Мораль басни учит скромности, умеренности, воспитывает честность, трудолюбие. Тогда он стал кричать о помощи, однако подвернулся человек, любящий поучать.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
УДК

82.09(470.62)

ББК

83.3 Кав

Х
-
25


Хатит

Фатима Рамазановна
,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры
педагогики и социальной психологии Адыг
ейского государственного ун
и
верситета,
т.:8
(
964
)
9033486;

Агошкова Ольга Владимировна
,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики и социальной психологии Адыгейского государственного ун
и
верситета.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИТЕРАТУРНО
-
ТВОРЧЕСКО
Й
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У.Х.

БЕРСЕЯ

(рецензирована)


В данной статье изложено педагогическое наследие У.Х. Берсея, ра
с
смотрена
педагогическая направленность басен. Особый акцент в исследовании сделан на
определении духовно
-
нравственной направленности дидактическог
о материала (басен и
рассказов) “Букваря”.

Ключевые слова:
У.Х.

Берсей, педагог
-
просветитель, басни, дидактич
е
ский
материал.


K
hatit Fatima Ramazanovna
,
Candidate of Pedagogy, assistant professor of the D
e
partment of
Education and Social Psychology of Adygh State University,

tel.: 89649033486;

Agoshkova Olga Vladimirovna
,
Candidate of Pedagogy, assistant professor of the
Departmen
t of Education and Social Psychology of Adygh State University.


PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE LITERARY ACTIVITY

OF U.H. BERSEY

(reviewed)


This article describes the pedagogical heritage of U.H. Bersey, pedagogical orie
n
tation of
fables has been considere
d. Determining the moral and spiritual direction of the didactic material
(fables and stories) of "the ABC" has been emphasized .

Keywords:

U.H. Bersey, teacher
-

educator, fables, didactic material.


Умар Хапхалович Берсей


выдающийся педагог
-
просветитель адыгского народа
родился в 1807 году в одном из старинных абадзехских аул
ов недалеко от нынешнего
Майкопа.

Умар Берсей


одна из ярких личностей адыгского просветительства
дор
е
волюционного периода. Всю свою жизнь и деятельность он посвятил трудному, но
благородному делу образования и просвещения своего народа.

Особенно ценным д
ля современности является педагогическое наследие Умара
Хапхаловича Берсея, не получившее широкого освещения в литературе, но в современных
условиях стало возможным осмысление тех педагогических в
о
просов и идей, которые он
разрабатывал.

В годы преподавания

в Ставропольской гимназии У.Х. Берсей (1850
-
1860 гг.)
столкнулся с проблемой неразработанности адыгского языка и необходим
о
стью создания
специальных работ по его изучению. В то время гимназия не ра
с
полагала учебными
пособиями по черкесскому (адыгскому) яз
ыку, что значител
ь
но затрудняло изучение
данного предмета учащимися. Вскоре по инициативе д
и
ректора гимназии, У.Х. Берсей был
командирован в Тифлис для работы по с
о
ставлению черкесского букваря, над которым он
начал работать еще до перехода в гимназию. 14
марта 1853 года литографическим изданием
в Тифлисе вышел “Букварь черкесского языка”

У.Х.

Берсея. По этому “Букварю” он обучал
адыгов родному языку в Ставропольской гимназии.

“Букварь черкесского языка” Умара
Хапхаловича Берсея имел неоценимое практическое

значение, он сыграл немал
о
важную
роль в воспитании и просвещении части адыгской мол
о
дежи, с первых же дней стал
необходимым и единственным учебным пособием черкесских восп
и
танников, обучавшихся
в учебных заведениях Северного Кавк
а
за.

Анализируя высказыван
ия разных исследователей по “Букварю черкесск
о
го языка”
Умара Хапхаловича Берсея, можно сделать вывод, что, несмотря на о
т
дельные недостатки,
труд педагога
-
просветителя сохраняет свое научно
-
педаго
-
гическое значение до
сегодняшнего дня и высоко оценивается

специал
и
стами.

В структурном плане “Букварь” У.Х. Берсея характеризуется следующим образом:
он включает в себя алфавит, четыре урока, в качестве дидактического материала, для
закрепления первоначальных знаний учащимися, приложены 12

басен и рассказов.

В д
анной статье мы попытались рассмотреть педагогическую направле
н
ность басен
и проанализировать их с целью определения педагогического и д
у
ховно
-
нравственного
потенциала.

Все двенадцать басен “Букваря” по своему содержанию имеют соверше
н
но четкую
нравственну
ю ориентацию, воспитательную направленность, а некот
о
рые из них (“Лиса и
Волк”, “Волк, Собака и Лиса”) заканчиваются открытым авто
р
ским заключением
-
нравоучением.

Басня


жанр, особенно прочно опирающийся на традицию.

Многие басенные сюжеты повторяются в тв
орчестве баснописцев разных времен и
народов. К примеру, произведения У.Х. Берсея

“Человек и смерть” и Л.Н.

Толстого
“Старик и смерть” созданына один и тот же сюжет. Сопоставляя другие басни, мы также
усматриваем определенную аналогию басен У.Х. Берсея с б
аснями великого русского
баснописца И.А.

Крылова. А какова нравственная с
и
ла басен классика русской литературы,
известно каждому из нас. О баснях У.Х. Берсея исследователь Ш.Х. Хут говорил, что
сюжеты многих из них близки к с
ю
жетам устнопоэтических народны
х произведений, но не
совпадают с ними. Х
у
дожественная индивидуальность баснописца проявляется в манере
повествования, в своеобразии интерпретации [1,
с
.

112]. В порядке иллюстрации
проанализируем басни из “Букваря” У.Х. Берсея в аспекте обозначенного выше

предмета
исслед
о
вания.

Обратимся к басне “Визирь и Джегуако”, в которой повествуется о том, как визирь в
один день призвал к себе джегуако и велел составить список глупцов, живущих в их ауле.
Джегуако первым в списке записал имя визиря. Визирь ра
с
сердилс
я: “В чем ты видишь
мою глупость?”
-

спросил он с гневом. Джегуако н
а
клонил голову и сказал: “За большие
деньги ты купил слугу. Потом дал ему н
е
сколько тысяч денег и отправил за покупками в
Индию. Твой слуга не имеет в
нашем ауле ни родственников, ни дома,

ни семьи. Как ты его
найдешь, если он о
с
танется с твоими большими деньгами в какой
-
то стране?”


“А если
вернется?”
-

спросил визирь. “Если вернется, то в списке глупцов я сотру твое имя и запишу
имя твоего слуги, ”
-

ответил джегуако.

В этой басне высмеив
ается глупость визиря, которому не прибавляет ума даже
место, данное ему в обществе; с другой стороны, прославляется находч
и
вость и ум
джегуако.

Как мы видим, сатира басни “Визирь и Джегуако” перекликается с сат
и
рой басен
“Парнас” и “Оракул” великого русск
ого баснописца И.А.

Крылова.

В педагогическом фольклоре горцы давали высокую оценку человеческому разуму.
Действительно, умный джегуако заслуживает большего уважения, чем богатый визирь.

Исходя из нашего анализа, можно сделать вывод, что мораль берсеевско
й басни учит
уму, находчивости во всех делах. Показывает превосходство ума над богатством, т.е. был
бы ум, богатство можно нажить, и все свое состояние можно вмиг потерять, если нет ума.

Обратимся к следующей басне У.Х. Берсея “Лиса и Волк” вкоторой автор

с одной
стороны описывает хитрую, умную, сообразительную лису, а с другой
-

высмеивает
тупость, глупость, самонадеянность волка. Мораль басни наталкивает учащихся на мысль:
прежде, чем что
-
то делать, необходимо все взвесить, обд
у
мать, не быть самонадеянн
ым и
никогда не брать чужого. Необходимо всегда, в любых условиях сохранять честность,
порядочность и никогда не уподобляться тупому волку и хитрой лисе.

В басне “Женщина и Курица” осуждается жадность, ненасытность челов
е
ка.
Мораль: “
Нэепсыер

насыпынчъ



“Жадность


всякому горю начало”.

Отм
е
тим: такие
пороки, как жадность, глупость, зазнайство, исключительно остро осуждались адыгами.

К примеру, в басне “Торговец и Брадобрей” осуждающую так же, как и в
предложенной выше басне “Женщина и Курица”, такие нра
вственные пороки, как жадность
и ненасытность.

Мораль: “Где счастье, там и зависть”, “Охал дядя, на чужие деньги глядя”, “Кто
чужого желает, скоро свое потеряет”, “Сосед покоя не дает, слишком хор
о
шо живет”
(русск.).

Здесь сатира басни на стороне простого

народа, защищает народную м
о
раль,
выступает против мира сего, показывает социальную несправедливость. Мораль басни учит
скромности, умеренности, воспитывает честность, трудол
ю
бие.

Не случайно сатира басен У.Х. Берсея направлена против таких пороков, как
ж
адность, ненасытность, глупость, отсутствие чувства меры. О жадных л
ю
дях, которые
никогда не довольствуются тем, что имеют, ищут пути обогащения, как в приведенных
выше баснях “Женщина и Курица”, “Торговец и Брадобрей”, адыги говорят: “
Къанджым

нэ

зыратым

“напцэ” ы1ожьыгъ”


“Когда сороке дали глаза, она еще попросила брови!” Но не
только адыги


все народы мира осужд
а
ют такие нравственные пороки.

Нравственные идеи, осуждающие пороки, человеческие слабости, зал
о
жены в
произведениях устного народного творчес
тва, особенно в пословицах и п
о
говорках.
Эквиваленты пословиц можно найти почти у всех народов планеты. Вот некоторые из
них: “Хьэм

имышхын

къом

ригъэшхырэп”


“Собака и сама не ест и свинье не дает”
(Адыг.); “Скупой глядит


как бы другому не дать, а жа
д
н
ый гл
я
дит


как бы у другого
отнять” (Русск.), “Дай бог много, а захочется и побольше (Русск.); “Мелочная скупость
приводит к большому убытку”

(Карач.); “Колос зреет


голову клонит книзу; человек
богатеет


голову задирает кверху” (Япон.); “Золото не при
надлежит скупому, а скупой
принадлежит золоту” (Араб.).

В конце некоторых басен У.Х.

Берсей как бы подводит итог, высказывает основную
идею. Например, в басне “Волк, Собака и Лиса” в заключение басни он приводит такую
мораль: “Уиблагъэ уемыпэгэк1:
уипый

бл
агъэ

фэхъун



русский эквивалент “Не
пренебрегай своим другом: он может подружиться с твоим вр
а
гом”, но чаще автор
предоставляет самим читателям сделать вывод.

В конце некоторых басен У.Х.

Берсей как бы подводит итог, высказывает основную
идею. Например,
в басне “Волк, Собака и Лиса”.
В этой басне волк п
о
казан жадным,
наглым, самоуверенным и, вместе с тем, ограниченным персон
а
жем.

В образе лисы Берсей
показывает циничного, ловкого, угодливого и изв
о
ротливого корыстолюбца, которому
становится плохо оттого,
что другие ладят

между собой (в данном случае Собака и Волк), и
который получает наслаждение, если удается рассорить людей.

Собака же представляет честного и преданного служащего, но в то же вр
е
мя
способного обидеться и “отомстить”.

А вот короткая, всего и
з четырех

предложений, басня “Два петуха”, а сколько в ней
педагогической философии! Сатира басни направлена против з
а
знайства, хвастовства,
высокомерия, она воспитывает скромность, простоту, с
о
весть, ум. В басне повествуется о
том, как два петуха подралис
ь из
-
за просяного зерна. Один из них стал победителем, а
другой, испугавшись, убежал и спрятался. Не удержался петух
-
победитель от собственного
величия, от славы, взобрался на крышу дома, стал махать крыльями и кричать о своей
победе. Орел, паривший в возд
ухе, заметил петуха
-
хвастуна и унес.

Мораль: “
Осэпсым

къуашъор

щефы”


“По росе лодку гоняет”. Или: "1уашъхьэм
удэк1уаек1э ины

ухъущтэп”



Оттого, что ты поднимешься на холм, великим не станешь”.

Воспитательное воздействие басни на детей велико, потому чт
о язык ее очень
доступен и прост. Дети любят помериться своей силой, и нелишне будет в таком случае
напомнить о басне. И еще напомнить о том, что действительное пр
е
восходство


это не
только физическое, но еще и умственное, нравственное и т.д.

Когда ближе
знакомишься с баснями У.Х.

Берсея, приходишь к выводу, что они
глубоко народны, отражают мудрость народа, его характер, национал
ь
ный дух. Берсеевские
басни тесно связаны с адыгским устным народным творч
е
ством, особенно с пословицами и
поговорками. В этом и
х сила


педагогическая, нравственная, воспитательная.
Воспитывается национальное самосознание, об
о
гащается культура речи, духовный мир,
интеллектуальный уровень нации, что н
е
сомненно влечет за собой эстетическое,
нравственное и духовное развитие ребе
н
ка.
Сила воздействия басен, где заложен

духовный
потенциал народа, не может не оказывать влияния на воспитание, они могут стать
воспит
а
тельными средствами современного педагогического процесса.

Обратимся к басне У.Х.

Берсея “Мальчик” мораль басни заключается в

том, что
мальчик по своей неопытностивошел в воду и начал тонуть. Тогда он стал кричать о
помощи, однако подвернулся человек, любящий поучать. Здесь У.Х.

Берсей искусно
изобразил характер зануды; вместо того, чтобы немедленно спасти мальчика, он
принимает
ся читать ему длинное поучение. Весь облик этого человека не аллегория, а
живой, убедительный образ глупца
-
зануды, любующег
о
ся своим красноречием.

Следующее произведение педагога
-
просветителя У.Х.

Берсея


басня “Зайцы и
Лисы”.

Льстивость и угодливость ли
с создает мнимое впечатление, что они могут быть
хорошими друзьями. Вот и обманулись зайцы, предложив им с
о
юз для борьбы с более
сильным противником. Но лисы, взвесив все, решили не портить отношения с орлами из
-
за
каких
-
то зайцев, доведенных до отчаяния.

Скорее лисы вступили бы в союз с орлами,
чтобы уничтожить более слабых и п
о
живит
ь
ся на этом.

Мораль: не надо вступать в союз с бесчестным и угодливым человеком, он не только
предаст тебя в трудную минуту, но еще использует твои слабости в свою пользу.

В б
асне “Солнце и ветер” говорится о том, как солнце и ветер поспорили, кто из них
сильнее. Мимо проходил человек. “Кто заставит его раздеться, тот и сильнее”,



решили
они. Ветер подул изо всех сил, но получилась обратная реа
к
ция: человек еще сильнее
закутал
ся. Тогда солнце высоко поднялось и пригрело своими лучами, и человек разделся.

Ветер решил поспорить, потягаться силой с солнцем. Он позабыл о том, что солнце
нагревает землю и от неравномерного нагрева появляется ветер.

При всей социально
-
исторической ко
нкретности басен У.Х.

Берсея знач
е
ние
созданных им басенных образов далеко выходит за границы его времени. Басни включают
в себя общие характеристические черты, не связанные лишь с эпохой, в которую они
созданы. Черты косности, вероломства, ханжества, лиц
е
мерия и прочих социальных и
моральных пороков присущи людям разных эпох, разных социальных укладов.

В результате анализа содержания басен мы пришли к выводу о том, что, составляя
их для “Букваря”, У.Х.

Берсей преследовал не только учебно
-
образова
-
тельную ц
ель, но и
воспитательную.

Необходимо отметить, что басни Умара

Хапхаловича

Берсея и сегодня не менее
актуальны, чем полтора века тому назад, они могли бы быть включены в учебники и книги
для внеклассного чтения по родному адыгейскому языку и чт
е
нию для нач
альных классов.

На этом богатом басенном материале великий адыгский педагог
-
просветитель,
баснописец Умар

Хапхалович

Берсей и те, кто пользовался его “Б
у
кварем”, воспитывали
учащихся в духе нравственных норм адыгского морального кодекса “Адыгэхабзэ”

(Адыгс
кая мораль).

Специальное исследование мы посвятили басенному творчеству У.Х.

Бе
р
сея потому,
что их педагогическая ценность велика, и оно, это творчество, дает убедительное основание
характеризовать

деятельность просветителя в контексте многоплановой педаго
гической
культуры. Басни


яркое доказательство весьма активного практического и эффективного,
педагогически продуктивного фун
к
ционирования берсеевской “Азбуки”, дидактический
материал, предназначенный для закрепления алфавита и нравственных устоев.


Лит
ература:

1.

Зекох У.С. Умар

Берсей


просветитель адыгейского народа //

Ученые записки
Адыгейского научно
-
исследовательского института.

-

Майкоп: Адыг.кн. изд
-
во, 1957.
-

Т. 1.
-

С. 108
-
113.



References:

1. Zekokh U.S. Umar Bercey
-

educator of the Circassian people // Proceedings of the Adygh
Research Institute. Maikop: Adygh Publishing House, 1957. V. 1. P. 108
-
113.


Приложенные файлы

  • pdf 32118541
    Размер файла: 164 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий