова. - СПб.: Композитор, 2000
Иванова Л. Юному гитаристу / Л. Иванова. - СПб.: Композитор, 2004
Иванова Л. 25 этюдов для гитары / Л. Иванова. - СПб.: Композитор, 2003
Калинин В. Юный гитарист / В. Калинин. - М.: Музыка, 2008
Каржавин С. Секреты гитары фламенко. Тетрадь 1-3 / СКаржавин. - М., 2002, 2003.
Караван мелодий. Популярная музыка зарубежных композиторов в переложении для шестиструнной гитары. Сост. Т. В. Левина. – М.: Кифара, 2010
Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ред. В.Григоренко / М. Каркасси. - М.: Кифара, 2002
Каурина Г'. Волшебная лесенка. Легкие пьесы-этюды для начинающих гитаристов / Г. Каурина. - СПб.: Композитор, 2005
Каурина Г. Шаг за шагом. Легкие мелодии и ансамбли для начинающих гитаристов. Часть 1, 2 / Г. Каурина. - СПб.: Композитор, 2005
Кирьянов Н. Искусство игры на классической шестиструнной гитаре. Ч. 3. Изд. 2-е, доп. и перераб. / Н. Кирьянов. - М.: Торопов, 2004
Киселев О. Н. Первые шаги: альбом юного гитариста / Олег Киселев. – Челябинск: MPI, 2006.
Киселев О. Н. Времена года: альбом юного гитариста / Олег Киселев. – Челябинск: MPI, 2006.
Киселев О. Альбом юного гитариста «Облака» / О. Киселев. -Челябинск: MPI, IХС, 2003
Киселев О. Альбом юного гитариста «Клубника со сливками» /О. Киселев. - Челябинск: MPI, 2004
Классическая гитара. Педагогический и концертный репертуар для младших классов ДМШ и ДШИ и любителей музыки для гитары. 1, 2,3 части / Сост. К. Миронов.- Красноярск: Миронов, 2005
Ковалевский И. Классическая гитара в популярной музыке. Альбом 2. Музыка из кинофильмов, мюзиклов и опер. – СПб.: Диада-СПб, 2003.
Ковалевский И. Классическая гитара в популярной музыке. Альбом 7. Дом восходящего солнца. – СПб.: Диада-СПб, 2000.
Козлов В. В. Кругосветное путешествие сеньориты Гитары: альбом юного гитариста / Виктор Козлов. – Челябинск: MPI, 2005.
Козлов В. В. Эхо бразильского карнавала: ансамбли для 2-х гитар / Виктор Козлов. – Изд. 2-е, доп. и перераб. – Челябинск: MPI, 2007.
Козлов В. Альбом юного гитариста «Маленькие тайны сеньориты Гитары» / В. Козлов. - Челябинск: Автограф, 1999
Козлов В. Детская сюита / В. Козлов. - СПб.: Композитор, 2004
Козлов М. Сентябрьский денек. Пьесы для гитары / М. Козлов.- СПб.: Гармония, 2005
Концерт в музыкальной школе. Шестиструнная гитара. Вып.2 /Сост. А. Гитман. - М.: Престо, 2003.
Кошкин Н. Маскарад. Пьесы для гитары. Тетрадь 2 / Н.Кошкин. - М.: Классика-ХХ1,2005
Кошкин Н. Сюита «Шесть струн» для гитары / Н. Кошкин. - М.: Классика-ХХ1, 2005
Кузин Ю. Азбука гитариста Ч. 1 Доииструментальный этап.Пособие для преподавателей ДМШ (с нотн. прилож.) / Ред. В. Каленов / Ю.Кузин. - Новосибирск: Транс-пресс, 2003
Кузин Ю. Азбука гитариста Ч. 1 Инструментальный этап.Пособие для преподавателей ДМШ (с нотн. прилож.) / Ред. В. Каленов / Ю.Кузин. - Новосибирск: Транс-пресс, 2003
Кузин Ю. Азбука гитариста 4.2 Инструментальный этап.Пособие для преподавателей ДМШ (с нотн. прилож.) / Ред. В. Каленов / Ю.Кузин. - Новосибирск: Транс-пресс, 2003
Кузин Ю. Чтение с листа на гитаре в первые годы обучения /Ю. Кузин. - Новосибирск: Транс-пресс, 1997
Легкие пьесы для шестиструнной гитары. Выпуск 2. / Составитель Г. Гарнишевская. – СПб.: Композитор, 2003.
Легкие пьесы для шестиструнной гитары Вып.1/Сост. Л.Соколова. - СПб.: Композитор, 2004
Литовке Ю. Маленький гитарист. Пьесы для гитары / Ю.Литовке. - СПб.: Союз художников, 2005.
Лукьянченков О. Гитара. Новые имена. Ч. 1 / О Лукьянченков. -Уфа: Дека-Плюс, 2008
Лукьянченков О. Хрестоматия гитариста для ДМШ. Первый класс / О. Лукьянченков. - Уфа: РУМЦ МКНП РБ, 2005
Лукьянченков О. Хрестоматия гитариста для ДМШ. Пятый класс / О. Лукьянченков. - Уфа: РУМЦ МКНП РБ, 2005
Любимые мелодии для шестиструнной гитары. Сост. О. Кроха. – М.: Музыка, 2005
Максименко В. Избранные пьесы для шестиструнной гитары /В. Максименко. - М.: Композитор, 2005
Малков О. Технические и программные этюды для шестиструнной гитары. 1-6 классы ДПТИ / О. Малков. - Челябинск: Малков, 2005
Малков О. Пьесы. Сказочные сценки. Для шестиструнной гитары. Учебное пособие для ДМШ и ДШИ / О. Малков. - Челябинск: Малков, 2007
Малков О. Музыкальная капель. Для шестиструнной гитары. Учебное пособие для ДМШ и ДШИ / О. Малков. - Челябинск: Малков,2012
Малков О. Восемь прелюдий для шестиструнной гитары / О.Малков. - Челябинск: Малков, 2008
Марышев С. Стань виртуозом. Пособие для начинающихгитаристов / С. Марышев - Новосибирск: Книжица, 2000
Педагогический репертуар гитариста. Средние и старшиеклассы ДМШ. Пьесы и этюды для классической гитары. Вып. 1 / Сост. А.Гитман. - М.: Престо, 1999
Поплянова Е. Путешествие на остров гитара. Альбом юногогитариста / Е. Поплянова. - СПб.: Композитор, 2004
Поплянова Е. М. Счастливые башмаки: ансамбли для двух гитар / Елена Поплянова; исполн. Ред. В. Козлова. – Челябинск: MPI 2006.
Произведения для шестиструнной гитары. Ступеньки к мастерству. Вып. 2.. – М.: ВЛАДОС, 2005.
Пьесы / Сост. Ю. Лихачев. - М.: Феникс, 2009
Пьесы и переложения магнитогорских гитаристов. Вып. 1 /
Сост. С. Камаев. - Магнитогорск: Центр «Классическая гитара», 2002.
Рехин И. Альбом юного гитариста. Вып. 1 / И. Рехин. - М., 1992
Рехин И. День за днем. 24 пьесы на развитие творческойактивности. Вып. 2 / И. Рехин. - М.: Рехин, 1990
Сагрерас X. Школа игры на гитаре. Ч. 1 / X. Сагрерас. - М.:ДеКА, 1996
Семенов В. Ю. Во саду ли, в огороде: Альбом юного гитариста. – Челябинск: MPI, 2003.
Сонаты и сонатины / Сост. Ю. Лихачев. - М.: Феникс, 2009
Сор Ф. 20 этюдов для шестиструнной гитары / Ред. А. Сеговии /Ф. Сор. - М.: ГИД,2000
Сорокин Б. Сказание о Земле русской. Сюита для шестиструнной гитары / Б. Сорокин. - Челябинск: АвтоГраф, 2001
Старинная музыка. Гитара. Для 1-5 классов ДМШ / Сост. В.Мельниченко, Т. Косарева, В. Мельниченко. - Омск: Гран-центр, 1999
Старинная и современная музыка для шестиструнной гитары.Вып. 1. / Сост. Н. Иванова-Крамская. - М.: Музыка, 1991
Сто этюдов для развития универсальной гитарной техники. Для1-5 классов ДМШ / Сост. В. Мельниченко, Т. Косарева - Омск: Гран -центр, 1999
Суханов В. Ф. Гитара для всех. Самоучитель игры на шестиструнной гитаре. – Р-н-Д.: Феникс, 2001.
Уральская коллекция. Малахитовая тетрадь. Для шестиструннойгитары. Сост. В. Козлов. - Челябинск, 1997
Уральская коллекция. Обработки и переложения татарскихнародных песен и танцев для гитары / Сост. В. Козлов, Щ. Мухатдинов, В.Ковба. - Челябинск: АвтоГраф, 2002
Уроки мастерства. Хрестоматия гитариста. Для младших классов. Тетрадь 1 /Сост. Н. Иванова-Крамская. -М.: Классика-ХХ1,2004
Уроки мастерства. Хрестоматия гитариста. Для младших классов. Тетрадь 2 / Сост. Н. Иванова-Крамская. - М.: Классика-ХХ1,2004
Уроки мастерства. Хрестоматия гитариста. Для средних классов.Тетрадь 3 / Сост. Н. Иванова-Крамская. - М.: Классика-ХХ1,2004
Уроки мастерства. Хрестоматия гитариста. Для средних классов.Тетрадь 4 / Сост. Н. Иванова-Крамская. - М.: Классика-ХХ1, 2006
Фетисов Г. Первые шаги гитариста. Первая гитарная тетрадь /Г. Фетисов. - М.: Издательство В. Катанского, 2002.
Харисов В. Произведения для шестиструнной гитары / В.Харисов. - Казань: Харисов, 2008
Хрестоматия гитариста. Вторая тетрадь./ Сост. Г. Фетисов. – М.: Катанский, 2003.
Хрестоматия гитариста: Учебно-методическое пособие. 1-2 классы ДМШ./ Сост. и общая редакция Н. Ивановой-Крамской. – Р-н-Д.: Феникс, 2006.
Хрестоматия гитариста: Учебно-методическое пособие. 3-4 классы ДМШ./ Сост. и общая редакция Н. Ивановой-Крамской. – Р-н-Д.: Феникс, 2007.
Хрестоматия гитариста. 1-7 классы ДМШ. Пьесы./ Сост. О. Кроха. – М.: Музыка, 2004.
Хрестоматия гитариста. 1-7 классы ДМШ, младшие курсы музучилищ. Этюды./ Сост. В. Агабабов. – М.: Музыка, 2003.
Хрестоматия гитариста. Подготовительные классы ДМШ./ Сост. В. Гуркин. – Р-н-Д.: Феникс, 1999.
Хрестоматия гитариста. 3-4 классы ДМШ./ Сост. В. Гуркин. – Р-н-Д.: Феникс, 2000.
Хрестоматия гитариста: сонаты и сонатины / редактор-сост. Ю. Г. Лихачев. – Р-н-Д.: Феникс, 2009.
Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре (2 класс) / авт.-сост. П. В. Иванников. – М.: АСТ, 2008.
Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре (4 класс) / авт.-сост. П. В. Иванников. – М.: АСТ, 2008.
Хрестоматия для игры на шестиструнной гитаре. 5 класс / авт.-сост. П. В. Иванников. – М.: АСТ, 2006.
Хрестоматия юного гитариста. 1-3 классы ДМШ./ Сост. О. Зубченко. – Р-н-Д.: Феникс, 2005.
Хрестоматия юного гитариста. 2.-4 классы ДМШ./ Сост. О. Зубченко. – Р-н-Д.: Феникс, 2006.
Хрестоматия юного гитариста. 3-5 классы ДМШ: учебно-методическое пособие./ Сост. О. Зубченко. – Р-н-Д.: Феникс, 2006.
Хрестоматия юного гитариста: репертуар для ансамблей шестиструнных гитар (дуэты, трио): учебно-методическое пособие./ Сост. О. Зубченко. – Р-н-Д.: Феникс, 2007
Хрестоматия игры на шестиструнной гитаре для начинающих /Сост. П. Иванников. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005
Хухро Л. Малыш играет на гитаре / Л. Хухро. - Новосибирск:Современный композитор, 1998
Хухро Л. Канарейка нам пропела / Хухро Л. - Новосибирск:К нижица, 1999
Шесть струн - шесть ступенек. 4 ступенька. 3 класс ДМШ /Сост. Ю. Кузин. - Новосибирск: Классик-А, 2003.
Шумидуб А. Л. Школа гитариста-исполнителя. М.: Шумидуб, 2006.
Юному гитаристу: Учебно-методическое пособие. – М.: Катанский, 2007.
Юному гитаристу: Хрестоматия для начинающих. Сост. И. Пермяков.– СПб.: Композитор, 2007.


Приложенные файлы

  • docx 9429795
    Размер файла: 121 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий