Добрый день, уважаемые коллеги! Мы с вами хорошо знаем, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым.


Мастер-класс для воспитателей «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО»
Цель мастер-класса: практическое освоение технологии ТРИЗ.
Задачи:
Дать педагогам представление о многообразии игровых приемов ТРИЗ-технологии.
Познакомить с практическим применением игровых приемов ТРИЗ.
Побудить к использованию игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми.
Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование
ТРИЗ-технологии в своей педагогической деятельности.
Добрый день, уважаемые коллеги! У человека всё предназначено для самого себя: глаза – чтобы смотреть и видеть, рот – чтобы поглощать пищу и говорить. Всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка нужна больше окружающим чем самому себе, чтобы им с вами было приятно и хорошо. Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции и улыбки.
Уважаемые коллеги!
Тема моего мастер-класса «Применение игр ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога и детей в ДОО»
Жизнь постоянно ставит перед нами задачи, и от их решения зависит наша судьба. Как воспитать личность, умеющую легко разрешать возникающие проблемы?
Мы с вами хорошо знаем, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности.
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо еще в дошкольном возрасте развивать творческое мышление, способность нестандартно мыслить и смотреть на окружающий мир.
- Что такое технология ТРИЗ - как переводится?
Дословно ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Это одна из известных и популярных инновационных педагогических технологий.
- Какая же цель ТРИЗ?
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»» «Творчество во всём!»
ТРИЗ для дошкольников:
- это система коллективных игр, занятий, призванных не изменять основную программу, а максимально увеличить её эффективность.
Самое главное — обращать внимание ребенка на интересные вещи, не пытаться все на свете объяснить и дать в готовом виде, почаще смотреть на ситуацию с разных сторон, находить хорошее в «плохом» и плохое в «хорошем», размышлять вместе, проводить опыты, но не пытаться полностью объяснить результаты — другими словами, воспитывать любознательность у дошкольников во всех проявлениях.Уважаемые коллеги, я предлагаю вам сегодня поиграть в игры ТРИЗ-технологии.
1 «Мои друзья»
(проводится с начала средней группы)
Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.
Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.
Ведущий ребенок.
Ход игры: Дети выбирают объекты природного мира.
Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк).
Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).
Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).
2 «Теремок»
(проводится со средней группы)
Правила игры: детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок выполняет роль ведущего. Сидит в «теремке». Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук-тук. Кто в теремочке живет?»
Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня». Или: «Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня». Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или видовой принадлежности.
Ход игры: Похожести у объектов живого мира.
Дети: Тук-тук. кто в теремочке живет?
Ведущий: Это я, лиса. А ты кто?
Дети: А я волк, пусти меня к себе!
Ведущий: Пущу тебя к себе, если скажешь, чем ты лиса, похожа на меня, волка.
Дети: И ты, и я – дикие животные. У нас одинаковое строение: есть 4 лапы. Туловище, голова,2 уха, шерсть, мы относимся к природному миру, живой природе. Мы живые, поэтому дышим и т.д.
Различия у объектов живого мира
Дети: Тук-тук. Я заяц. Кто в теремочке живет? Пусти меня к себе!
Ведущий: Это я – белка. Пущу тебя к себе, если скажешь, чем мы с тобой отличаемся.
Дети: Заяц немного больше белки. У нас разный окрас (белка рыженькая, а заяц – зимой белый, а летом – серый), у нас разное питание (белка питается орешками, грибами сухими, а зайчик – травкой, корой деревьев, морковкой); белка живет на дереве в дупле, а заяц бегает по земле3 Игра «Поезд»
( со средней группы)
Цель: развивать логическое мышление, учить устанавливать взаимосвязи между предметами.
Ход: 10 картинок одинакового размера с разными предметами. Каждая картинка это вагончик.
Ведущий: Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свою и так будем класть по очереди. Получатся вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться на ходу. Наши вагончики – картинки тоже будут скрепляться.
1 ребенок берет картинку и называет предмет на этой картинке (ложка).
2 ребенок берет картинку , связанную по смыслу с первой картинкой и говорит почему . (Беру тарелку, т.к. ложка и тарелка – посуда).
Следующий ребенок берет вазу, т.к. ваза и тарелка сделаны из стекла.Следующий ребенок берет поливальную машину, т.к. в вазе и поливальной машине бывает вода; и т.дИгру можно проводить многократно, меняя картинки
Пособия «Волшебный домик» и «Волшебный паровозик» («Системный лифт»)
Дидактические пособия для игр по технологии ТРИЗ — РТВ для детей младшего дошкольного возраста
Цели:
– развивать умения анализировать и обобщать;
– формировать диалектическое мышление;
– развивать воображение, умение инсценировать;
– систематизировать правила поведения в лифте;
– обучать использовать модель "системный лифт" для анализа объекта;
Оборудование: "системный лифт", игрушки, наборы карточек.
4 Работа с "Волшебным домиком".
Воспитатель показывает модель трёхэтажного дома и комментирует ее: Это волшебный домик, в нём три этажа, но нет лестниц. В этом доме живут необычные жильцы. В свои квартирки они попадают с помощью лифта. Хотите тоже покататься на лифте вместе с жильцами?
– Давайте вспомним, что находится на каждом из этажей: на втором этаже, посередине, живут самые разные предметы…
– На первом этаже – части, из которых они состоят. А на третьем этаже находятся места, где эти предметы могут быть.
1)В: – Представьте себе, что на втором этаже этого домика живет ромашка. (помещает изображение на схему, что будет находиться на первом этаже?
Д: – Части цветка: лепестки, серединка, стебелек, листочки, корни.
В: – А что будет на третьем этаже, где может быть ромашка?
Д: – Клумба, букет, ваза с цветами, поляна в лесу …
Аналогично рассматриваются "торт", "гитара", после чего еще 2–3 объекта, предложенных детьми.
2)В: – Все жители домика тоже вышли погулять, а потом забыли, кто на каком этаже живет. Помогите им вернуться.
Воспитатель предъявляет наборы из трех карточек, нужно расставить по порядку: место – предмет – часть (надсистема, система, подсистема.)
Примеры наборов карточек:
– рукав, платье, манжеты;
– клюв, птица, голова;
– дерево, лист, ветка;
– комната, дом, улица;
– стена, комната, обои;
При анализе двух последних вариантов дети убеждаются в том, что один и тот же объект ("комната") может быть и системой и надсистемой в зависимости от других объектов, с ним связанных.
5 Пособие «Модель мира»
Это игровое поле, разделённое на две части. Каждая часть обозначена знаком: рука – рукотворный мир; бабочка – мир природы. Наборы карточек объектов рукотворного и природного мира.
«Не ошибись»
Дидактическая задача: побуждать детей к определению предметов природного и рукотворного мира. Развивать внимание и наблюдательность.
Игровое действие: раскладывание.
Игровое правило: по сигналу взрослого дети находят и объединяют предметы рукотворного и природного мира.
Ход игры: 1)Взрослый создаёт игровую ситуацию «Поссорились куклы, не могут поделить между собой предметные картинки» и обращается к детям: «Как можно померить кукол?»
После высказывания детей, взрослый обращает внимание на игровое поле со знаками-символами (рука-бабочка) и предлагает детям вспомнить, что они обозначают: «рука» - рукотворный мир; «бабочка» - природный. Взрослый предлагает положить предметы рукотворного мира на поле со знаком-символом «рука», а предметы природного мира на поле со знаком-символом «бабочка». Игра заканчивается, когда все картинки разделены.
2) На полях игры со знаками-символами природного и рукотворного мира разложены соответствующие предметные картинки. В каждом поле находится лишняя картинка. Взрослый предлагает детям найти ошибку и объяснить свой выбор.
6 Дидактическая игра с элементами ОТСМ-ртв-ТРИЗ технологии «Приготовь салат»
Дидактическая игра с элементами ОТСМ-ртв-ТРИЗ технологии «Приготовь салат»
Прошлой зимой, попав на семинар по развитию инженерного мышления у дошкольников была приятно удивлена, посмотрев в какие игры умеют играть дети. В наше детство слова "матрица", "алгоритм", и "системный оператор" мы слышали на уроках информатики в школе, а сейчас дети с лёгкостью оперируют такими выражениями, уже с 4 лет, при этом абсолютно понимая о чём говорят.)
После посещения семинара я делала много игр для детей своей подготовительной группы, и сейчас во второй младшей группе, начинаю знакомить детей с особенностями инженерного мышления, во время совместной деятельности, в процессе индивидуальной работы, в свободное время. Эти игры любят дети. Хочу поделиться разработанной новой игрой с вами.
Цели:
-закрепление знаний о форме геометрических фигур, цвете;
-развитие умения составления закономерностей;
-развитие логического мышления;
-закрепление названий овощей;
-научить детей свободно ориентироваться в таблицах, способствовать работе речевых и мыслительных центров головного мозга.
7. Игра «Почему так произошло? »
(со старшей группы)
Цель: учить устанавливать причинные связи между событиями.
Ход игры
Ведущий называет 2 события, на первый взгляд, не связанные между собой и
задает вопрос: «Объясни, почему так произошло? » Например:
1 .Белка сидела на дереве и упустила шишку.
2. Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Ответ: Белка, сидя на дереве, упустила шишку. Шишка, падая, спугнула зайца.
Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и
побежал за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел поназначению вовремя.
Варианты:
1 .Собака погналась за курицей.
2. Школьники не смогли поехать на экскурсию.
1 .Молоко выкипело.
2. Самолет совершил вынужденную посадку.
1 .Папа раскрыл книгу.
2. Комната наполнилась дымом.
1 .Котенок подошел к блюдечку.
2. Мальчик не выучил урок.
1 .Дворник взял метлу.
2. Мама вдела нитку в иголку.
8. Игра «Расскажи обо мне»
Цель: учить составлять рассказ об объекте, используя признаки, воспринимаемые органами чувств.
Правила игры:
Средняя группа: на нижней строке МТ выставлены символы анализаторов. На верхней строке соответствующе выставлены символы признаков воспринимаемых этими анализаторами. Расскажите об объекте, опираясь на схему.
Старшая группа: верхняя строка МТ пустая. Подберите сами признаки объекта и назовите его значение.
9. Игра «Волшебные картинки»
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
Уважаемые коллеги! Сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей и т. д.
Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.
Уважаемые коллеги, предлагаю вам рассказать о нарисованных вами волшебных картинках.
Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.
ТРИЗ для детей как гимнастика для интеллекта и воображения.
Организация таких игр может осуществляться в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов.
Уважаемые коллеги! Я думаю, что мне удалось заинтересовать вас в применении приемов технологии ТРИЗ, так как вы активно участвовали, были эмоциональные. Выполнение заданий способствовало раскрепощению педагогов, активизации творческих способностей.
Используйте игры ТРИЗ-технологии, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.

Приложенные файлы

  • docx 26534425
    Размер файла: 26 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий