Детский альбом. Опера “Черевички”.Увертюра “I8I2 год”. П. Чайковский. Иван Сусанин. Опера. М. Глинка. Хор “Славься”. Ночь перед Рождеством. Опера. Н. Римский-Корсаков. Многие лета.


ШЕСТОЙ КЛАСС


Пояснительная записка

Понимание связи музыки с жизнью непрерывно углублялось на протяжении всех школьных лет, развивая генеральную тему, «сверхзадачу» музыкальных занятий в школе, которая определяется словами «музыка и жизнь». Пришло время посмотреть на проблему связи музыки с жизнью с иных, новых позиций: если жизнь рождает музыку, то в свою очередь, музыка воздействует на жизнь. Музыка сама по себе не может, разумеется, оказывать какое-либо воздействие на жизнь, но она может с большой силой влиять на человека, рождать в нем те или иные чувства и мысли, менять его характер и даже отношение к жизни, укреплять или, наоборот, ослаблять его силу воли; музыка может возбуждать в человеке смелость, воспитывать в нем благородство, гуманность, доброту, но может также делать его человеком бессердечным, жестоким, лишенным всякого благородства. Влияние музыки сказывается на всей деятельности человека, на его поведении, и уже через человека, музыка воздействует на жизнь. И в этом её огромная преобразующая сила.
Новую тему лучше начинать на ранее усвоенном материале, который теперь, в связи с этой темой, под новым углом зрения будет услышан и воспринят учащимися по-новому, глубже и содержательнее. Такие убедительные примеры в программе прошлых лет учитель найдет без всякого труда. При этом педагогом и учащимися совместно будет решаться проблема неразделимости музыки и жизни и их взаимного воздействия.
Если попытаться кратко ответить на поставленную задачу, то можно сказать, что сила воздействия музыки, как и любого другого искусства, определяется двумя важнейшими качествами: красотой и правдой. Противоположные им понятия – уродство и ложь. Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека. Сделать человека лучше, добрее, умнее. А что может сделать музыка уродливая и лживая?! Только лишь принести вред человеку, изуродовать его психику и его самого, следовательно, и жизнь.
Понимание школьниками музыки как самой жизни формируется в сознании учащихся, и перед ребятами может быть выдвинута следующая проблема, над которой им предстоит задуматься: если музыка – сама жизнь, то она, естественно, подвластна законам жизни, по этим законам существует, развивается и воздействует на людей. Иначе музыку могли бы воспринимать, чувствовать и понимать только музыканты, люди со специальным музыкальным образованием. Что помогает нам овладеть музыкальным языком в такой мере, что мы можем определить характер и жизненное содержание музыки, которую раньше никогда не слышали? Прежде всего, неоценимую помощь оказывают те самые простые жанры. Черты песенности, танцевальности и маршевости помогают воспринимать еще более сложную музыку: такую, как «Лакримоза» В. Моцарта, «Сюита» И. Стравинского, сцены из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова и другие. Учащиеся научились глубже понимать песни, танцы, марши, различать их интонационные особенности, их жизненную необходимость, содержание и особенности построения. Но музыкальный язык не исчерпывается лишь характерными особенностями, непосредственно связанными с песней, танцем и маршем.
В процессе многовекового развития музыкального языка, сформировалось множество самых различных мелодических, ритмических, тембровых и прочих интонаций, приемов построения фраз, отдельных частей и даже целых произведений, в которых широкий жизненный опыт закрепил определенное смысловое и эмоциональное содержание.
Однако существуют в мире расовые, национальные, территориальные зоны, музыкальные языки которых в различных своих элементах часто сильно отличаются от европейского музыкального языка. Но, как мы убедились по музыкальному материалу программы четвертого класса о всеобщей понятности музыкального языка среди народов мира, музыкальный язык способен передать все интонации, рожденные жизнью.
Пользуясь богатейшими возможностями музыкального языка, композитор создает музыкальные образы, в которых воплощает те или иные творческие замыслы, то или иное жизненное содержание. Чем шире и значительнее жизненное содержание музыкального произведения, чем больше в нем музыкальных образов, тем сложнее их взаимоотношения и развитие. Начиная с первого класса, ребята уже знакомились с различными музыкальными образами. Постоянно у учащихся накапливается слуховой опыт, и поэтому уже в шестом классе можно им давать понятие «музыкальный образ» как одну из важнейших самостоятельных тем программы, которая приведет их к пониманию более сложного понятия «музыкальная драматургия».
На уроках учащиеся будут вслушиваться не только в характер, содержание и построение музыкальных образов, но и в то, как они связаны между собой, как воздействуют один на другой, и как при этом музыка развивается, и к чему это развитие приведет. В результате наблюдений за жизнью одного, самостоятельного музыкального образа учащиеся придут к наблюдению за жизнью нескольких образов, взаимосвязанных в рамках одного произведения, т.е. к тому, что называется музыкальной драматургией. Убедятся, что законы развития музыки по существу своему тождественны законам развития жизни и всего живого на Земле, что музыкальный образ, не содержащий в себе никаких противоречий и не сопоставленный с другим контрастным образом, не может вызвать к жизни какие – либо крупные события, и, следовательно, сложные музыкальные формы. С таким музыкальным образом учащиеся встречались в одночастной форме /Прелюдии Ф.Шопена № 7 и № 20/. И наоборот, яркий контраст внутри одного и тем более между несколькими музыкальными образами всегда служит толчком к развитию крупных, значительных событий и вызывает к жизни крупные музыкальные произведения – оперу, балет, ораторию, сонату, симфонию. Диапазон музыкальных событий так же велик и многообразен, как и диапазон событий жизненных: от незатейливой детской игры до таких гигантских по своим масштабам как революция и война. Особое внимание на уроках музыки будет уделено сонатно-симфонической форме, в которой обычно написаны сонаты, симфонии, концерты.
В основе сонатно-симфонической формы лежит принцип конфликтного развития, возникающего из столкновения противоречивых образов. Вот почему на протяжении нескольких столетий симфонии и сонаты, наряду с ораториями, операми и балетами, являются самыми богатыми по своим возможностям формами, в которых композиторы способны воплотить свои самые глубокие и значительные замыслы. Темы четвертей – музыкальный образ и музыкальная драматургия разделяются условно в программе шестого класса, поскольку элементы драматургии содержатся в любом образе.
Выработка самостоятельного творческого мышления учащихся становится все более важной задачей школьных занятий.


ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ

Преобразующая сила музыки.
При входе в класс на первый урок по традиции звучит песня о школе. После рассказов учащихся о летних встречах с музыкой в самом начале урока или в середине без всяких предварительных комментариев дать ребятам прослушать остроконтрастные песни: ставшую народной, песню М.Матвеева «Матушка, матушка, что во поле пыльно?» (в исполнении Людмилы Зыкиной), «Вальс» Жака Бреля в исполнении автора – одного их талантливейших французских шансонье (от французского сhanson - эстрадный певец, как правило, сам сочиняющий и слова, и музыку исполняемых им песен) и осетинскую народную песню «Усгуры тает» («Дума жениха»- «Ма хуры хай, расугъд чызгай,») в исполнении Кима Суанова. Можно не сомневаться, что эти песни произведут на ребят совершенно разное воздействие: во время исполнения первой в классе не будет ни одной улыбки, во время исполнения второй вряд ли хоть у одного человека сохранится серьезное выражение лица. Песня «Дума жениха» в Осетии известна как «Мое солнышко». И хотя она написана композитором А. Кокойти на стихи К. Хетагурова ее можно считать народной. Это сочинение как «Сиды фаз» (Площадь симда) утвердили за композитором славу яркого, непревзойденного мелодиста, лирика, музыканта, крепкими нитями связавшего свое творчество с родным краем. Они ясно почувствуют, как по-разному воздействовала на них музыка. Вслед за этим учитель поможет ребятам разобраться в содержании песен.
Песня «Матушка» рассказывает не только о переживаниях дочери-невесты, но и о горе матери, которое она переживает вторично: первый раз, когда её саму насильно выдавали замуж, теперь – когда она выдает так же свою дочь. Песня построена в форме диалога (разговора) матери с дочерью. По сути дела это сцена, в которой участвуют два действующих лица. Это придаёт ей особо драматический характер. Сопровождает песню народный оркестр, а певица Л.Зыкина поет в старинной манере русского народного пения.
«Вальс» Жака Бреля и по словам (исполняется он на французском языке), и по музыке, и по манере исполнения, и по характеру сопровождения (эстрадно-симфонический оркестр) в отличие от «Матушки» очень современен. В нём поётся о чудесном танце – вальсе, о том, что его можно танцевать медленно, а можно и быстро, можно на 2 па, можно и на 3, и на 4, и на 10, и на 20. А уж если на 100 – так весь Париж начинает танцевать. В коротком вступлении звучит мотив старинного вальса. Звучит как будто на шарманке. Автор хотел подчеркнуть, что перед нами простой уличный певец, забывший обо всех трудностях и невзгодах жизни бродячего музыканта и желающий только одного: всех вокруг себя увлечь и заставить кружиться в вихре стремительного вальса.
Песня «Дума жениха»- это искренний рассказ влюбленного юноши о своих чувствах к девушке, которую он сравнивает с солнцем, а голос ее с ручьем:
ДУМА ЖЕНИХА

Как солнце дня - ты для меня!
Тебя бы лучше не встречать!..
Ты запоешь, и в сердце дрожь,
Мне не унять ее опять!

Твоих речей звенит ручей
В душе взволнованной моей!..
Жить без тебя не в силах я,
Готов я жертвой стать твоей!

После этих контрастных песен можно предложить ребятам послушать и, возможно, разучить современный вальс («Мальчишки и девчонки» А.Островского, «Школьный корабль» Г. Струве) для школьников. Сравнить почти «скороговорочность» французского вальса с более распевной классической музыкой вальса, не лишенным при этом и задорного, веселого настроения.
Способность музыки, даже простой песни, воздействовать на сердце человека, наполнить её радостью, нежностью, гордостью или печалью, смелостью, мужеством и множеством других самых разнообразных чувств – величайшая сила музыкального искусства.
Пусть ребята вспомнят примеры (из песен, рассказов, опер, балетов, кинофильмов), когда музыка оказывала влияние на человека и на многих людей.
На примерах русской песни «Во кузнице», плясовых мелодий «Чепена» в обработке Д. Хаханова и «Камаринская» и других учащиеся смогут ещё раз убедиться в могучей силе воздействия простой народной песни.
При разучивании песни «Во кузнице» ребята должны подчеркнуть двойственный характер музыки: с одной стороны, это шуточная, плясовая песня, а с другой – в ней есть и удалая сила, размашистое движение, энергия, задор.
Народные песни – пляски «Камаринская» и «Чепена» могут быть исполнены в ансамбле с учителем и шумовым оркестром (ложки, трещотки, бубны и др.).
Что давала музыка Чайковского хирургу Юдину? Рассказать учащимся о том, как знаменитый хирург С.С. Юдин, по его собственным словам, перед особо трудными операциями у себя в кабинете перелистывал страницы партитуры Шестой симфонии Чайковского. Для чего же в эту ответственную минуту нужна была хирургу музыка Чайковского? Ведь не для развлечения же, правда? Очевидно, она ему помогала чем-то. Разве хирургу мало таланта, знаний, мастерства и опыта? Ему нужна предельная собранность, сосредоточенность, напряжение всех внутренних сил, воля, мужество и спокойствие. Тут музыка и приходит ему на помощь. Чайковский безгранично любил жизнь, любил человека, всегда стремился своими мыслями и музыкой к свету. Вот эта музыка, в которой столько любви к жизни, к человеку, способна была увеличить силы хирурга, когда он шел к человеку, чтобы спасти ему жизнь.
Наряду с усвоением основной темы продолжается планомерное развитие у учащихся чувства ощущения стиля композитора.
В классе прозвучат оркестровые и фортепианные пьесы П. Чайковского, Ф. Шопена, Х. Плиева, Г. Гуржибекова, Н. Кабоева и другие. Предварительно ни имена композиторов, ни названия сочинений не должны быть названы. Перед учащимися лишь следует поставить задачи: во-первых, определить, к какому типу относится только что прозвучавшая музыка (танцевальная); во-вторых, высказать свое мнение, могут ли эти пьесы оказать на человека такое доброе влияние, какое музыка из симфонии Чайковского оказывала на хирурга Юдина, и в чем здесь будет очевидное различие (национальный колорит); в третьих, попытаться определить, какие композиторы написали только что прозвучавшие пьесы, что сближает эти произведения, а что отличает одно от другого. Весьма вероятно, что благодаря славянскому характеру музыки двух композиторов и при несомненном влиянии Шопена на фортепианное творчество Чайковского при решении последнего вопроса у ребят могут возникнуть затруднения. В этом случае учитель может помочь вопросом, какие слышат ребята в этих сочинениях интонации - русской народной песенности или осетинской танцевальности? Интонации всегда прослушиваются в музыке как Чайковского, что, безусловно, отличает её даже от достаточно близких по характеру сочинений Шопена, так и осетинской музыки. Необходимо помочь ребятам самим разобраться в некоторых чертах обоих композиторов, которых сближает общий музыкальный язык, но отличает национальный характер интонаций: русский – в одном случае, польский – в другом, и кавказский - в третьем. Кроме того, у Чайковского «песенность» преобладает даже в танцевальной музыке, у Шопена «танцевальность» проступает даже в песнях, а у осетинских авторов и «песенность» и «танцевальность». Обратить внимание также и на то, что в музыке Шопена часто встречаются изящные, прозрачные, «кружевные» пассажи (французское рassage , что буквально – переход, последовательность звуков в быстром движении) (Шопен был не только гениальным композитором, но и виртуозным пианистом), а в музыке Чайковского (он никогда в качестве пианиста не выступал) они очень редко встречаются. По такому же плану проанализировать пьесы осетинских авторов, как например, 1 часть «Песня» из сюиты на осетинские темы Х. Плиева, очень певучая, медленная, ласковая, временами сменяется грустными интонациями. Лирическая зарисовка близка к оркестровому звучанию григовского «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».
Или 3 часть «Струнного квартета» Р. Цорионти, в которой на фоне тремоло у альтов льется певучая мелодия скрипок и виолончели. К концу музыка убыстряется и звучит попеременно, то у виолончели, то у альтов, а скрипки ведут мелодию с осетинскими интонациями.
Так же можно предложить учащимся прослушать небольшую пьесу Р. Цорионти жанрово-танцевального характера «Приветственная увертюра». В ней, несомненно, ребята услышат радостные интонации русской и осетинской музыки. Продолжат разговор о «Преобразующей силе музыки» песни, которые не поют, а молчат? Учащимся предстоит убедиться: могут ли эти беззвучные, молчащие песни объединять людей единым чувством, единой мыслью и стать оружием в борьбе!

Учащиеся знакомы с творчеством С.Рахманинова, слушали его «Вокализ», пели самую прекрасную мелодию Третьего концерта для фортепиано с оркестром (напомнить эту мелодию) и ощущали в этой музыке любовь к родной природе. Но не только эта, можно сказать, лирическая струя привлекла к музыке Рахманинова внимание и любовь множества людей, не только это сделало его музыку такой созвучной тому предреволюционному времени, когда она в большей части своей была написана. Композитор не мог не отразить в своей музыке той растревоженности, взволнованности, которые царили в ту пору в России. Можно сказать, что дух приближающихся драматических событий витал в атмосфере, делая её по-своему, по-особому взволнованной и напряженной. Именно эти черты – взволнованность и напряженность окрашивают произведения Рахманинова той поры, в том числе одно из самых лучших – Второй концерт для фортепиано с оркестром, 1-ю часть которого надо предложить послушать учащимся. Как набатный колокол звучат аккорды солирующего инструмента, начинающие эту музыку. И вслед за этими аккордами драматически напряженная музыка длится до самых последних звуков первой части, лишь изредка уступая место лирическим эпизодам, которые наверняка напомнят знакомую мелодию из Третьего концерта. Ребятам, несомненно, будет интересно узнать, что запись концерта, которую они сейчас услышат, сделана самим Рахманиновым, в котором великий талант композитора сочетался с великим талантом исполнителя.
То, что было сказано о тревожном характере музыки Рахманинова, в ещё большей мере относится к музыке Скрябина. В ней много драматизма, напряженности, откровенно революционного пафоса. К числу произведений, с наибольшей силой воплотивших «мятежный дух» Скрябина, относится его Двенадцатый этюд для фортепиано, исполняемый лучшими пианистами и увлекающий любителей музыки во всех концах мира. А запись, которую предлагается послушать, также была сделана самим Скрябиным, который, как и Рахманинов, был талантливым исполнителем.
Любой творец искусства в любой его области, если он живет мыслями, чувствами, интересами своего народа, если он увлечен теми же идеями и устремлен к тем же идеалам, которые определяют жизнь его народа – он обязательно выразит в своих творениях эти мысли, чувства, интересы, идеи и идеалы. Если в своем творчестве он будет искренен, он просто не сможет скрыть их и обязательно выразит так, что мы это увидим, услышим, почувствуем и поймем.
Осетинскому композитору Тамерлану Хосроеву свойственна взыскательность, даже суровость по отношению к собственному творчеству. Он считает, что музыка должна захватывать исполнителей, что музыканты должны хотеть ее исполнять. Свидетельством тому является успех авторских концертов композитора в Москве и Владикавказе, устойчивый интерес к его хоровой музыке профессиональных коллективов, в том числе Камерного хора РСО-Алания под управлением Агунды Кокойти (Ходовой). В репертуаре коллектива около десяти произведений Т. Хосроева, которые с успехом исполняются на лучших сценах городов России и Западной Европы.
Красочная выразительность фортепианной музыки Тамерлана Хосроева никогда не противоречит полифоничности музыкального языка, философской углубленности, технической сложности и даже виртуозности.
Поэзия Коста Хетагурова вдохновила многих музыкантов Осетии на создание разных по форме музыкальных произведений. Невозможно представить музыку Осетии без Коста. Если всмотримся в автопортрет Коста, написанный маслом, мы сразу обратим внимание на глаза – проникновенно-глубокие, полные страдания и грусти. В них отражены душа поэта, любовь к людям, родному краю. Многие его стихи очень мелодичны и музыка легко ложилась на текст. Ещё при жизни поэта рождались песни на его стихи, которые открыли новую страницу в музыкальной культуре Осетии. Непререкаемым авторитетом пользовался Коста среди музыкантов. Еще, будучи мальчиком, Коста любил напевать мелодичные осетинские народные песни. Живший по соседству с Коста Павел Мамулов любил слушать, как поёт Коста и записывал на ноты музыку, делал переложения для скрипки и фортепиано. Впоследствии П. Мамулов свою жизнь посвятил изучению музыкального творчества Коста и осетинского народа. Особое внимание он уделял обработке героических песен, а так же весьма распространенных в народе песен на стихи К. Хетагурова: «Всати», «Кубады», «Додой» и др. На основе некоторых героических песен П. Мамулов написал «Симфонические эскизы» для оркестра, в которых отражен своеобразный колорит осетинской народной музыки.
Любя и воспевая свой народ, Коста был подлинным интернационалистом, и особенно тяготел к Российской культуре. В одной из газет Северного Кавказа Коста помещал свои статьи о русских композиторах. Был большим поклонником М.Глинки и П.Чайковского.
Творчество Коста вдохновило композитора Дудара Хаханова на создание балета «Хетаг». Сюжетом для своего произведения композитор избрал одноименную поэму-сказание Коста Хетагурова. Балет «Хетаг» является вторым, более значительным и совершенным произведением балетного жанра, завершенный в 1963 году (первый балет «Ацамаз и Агунда», созданный по мотивам нартовских сказаний об Ацамазе, написан в 1961 году и не лишенное определенных изъянов в драматургии). Премьера балета состоялась в 1979 году на сцене Северо-Осетинского музыкального театра. Постановку осуществили балетмейстер А. Закалинский и дирижер П. Ядых.
Либретто «Хетага» написано А. Хадарцевой. Композитор создал в балете единое симфоническое развитие, отражающее основную идею балета – торжество верной любви. Сюжет заключает в себе множество благодатных для такого развития моментов и ситуаций.
Действие балета происходит в XIII-XIV веке на территории средневековой Алании.

Музыка лирична и богата ярким национальным колоритом. Светлые чувства воплощены в лирических сценах главных героев. Одним из самых поэтических номеров балета является адажио Хетага и Чабахан. Интонации нежной любви сочетаются с тревожной мелодией в средней части адажио. Образ красивой и горячо любящей девушки раскрывается композитором в «вариациях Чабахан». Слушая фрагменты из балета, учащиеся, вероятно, ощутят их национальный колорит, отраженный в массовых танцах, которые напоминают осетинский (алагирский) «танец-хонга». Балет «Хетаг» во многом схож с балетом А.Хачатуряна «Гаянэ», но Д. Хаханов только развивает традиции Хачатуряна на своей фольклорной основе, что помогает сохранить индивидуальность и своеобразие музыки.
Музыкальная ткань многих произведений осетинских профессиональных композиторов насыщена интонациями подлинных народных мелодий, песен, созданных на стихи Коста: «Додой» (Горе), «Всати», «А на хай» (Без доли). Так композитор Илья Габараев использует в своей рапсодии № 2 мелодию песни «Всати» на протяжении всего произведения, развивая тембровую, темповую и динамическую особенность ладовых интонаций народной песни.
Как было сказано в предварительных замечаниях, влияние музыки сказывается на деятельности человека, его поведении и в этом её огромная сила. Учащимся, вероятно, будет интересно узнать, что одним из самых ревностных поклонников осетинской народной музыки был генерал Исса Плиев. С игрой многих известных исполнителей на осетинской гармонике слушатели знакомы в основном через Республиканское радио. В прошлом веке большой популярностью пользовались гармонистки Земфира Калманова, Надежда Ходова, Серафима Икаева, Венера Дзеранова. Очень скоро к их числу присоединилось и имя Булата Газданова, который вошел в музыкальный мир Осетии в период творческого подъема осетинской культуры. Особенностью, своеобразной индивидуальностью исполнения на гармонике выделялась Надежда Ходова.
В каждый свой приезд домой к матери Исса Плиев приглашал в гости близких друзей, и непременным участником званого ужина была Надежда Ходова. Генерал слушал старинные осетинские наигрыши с большим наслаждением. Вдали от Родины он тосковал по родным напевам и, пользуясь возможностью, часами слушал любимую гармонистку. Складывалось впечатление, что Исса Александрович пытается насытить свою душу духовным бальзамом, чтобы хватило до следующего приезда.
Способность музыки воздействовать на душу человека даже самой простой мелодией или песней, наполняя ее нежностью, грустью или радостью – в этом величайшая сила музыкального искусства.
На уроках музыки учителю с учащимися предстоит большая вокально-хоровая работа над разучиваемыми песнями. И необходимо, чтобы главным условием вокально-хорового обучения детей все-таки оставался эмоциональный настрой класса-хора. С расширением и усложнением репертуара необходимо учителю учитывать психолого-возрастные особенности ребят подросткового возраста и не переоценивать их возможности, что выражается в форсированном, громком пении и речи. Особое внимание следует учителю уделить в процессе музыкальных занятий сознательному, бережному отношению к своему голосу, как мальчикам, так и девочкам. Для разучивания в первом полугодии учащимся предлагается следующий музыкальный материал:
“С первых шагов по планете” А. Макоева, “Max” (Мы) А. Бериева, “Маленький джигит” Х. Плиева, “Кубады” - осетинская народная песня; “Ногдзауты зараг” (Пионерская песня) Т. Кокойти, “Здравствуй. Иристон” Д. Хаханова, “Приезжайте к нам в Осетию” Б. Бораева, “Спасибо, счастье” Б. Газданова.
Музыка, которая проникнута любовью и наслаждением, пониманием переживаний человека, серьезным отношением к жизни, лишена фальши, лицемерия, недосказанности и выполняет определенную функцию.
Это - духовная музыка и она является частью богослужения и выполняет миссию по разъяснению, раскрытию смысла Слова Божьего. В последнее время сильно возрос интерес к православной духовной музыке. Она стала часто звучать в концертах, по радио и телевидению. Пришло время возрождению колоссального пласта русской культуры, имеющего десятивековой период развития, начиная с 988 г. – принятия христианства на Руси. Церковная музыка так же, как и церковная живопись, и архитектура, - величайшее художественное наследие русского народа. К духовной музыке обращались известные, гениальные композиторы, создавая уникальные шедевры: Д.С. Бортнянский, М.С. Березовский, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков. Духовные сочинения не допускают крайностей, излишней эмоциональности, чувствительности. Проявление всех чувств – от скорби, печали до радости, ликования – только в границах дозволенного, ибо в противном случае разрушается гармония музыкальной ткани, выражающая гармонию души человека. Церковная музыка – это непременно строго, ясно очерченная мелодия, такой же строгий, спокойный, четко организованный ритм, благозвучные аккордовые вертикали, в которых сливаются голоса хора. Никакой чрезмерной экспрессии, эмоциональных взрывов, потрясений, диссонирующих созвучий, острого ритма, резкой угловатой мелодии. Все в соразмерности и упорядоченности. Музыка как бы призывает человека к гармонии с миром, к гармонии своих чувств и мыслей, она настраивает на покой, сосредоточенность, дисциплину внутреннего мира человека. Духовная музыка как бы собирает человека. И это не просто красивая музыка – это источник духовности, родник нравственности. Церковная музыка как часть русской музыкальной культуры, часть искусства не только является одной из форм общественного сознания, но и выполняет функцию художественного познания мира. Поэтому с культурологических позиций обязательно должна быть введена в содержание урока музыки.
Что дает детям приобщение их к духовной музыке? Знание глубинных пластов истории и культуры своей страны, формирование нравственных идеалов. Обращение к духовной музыке в общеобразовательной школе имеет свои особенности и сложности: во-первых, педагог должен достаточно владеть этим материалом: во-вторых, иметь для разучивания необходимые ноты и звукозаписи: в-третьих, понимать, что в классе находятся дети не только разных национальностей и вероисповеданий, но и неверующие. Но если учитель будет строго придерживаться культурологической позиции, то эти сложности будут преодолимы.
Обращение к духовной музыке можно начать с объяснения – рассказа на ту или иную тему, затем дать детям послушать музыку, после чего провести обобщающую беседу. В процессе занятий необходимо использовать репродукции икон, картин русских, осетинских и европейских художников, фотографии храмов, а так же различные издания Библии для детей. Лучше, если на уроке музыки, где будет звучать духовная музыка, чаще будут затрагиваться нравственные вопросы – о любви, уважении, сострадании к людям, помощи больным, слабым, забота о ближнем, о добре и зле.
В данную программу вошли произведения русских, осетинских и зарубежных классиков: М. Глинки, П. Чайковского, М. Мусоргского, И. Баха, В. Моцарта, Р. Шумана, Л. Кануковой, Т. Хосрова, А Макоева и других, которые можно теперь рассматривать и с позиции духовности. Используемый учителем метод “параллели”, «тождества и контраста» поможет доступнее преподнести учащимся музыкальный материал: П. Чайковского «Детский альбом» («Утренняяя молитва»), опера «Черевички» и Увертюра «I8I2 года»; М. Мусоргского «Богатырские ворота», вокальный цикл «Детская», опера “Борис Годунов”; М. Глинки опера «Иван Сусанин» (хор «Славься»); Н. Римского-Корсакова оперы «Ночь перед Рождеством», «Снегурочка», а так же «Сказание о невидимом граде Китеже» Замечательные произведения С. Рахманинова «Светлый праздник» (Пасха) из 4-ой части Сюиты №I для фортепиано; А. Бородина опера «Князь Игорь», балет «Петрушка» И. Стравинского с репродукциями картины Б.М. Кустодиева «Масленица»; песнопения П. Чеснокова и Д. Бортнянского («Многие лета») и другие. Представителями западноевропейской духовной музыки являются, прежде всего, И. Бах и его хоралы («Страсти по Матфею»); Ф. Шуберт – «Детский альбом» («Хорал») и «Аве Мария»; «Реквием» В. Моцарта (№ I – «Реквием», №7 – «Лакримоза») и другие произведения.
В программе предусматривается ознакомление учащихся с духовной музыкой осетинских композиторов, которые также обращаются к религиозным сюжетам - Н. Кабоева, А. Макоева, Тамерлан Хосроева, Л. Кануковой, Ю. Устинова, Мурата Плиева.
Разучивать песнопения на уроке необходимо с точки зрения содержания канонического текста. Можно рассказать ребятам в связи с чем, с каким событием связано исполнение того или иного хора, песни. Вместе с учащимися поговорить о характере музыки, о том, какие впечатления она произвела, какие вызвала мысли, чувства, заставила что-то вспомнить. Необходимо найти подход к ребятам, который помог бы им войти в ситуацию звучания духовной музыки. В связи с этим желательно вспомнить какие-либо бытовые ситуации, психологические состояния, исторические события.

Музыкальный материал:
Матушка, матушка, что во поле пыльно? М. Матвеев, слова народные.
Вальс о вальсе. Ж. Брель /исполнение на французском языке/
Школьный корабль. Г. Струве, слова К. Ибряева.
Мальчишки, девчонки. А. Островский, стихи И. Дика.
Янтарный вальс. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Сколько нас. О. Хромушин, стихи Л. Куклина.
Симфония № 6 (Патетическая), I-часть, вторая тема. П. Чайковский.
Итальянское каприччио (на темы народных песен). П. Чайковский.
Вальс. Ф. Шопен.
На побережье тайном. М. Теодоракис
Я – фронт! музыка и слова М. Теодоракиса, русский текст Т. Сикорской.
Органная фуга соль минор. И. Бах.
Весенняя песня. И. Бах, русский текст Д. Тонского.
Соната № 20, 2-часть, менуэт. Л. Бетховен.
Симфония № 3(Героическая). Л. Бетховен.
Концерт № 2 для фортепиано с оркестром, до минор, I-часть. С. Рахманинов.
Приветственная увертюра. Р. Цорионти.
Прелюдия. Юмореска (семь миниатюр). Т. Хосроев.
Этюд № 12, ре-диез минор. А. Скрябин.
С первых шагов по планете. А. Макоев, стихи С. Песьякова.
Маленький джигит. Х. Плиев, стихи Г. Плиева.
Кубады, осетинская народная песня, стихи М. Басиева.
Пионерская походная. Т. Кокойти, стихи М. Басиева.
Здравствуй. Иристон. Д. Хаханов.
Спасибо счастье. Б. Газданов, стихи Г. Цагараева.
Приезжайте к нам в Осетию. Б. Бораев.
Max (Мы) А. Бериев, стихи В. Царукаева.
Хетаг. Балет. Фрагменты: Адажио 2-ое, Вариации Чабахан. Д. Хаханов.
Рапсодия № 2. И. Габараев.
Детский альбом. Опера “Черевички”.Увертюра “I8I2 год”. П. Чайковский.
Иван Сусанин. Опера. М. Глинка. Хор “Славься”.
Ночь перед Рождеством. Опера. Н. Римский-Корсаков.
Многие лета. Песнопения. Д. Бортнянский.
Дева-Богородица. И. Болдышева.
Что так ясно в эту ночь. И. Болдышева.
Мады Майрам (Матерь Божья). Н. Кабоев.
Два экспромта для хора на Рождество. Л. Канукова.
Реквием погибшим в Кармадомском ущелье. Молитва. А. Макоев.


ВТОРАЯ ЧЕТВЕРТЬ

В чём же сила музыки
В чём же заключается сила музыки, помогающая ей воздействовать на человека? На этот многогранный вопрос можно ответить пока лишь в общей форме, доступной пониманию школьников и при рассмотрении знакомого, понятного и хорошо прочувствованного материала. На примере двух эпизодов из оперы М.Глинки «Иван Сусанин» (Жизнь за царя) арии Ивана Сусанина и хора «Славься» раскрыть понимание прекрасного в жизни человека, о его духовной силе, душевной красоте, самоотверженности, долге перед Родиной.
Используя методический прием «разрушения» предложить учащимся перестановку музыки двух эпизодов: Сусанин поёт свою арию на музыку хора «Славься», а музыка хора заменена музыкой сусанинской арии. Можно ли назвать данную музыку хора и арии красивой и правдивой, если главный герой поёт свою предсмертную арию в радостном мажоре, в быстром темпе. А хор славит победу в сумрачном миноре, в медленном темпе, под еле слышные аккорды струнных инструментов?! Тогда бы красота музыки Глинки исчезла, так как исчезла бы ее правдивость. Ведь то, что произошло при перестановке музыки, оказалось неправдой, так не бывает в жизни, так не должно быть и в искусстве. Неправда и красота несовместимы. Если мы вернемся к оригиналу музыки М. Глинки, вернём ей её чудесную красоту, то придём к заключению, что красота этой музыки не только в музыке, но и в её содержании, в том что, она выражает. Для выражения в музыке подвига Сусанина М.Глинка нашел прекрасные, правдивые средства музыкальной выразительности. На этом уроке эпизоды из оперы прозвучат целиком.
Песни о войне с правдивыми словами и музыкальными интонациями, в которых поэт и композитор правдиво рассказывают о подвиге смелых солдат, убедят ребят, что жизненная правда неотделима от правды искусства. Учащимся предстоит поработать над выразительным исполнением песен «Каска» Б.Кокаева, «Солдатская лирическая» А.Кокойти и разучить «Балладу о солдате» В.Соловьева-Седого и другие песни о войне.
Продолжая разговор о многогранности творческого восприятия стиля композитора о жизненной правде, и красоте музыки и искусства во втором полугодии учащиеся вновь встретятся с произведениями Баха, Моцарта, Чайковского, Рахманинова, Прокофьева, К.Хетагурова, Аслана Кокойти, Татаркана Кокойти, Тотурбека Хосроева, Ильи Габараева, Ацамаза Макоева и других композиторов.
Человеческие чувства очень разнообразны, как и разнообразны они и в музыке Баха. Есть у него произведения и радостные, и печальные, и задумчивые, и несущиеся, как стремительный поток, а есть шутливые, танцевальные. Примером такой танцевальной музыки, пронизанной незатейливым юмором, может служить пьеса из сюиты (от французского suite – ряд, последовательность; сочинение из четырех, пяти разнохарактерных частей) Баха для струнных инструментов с флейтой, которую он так просто и назвал – «Шутка». В пьесе сплетаются полифония с гомофонией. В качестве «забега» в седьмой класс можно отметить современность музыки Баха, которая широко известна и любима в настоящее время.
Одной из граней темы полугодия является подтема – значение музыкальных обработок в творчестве композиторов. Обработки, переложения песенных тем встречались много раз на уроках музыки. Необходимо вспомнить с учащимися, какие песенные обработки становились симфоническими («Во поле берёза стояла», «Веснянка», «Пастушья песня», «Вишня», «Камаринская», «Наш край», «Са ира», осетинские народные песни «Чепена», «Додой», «Кубады», осетинские танцы (симд, хонга, зилг) и т.д.). Такие переложения композиторами делались всегда и делаются в наше время. В наше время появились обработки оркестровых пьес И.Баха для хора или вокального ансамбля. «Шутка», которая прозвучит в исполнении инструментального ансамбля «Свингл Сингерз» своеобразна и забавна. Звучание голосов отлично выражает шутливый характер пьесы, а легкое звучание ударных инструментов удачно подчеркивает танцевальный характер пьесы.
Вновь ребята встретятся с балетом И. Стравинского «Петрушка», но только в обработке для небольшого симфонического оркестра в форме «Сюиты». «Шутка» Баха прозвучала лишь как часть сюиты, а «Сюита» Стравинского прозвучит на уроке целиком, где все четыре части – «Марш», «Вальс», «Полька» и «Галоп» - пронизаны юмором. Юмор, шутка, задор, веселая улыбка – часто присутствуют во многих произведениях разных композиторов. Как, например, «Озорные частушки» Р.Щедрина, «Фантазия-шутка» А.Макоева, в которых обработки известных народных мелодий становятся гранью произведения: в «Озорных частушках» обработка мелодии традиционной русской частушки, в «Фантазии- шутке» звучит обработка мелодии песни хитрого нарта Сырдона из оперы Татаркана Кокойти «Нарт Сослан». Можно предложить учащимся повторное слушание «Осетинской танцевальной сюиты» в 4-х частях для симфонического оркестра А.А. Поляниченко с интонациями известных осетинских танцевальных мелодий.
Ещё одним ярким примером воздействия музыки на человека является музыкальная и творческая деятельность известного в Осетии композитора-гармониста Булата Газданова. Его исполнение народной музыки высокопрофессионально, технически безупречно, жанрово определенно. Б.Газданов как бы «одевает» скромную мелодию наигрыша, добавляя новые звуки и вводя аккорды, гармонически усложняет её, но нисколько не деформируя. Одни наигрыши были напеты Газданову в Осетии, другие услышаны им во время поездки в Турцию от потомков осетин, переселившихся туда в 19 веке. Самыми старинными из наигрышей являются хонга и симд. Обработка мелодии симда звучит в исполнении Б.Газданова как маленький спектакль, концерт, который так и получил название «Концертный симд».
Композитор Б.Газданов постоянно в творческом поиске. Имея навыки обработки народных танцевальных мелодий, Б.Газданов положил мелодию осетинского «танца-приглашение» в основу одной из любимых и популярных песен в Осетии «О городе моей юности» или иначе «Лирическая» на стихи Ахсара Кодзаева. Перевод текста на русский язык сделала Алла Кайтукова.
При разучивании песни учитель должен обратить внимание на триольный ритм, гомофонный склад мелодии, умеренный темп с небольшим замедлением в конце песни, на элементы двухголосия в запеве и развитие динамики звучания.
«Песню изобилия» (Баркады зараг) учащиеся учили в пятом классе. Народная песня получила обработку (Г.Максимов), которая её немного украсила. При исполнении песни учащимся необходимо сохранить эмоциональную выразительность, умеренный темп, весёлый и торжественный характер.
В программу так же вошли песни, связанные с природой, которые следует разучивать и исполнять в соответствии с характером музыки, содержанием текста и национальным колоритом. Прежде всего, это песня о родном крае и природе Х.Плиева «Край любимый, Иристон», «Лирическая» Б. Газданова, «Просьба» А. Пахмутовой и Р. Рождественского, «Мчится Терек» Р. Цорионти и Б. Дубровина, «Ты слышишь, море?» А.Зацепина. Продолжает тему природы опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», показывающая отношение человека к природе, воздействие природы на человека. Композитор назвал свою оперу «Весенней сказкой» и рассказал в ней о прекрасной поре года весне, которая, по законам природы, уступает лету. Дочь Мороза и Весны – холодная, чистая, нежная и хрупкая Снегурочка, услышав и полюбив людские песни, испытывает теплое чувство человеческой любви. Но, получив этот дар от Матери-Весны, она от первых лучей летнего солнца растаивает, превращаясь в облако.
Музыка оперы насыщена интонациями русских народных песен, пастушьих наигрышей, голосами певчих птиц, очаровывает красотой русской природы и песенностью. В своей первой арии Снегурочка рассказывает родителям, как ей нравятся людские песни, пленяют человеческие радости, которые ей недоступны, но которые манят её и приближают к людям. В песне пастушка Леля Снегурочка слышит призыв к веселой, счастливой, незнакомой ей жизни и стремится навстречу ей. Следует обратить внимание ребят на то, как в песне Леля простота, наивность сочетаются с огромным музыкальным богатством народно-песенных мелодий, изобразительных средств: раскаты грома сочетаются с наигрышами пастушьей свирели. Пересказ учителем либретто оперы покажет учащимся жизненную красоту природы, человеческой души и правдивую красоту искусства.
Сто лет слушают миллионы людей (и дети, и взрослые) эту оперу и восхищаются ею. Она учит не только любить природу, но и бережно относиться к ней, а так же красоте человеческих чувств.
Широта жизненного содержания музыки – одна из особенностей произведений всех выдающихся композиторов прошлых лет и современности. Слушая музыку композиторов всех поколений, учащиеся учатся понимать и ощущать их творческий стиль. Например, музыку Моцарта мы узнаем по его особой чистоте, ясности и прозрачности. Обычно говорят, что в музыке Моцарта преобладает солнечность. Но музыка Моцарта может вызвать и горькую, печальную слезу. На одном из уроков учащиеся знакомятся с двумя произведениями композитора – «Маленькой ночной музыкой», написанной в форме рондо с преобладанием легкой танцевальности, и «Реквиемом» для хора, солиста, оркестра и органа. В классе прозвучит самая короткая и самая прекрасная часть из «Реквиема» - «Лакримоза», что в переводе с латинского означает «слезная». Перед разучиванием «Лакримозы» необходимо разучить вокализ, построенный на главной мелодии этой музыки. Так ребята ещё раз убедятся в силе музыки, воздействии её на человека, её глубокой жизненной правдивости.
Увертюра Г.Свиридова «Время, вперед!» к одноименному кинофильму дает учителю повод для беседы о том, насколько своевременна эта музыка, каково её содержание, в чем сила воздействия. В этой музыке композитор нашего времени хотел выразить дух эпохи современности, стремление молодежи сделать жизнь лучше, красивее. В музыке слышится пульс современной жизни, она звучит как гимн свободному человечеству. В этом произведении и заключается его правда, красота и сила.
Для сопоставления можно предложить учащимся ещё раз послушать «Приветственную увертюру» Р. Цорионти, но при этом, не называя автора музыки, чтобы ребята сами узнали произведение, какой эпохе принадлежит и творческий стиль композитора.
С творчеством русского композитора С. Прокофьева учащиеся уже знакомы и без труда вспомнят его симфоническую сказку «Петя и волк». Знакомство с симфонической сюитой «Зимний костер» (на стихи С.Маршака) убедит учащихся в правдивости жизненного содержания произведения. В 1-й части сюиты, которая называется «Отъезд», по оживленному характеру движения, по наличию в музыке явных изобразительных особенностей - черт школьников, ребята узнают самих себя, а также услышат перестук колес, паровозный гудок. Кроме этого, ребята уже смогут определить 3-х частную форму сюиты и светлый мажорный лад. На этом же уроке учащимся будет предложено разучить песни композитора К. Волкова «Песенка о школьном учителе» и осетинского композитора Г. Гуржибекова «Песня о дружбе». При разучивании и исполнении этих песен учителю следует обратить внимание на синкопированный ритм, который придает музыке особую свежесть и остроту.
На одном из уроков второго полугодия учащиеся вновь встретятся с творчеством русского композитора С. Рахманинова. Теперь прозвучит очень известное произведение Рахманинова – романс «Весенние воды» на слова Тютчева. Вспомним «Осеннюю песнь» П.Чайковского, картину «Вечерний звон» И. Левитана и сравним их с буйной природой, которые звучат словно восторженный гимн приближающейся весне, гимн радости и обновленной жизни. Опираясь на собственные впечатления и наводящие вопросы учителя, учащиеся сами должны прийти к выводу о большой и важной роли –фортепианного сопровождения , о его выразительном и изобразительном значении. Так же необходимо отметить, что вокальная линия непрерывно видоизменяется, что нетрадиционно для песенных 2-х частных мелодий: в «Весенних водах» форма построения произведения сложная, одночастная, где кульминация приходится на слова романса « она нас выслала вперед».
В этом полугодии прозвучит один из наших самых знаменитых вальсов И.Штрауса – вальс из оперетты «Летучая мышь». Удивительно правдиво передает музыка Штрауса чувство счастливого человека, благодаря особенной мелодичности и танцевальной песенности, которая свойственна всем вальсам Иоганна Штрауса. Семейство Штраусов, живших в Вене в 19 веке, прославилось как сочинителей вальсов. Иоганн (младший) превзошел своего отца и двух братьев, и всех своих современников, тоже сочинявших входивший в моду танец вальс. Чудесные вальсы, как помнят ребята, сочиняли в 18 веке ещё Моцарт, Бетховен; лирические вальсы Шуберт и гениальный Шопен.
Музыкальная жизнь И. Штрауса началась с триумфа вальсов на первом его концерте, которые прозвучали: первый вальс – 4 раза, а последний – 19 раз. Штраус написал более 500 танцев для оркестра, 16 оперетт, в музыке которых господствует танцевальность и, конечно, много превосходных вальсов.
Эмоционально-смысловой кульминацией полугодия может стать Первый концерт для фортепиано с оркестром П.Чайковского. В мире, вероятно, нет ни одного пианиста, в репертуаре которого не было бы Концерта №1. На уроке прозвучат 2-я и 3-я части Концерта, главные темы которых ребята должны будут определить при прослушивании (танцевальность и песенность). Необходимо вспомнить с учащимися, что означает термин «концерт» (состязание).
Желательно, чтобы ребята сами определили «соревнующихся» в концерте и победителей. Солист соревнуется с оркестром в концерте практически непрерывно. Чайковский очень умело использует в сочинении все возможности и фортепиано и оркестра, в результате чего достигается полное равновесие, воспевающее красоту, силу человека и богатство жизни!
Таким образом, музыку рождает жизнь, каждое музыкальное произведение независимо от его жанра и масштабов отражает жизнь. Мы и называем это жизненным содержанием музыки. Но только тогда, когда жизненное содержание воплощено в музыкальном произведении талантливо и мастерски, только тогда возникает настоящее произведение искусства, способное выразить правду жизни, её богатство и красоту, независимо от масштабов произведения. Только тогда музыка может оказать влияние на человека и тем самым выполнить свою преобразующую роль. Музыка, как и всякое другое искусство, не только отражает жизнь, но и обогащает её, обогащает людей, каждого из нас, даже если мы этого не замечаем.

Музыкальная литература:
Баллада о солдате. В. Соловьев - Седой, стихи М. Матусовского.
Ты слышишь, море. А. Зацепин, стихи М. Пляцковского.
Сюита №2 для оркестра, 7-я часть, «Шутка» И. Бах.
Иван Сусанин. Опера. М. Глинка. Фрагменты.
Сюита №2 для оркестра. И. Стравинский.
Снегурочка. Опера. Фрагменты. Н. Римский – Корсаков.
Маленькая ночная музыка, 4-я часть – рондо. В. Моцарт.
Реквием. В. Моцарт. Lacrimosa.
Время, вперёд! Г. Свиридов. Увертюра к кинофильму «Время вперед!»
Зимний костер. Симфоническая сюита. С. Прокофьев. Фрагменты: Отъезд, 1-я часть.
Озорные частушки. Р. Щедрин.
Хорошо, что есть каникулы. Д. Львов - Компанеец, стихи С. Богомазова.
Весенние воды. С. Рахманинов, стихи Ф. Тютчева.
Летучая мышь. Оперетта. И. Штраус. Вальс.
Первый концерт для фортепиано с оркестром си-бемоль минор. П. Чайковский.
Просьба. А. Пахмутова, стихи Р. Рождественского.
Солдатская лирическая. А. Кокойти, стихи М. Лаписовой.
Каска. Б. Кокаев, стихи А. Кешокова.
Фантазия- шутка. А. Макоев.
Нарт Сослан. Опера.Т. Кокойти. Куплеты Сырдона.
Осетинская танцевальная сюита (в 4-х частях). А. Поляниченко.
Концертный симд. Б. Газданов.
Лирическая. Б.Газданов, стихи А. Кодзаева.
Баркады зараг (Песня изобилия), осетинская народная песня, обработка Г. Максимова.
Край любимый, Иристон. Х. Плиев, стихи Б. Гагиева.
Мчится Терек. Р. Цорионти, стихи Б. Дубровина.
Песня о дружбе. Г. Гуржибеков, стихи А. Галуева, русский перевод текста И. Гуржибековой.
Певец земли родной. Кантата. Т. Хосроев.


ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ

Музыкальный образ
Музыкальные образы, с которыми предстоит встретиться учащимся в третьей четверти, лирические образы, лирико-эпические. Освоение новой темы лучше начинать с уже знакомых произведений. Ребята уже слышали музыку С.Прокофьева из оперы «Война и мир » в предшествующих классах. В романе и в опере сцены мира чередуются со сценами войны. Учитель может очень кратко напомнить учащимся содержание оперы. Арию Кутузова ребятам предстоит послушать с новых позиций темы полугодия и разобрать. Учащиеся, вероятно, определят, что ария одновременно олицетворяет образ Кутузова и образ войны. То же самое можно сказать и о вальсе, в котором раскрывается образ юной Наташи Ростовой, счастливой и чистой девушки. Вальс воплощает самые яркие черты Наташи и рисует важнейшую минуту ее жизни, когда она встретила молодого князя Андрея Болконского. В сцене с вальсом Прокофьев раскрывает всю прелесть и красоту спокойной жизни. Поэтому мы можем назвать вальс образом Наташи и образом мира. Так учащиеся смогут пронаблюдать два важных образа – образ мира и Наташи, образ войны и Кутузова, в которых слиты воедино судьбы отдельных людей и судьба всего народа.
С.Прокофьев обратился к роману «Война и мир» неслучайно. Сюжеты далеко русской истории нашли отражение в его ранних сочинениях, таких как «Александр Невский», «Иван Грозный», «Скифская сюита», поскольку эпический стиль вообще очень характерен для творчества С.Прокофьева.
Продолжая тему «Войны и мира» учащимся предлагается послушать «Реквием» для хора, солистов, чтеца и симфонического оркестра осетинского композитора Тотурбека Саламоновича Хосроева. Реквием «Будет вечен огонь на монументе вашей Славы» на слова Ш. Джикаева и Г. Цагараева посвящен памяти сынов Осетии, погибших в войнах ХХ века – гражданской, Великой Отечественной, локальных конфликтах 90-х годов. Исполняется реквием на осетинском языке. В классе, очевидно, будут дети, которые не знают осетинского языка, но по проникновенной песне солистов на фоне оркестра учащиеся, вероятно, ощутят скорбные, печальные интонации, похожие на причитания о погибших героях. Главный образ реквиема, написанного в 8-х частях – солдат-герой, отдавший свою жизнь за мирную жизнь своего народа, так как жизнь одного человека неразрывно связана с жизнью его народа, со всем, чем живет его эпоха. Каждая часть имеет свое название:

I ч. Шагнувшие в бессмертие.
II ч. Пришла Победа!
III ч. Плач матери.
IV ч. Бессмертие.
V ч. Я принесла тебе цветы.
VI ч. Вечная память.
VII ч. Плач вдовы.
VIII ч. Защитим наше будущее от войны.

Эти же слова можно сказать и о главном образе кантаты Т.Хосроева «Певец земли родной» - Коста Хетагурове (самое раннее крупное сочинение Т. Хосроева на стихи Г. Цаголова, А. Гулуева для меццо-сопрано, баритона, хора и оркестра). Контата была написана композитором еще до поступления в консерваторию, однако отличается зрелостью. Чувствуется музыкант тяготеющий к патетике, масштабным героическим образам, плотным оркестровым краскам, полифоническим формам.
Учащимся предлагается послушать и исполнить ряд песен, посвященных событиям Великой Отечественной войны: «Дороги» А. Новикова на стихи Л. Ошанина, «Памяти братьев Газдановых» Рустема Газданова, выученную в шестом классе «Балладу о солдате» В. Соловьева-Седого. Затем послушать песню «Фронтовики» В. Юрова в исполнении популярного осетинского эстрадного певца Кима Суанова (безвременно ушедшего из жизни). Работая над песнями, следует обратить внимание учащихся, что песня «Дороги» по своему очевидному песенно-маршевому характеру музыки написана не в двух и не в четырехдольном размере, как остальные песни, а в трехдольном. Но, как убедятся учащиеся во время разучивания, метрическая определенность музыки уступает место образной характеристике произведений. К разучиванию песни «Памяти братьев Газдановых», в основу содержания которой положена поэма «Семь черкесок» Г. Плиева, можно подобрать картины осетинских художников по данной тематике: «Мать» Б. Калманова, «Памятник войнам, павшим в годы ВОВ» Д. Цораева, «Памятник П.Барбашову» скульпторов Б.Тотиева, Н.Ходова и т.д.
Каждый новый музыкальный пример укрепляет в сознании учащихся понимание музыкального образа, как воплощение в музыке жизни нескольких или многих людей: их размышления, переживания, действия, поступки; какое-либо проявление природы.
Определить жизненное содержание и закономерность развития музыкального образа легче в вокальном сочинении (т.е. в сочинении с поэтическим текстом), чем в сочинении программном (т.е. в сочинении с определенным сюжетом, изложенном в специальной авторской программе или обозначенным в его заголовке). В этом помогает сравнение разных произведений.
Свою Седьмую симфонию Д. Шостакович начал писать осенью 1941 года. На нотах симфонии он сделал надпись: «Посвящается городу Ленинграду». Учащиеся, несомненно, догадаются, что композитор рассказал в этой симфонии о событиях Великой Отечественной войны и о мужестве своего родного города. Учитель должен подготовить ребят к восприятию очень серьезной программной музыки.
Фрагмент 1-й части симфонии, предложенный учащимся для прослушивания, предстанет перед школьниками как образ зла, насилия, вражеского нашествия, как тупая нечеловеческая сила разрушения, ворвавшаяся в мир созидания и красоты. Одиннадцать вариаций постепенно обнажают звериную сущность поначалу как будто бы безобидной маршевой песенки, получившей название «эпизода нашествия»: - резкая, лишенная песенности, маршеобразная мелодия, каждая интонация которой словно «отрубается» от соседней.


Размышляя с учащимися о драматически взволнованных, романтических образах, мы вновь встречаемся с самыми различными темами, взятыми из жизни, но все они решены в героическом ключе, все они показывают нам сильного, гордого, решительного и мужественного человека.
Далее разговор пойдет об образах в увертюре Л.Бетховена «Эгмонт», в которой раскрывается образ борьбы и победы. Без предварительных пояснений, учащиеся послушают музыку увертюры, постараются услышать ее построение: медленное вступление с грозными и мощными аккордами, которые сочетаются с жалобными певучими интонациями; основная часть увертюры – бурная, волевая, стремительная. После краткой остановки, почти из полной тишины возникает заключительная часть – светлая и радостная. Очевидно, учащиеся услышат в основной части «образ борьбы», и в то же время «единый образ» главного действующего героя – образ Эгмонта. Эгмонт становится во главе народа, восставшего против угнетателей, и погибает в яростной борьбе. Но не погибает вместе с ним идея борьбы за свободу. Она торжествует победу. Можно предложить учащимся разучить «Песню Клерхен» из музыки к этой же трагедии Гете. Клерхен – юная возлюбленная Эгмонта. Она вместе с Эгмонтом погибает в борбе за свободу своего народа. При разучивании песни учащиеся услышат сильный и мужественный характер солдатской песни.
Главная задача, стоящая перед учителем и учащимися, чтобы почувствовать и передать в своем исполнении разные грани этого единого образа.
Ребята познакомятся с разными песнями о молодежи и мире. В исполнении американского певца Пита Сигера, который сам аккомпанирует себе на гитаре, услышат лучшие его песни – «Песню о молоте» и «Все преодолеем». В «Песне о молоте» Пит Сигер поет о том, что если бы ему дали молот, дали бы колокол и песню, он был бы молотом, звонил бы в колокол и пел бы песню с раннего утра до поздней ночи, призывая к дружбе. Мелодия песни очень энергичная, ритмичная со многими синкопами. Вслед за этим можно приступить к разучиванию песни «Все преодолеем», предварительно послушав запись песни, исполненной в одном из лучших крупнейших концертных залов Нью-Йорка («Карнеги холл»), куда обычно не пускают таких музыкантов, как Пит – поющих о борьбе за мир, призывающих людей восставать против несправедливости в обществе. Между куплетами песни певец обращается к слушателям с различными словами: «Если вы хотите избавиться от мрачного настроения, у меня есть для вас отличное средство – помощь песней людям в Бирмингеме, Миссисипи, Алабаме (имеются в виду жертвы расового гнета). Мы выполним наш человеческий долг». Последний куплет Пит посвящает своей матери, которая присутствует в зале, ей 93 года. Зал отвечает ему бурными аплодисментами и пением вместе с музыкантом.
Обращаясь к вальсовой музыке Ф. Шопена (14 вальсов), ребята обратят внимание на образность музыки, абсолютное повторение развития жизненных ситуаций, человеческих чувств: то лиричность и сердечность, то печаль, то просветление.
Один из вальсов Шопена «Вальс - минутка» похож на раскручивающийся волчок, который движется ровно 60 секунд, т.е. звучит 1 минуту. Но в основном шопеновские вальсы серьезны по настроению, нежны, лиричны.
Завершается разговор о «музыкальном образе» в музыке слушанием Органной фуги ля минор И. Баха. Вероятно, ребята сами определят, что это музыка Баха, что написана в симфоническом складе, звучит в исполнении органа. На этом уроке происходит знакомство с сочинением ФУГА (с итальянского – бег, быстрое течение). Фугу начинает один голос с главной темой, потом эта же тема появляется во втором, третьем голосе и т.д. Затем главная и ее отдельные интонации, появляясь в разных голосах, образуют непрерывно развивающуюся, безостановочно движущуюся «полифоническую ткань» фуги. Сам И. Бах сказал о полифонии так: «Каждый голос в сочинении – это личность, а многоголосие – беседа между личностями, и надо ставить за правило, чтобы каждая из личностей говорила хорошо и вовремя, а если не имеет что сказать, то лучше бы молчала и ждала, пока не дойдет до нее очередь». О чем же идет беседа в фуге, ребята постараются определить вместе с учителем: главная тема спокойная, неторопливая, мелодически ритмичная, рисующая суровый образ который полон жизненной энергии и воплощен в четырехголосной форме.
Мы живем в поющей стране и необходимо сохранить великие традиции хорового пения. В этом полугодии учащимся могут быть предложены для разучивания еще песни на школьную тематику, духовную и патриотическую. «Каждый класс – хор», - слова композитора – педагога Д.Кабалевского направлены на деятельность каждого учителя музыки в приобщении детей к хоровому пению как одной из действенных форм, утверждающей нравственность в песнях, прославляющей подвиги героев, наполняющей душу ребенка любовью, красотой и правдой жизни. Задача учителя музыки - научить всех учащихся в классе петь правильно, красиво, эмоционально. Поэтому через песню на уроке тоже «идет» восприятие жизни. Посредством художественных средств, которыми пользуется композитор, раскрывается замысел произведения, музыкальный образ.
Если охарактеризовать музыкальный образ с точки зрения жизненного содержания и музыкального воплощения (формы произведения, разные типы музыкальных образов), то в сочинениях может быть от одного до трех и более самостоятельных образов
Музыкальный материал:
Дороги. А. Новиков, стихи Л. Ошанина.
Лесной царь. Ф. Шуберт, стихи И.Гете.
Эгмонт. Увертюра к трагедии И. Гете «Эгмонт». Л.Бетховен.
Песня Клерхен. Из музыки к трагедии И.Гете «Эгмонт». Л.Бетховен.
Болеро. М. Равель.
Рапсодия №2. Ф. Лист.
Рапсодия №2. И. Габараев.
Вальс №6 ре бемоль мажор, Вальс №7 до диез минор. Ф. Шопен.
Испанская песенка. Л. Бетховен.
Звездопад. А. Пахмутова, стихи Н. Добронравов.
Пеня об Экзюпери. А. Петров, стихи Л. Лучина.
Песня о молоте. П.Сигер, стихи Л. Хейза.
Все преодолеем. П.Сигер, обработка Г. Шнеерсона, перевод С. Болотина и Т. Сикорской.
Зори здесь тихие. Опера. К. Молчанов. Песня туристов.
Органная фуга ля минор. И.Бах.
Симфония №7 («Ленинградская»). Д. Шостакович. Эпизод нашествия.
Праздничная. Увертюра. Д. Шостакович.
Грустный вальс. Я. Сибелиус. Из музыки к пьесе А. Ярнефельта.
Иристон. В. Харебов, стихи Л. Галавановой.
Детям – цветенье радуги. Р. Цорионти, стихи А. Лукьяненко.
Дева–Богородица. Рождественские песнопения, обработка
И. Болдышевой.
Рождественская песня. В. Чистяков.
Зараг Сабитыл. Н. Кабоев, стихи А. Хамицаева.
Мчится Терек. Р. Цорионти, стихи Б.Дубровина.
Первый школьный звонок. Ю. Чичков, стихи М. Пляцковского.
Школьная пора. К. Арсеньев, стихи И. Зубкова.
Школьный романс. Е.Крылатов, стихи Н. Просторовой.


ЧЕТВЕРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ

Музыкальная драматургия
Задачей второго полугодия было определение жизненного содержания и формы построения нового произведения, установление музыкальных образов и их внутреннюю связь. После того, как учащиеся разобрались в разных типах музыкальных образов, можно продолжить знакомство с такими произведениями, в которых несколько образов контрастируют друг с другом, даже противоречат один другому, и развитие их представляет собой иногда, напряженную борьбу. Иначе говоря, перейти к наблюдению за одним или несколькими образами, развивающимися внутри одного произведения более или менее самостоятельно и развитием в нем музыкальной драматургии.
Как правило, лирическим, лирико-эпическим образам более присущ контраст сопоставлений. Конфликтное же развитие музыки свойственно драматически приподнятым, героическим произведениям, где показана борьба различных образов – тем.
Увертюра к опере «Руслан и Людмила» М.Глинки на первом уроке четвертой четверти представляет яркий пример музыкальной драматургии. Перед прослушиванием произведения учащимся необходимо раскрыть особенности этой формы музыки. Увертюрой называется не только широко развернутая вступительная музыкальная часть к опере, балету, кинофильму, драматическому спектаклю, но иногда и музыка вполне самостоятельная, чаще всего с каким-либо программным названием: «Торжественная», «Праздничная», «Драматическая», «Молодежная» и т.д. Каждая увертюра выражает характерные черты и общий дух того произведения, которому она предшествует, или той идеи, которая заложена в ее названии. Слушая увертюру к опере «Руслан и Людмила», ученики, вероятно, услышат, как из вступительного построения (вихрем взлетающая мелодия) появляется первая тема увертюры - образ света, радости, богатырской удали. После краткого перехода учащиеся услышат вступление второй (побочной) темы – очень певучей, радостной, хотя и с минорными интонациями в конце. Эти темы можно определить так: первая – образ Руслана, вторая – образ любви к Людмиле. Необходимо пояснить учащимся, что 1-я часть увертюры, включающая вступление, первую и вторую основные темы, называется в музыке экспозицией, т.е. показом важнейшего музыкального материала всего сочинения. Можно провести аналогию с показом в определенном порядке картин на художественной выставке или музее.
Вслед за экспозицией в увертюре идет разборка, в которой оживленно обыгрывается все три основных момента экспозиции: вступление, главная и побочная темы. Острых столкновений борьбы здесь не возникает, так как основные темы экспозиции не противоречат одна другой, а раскрывают разные грани одного и того же светлого, радостного образа. В конце разработки возникают вновь гаммаобразная тема вступления, радостная главная тема и напряженная побочная тема. Это повторное звучание основных тем называется репризой (повторением). Стремительная мелодия главной темы устремляется к заключительной части увертюры – коде.
Необходимо обратить внимание учащихся на появление темы «зла», злого волшебника «Черномора», которая грубо вторгается в светлую, радостную, счастливую музыку увертюры.
После такого подробного разбора музыки увертюры, необходимо еще раз послушать произведение целиком и обратить внимание учащихся на появление в финале оперы хора, который прославляет Отчизну, Руслана с женой.
В третьей четверти 6 класса учащиеся встречались с увертюрой «Эгмонт», разобрали образ Эгмонта и его подруги Клерхен.
Перед повторным показом увертюры «Эгмонт», следует вспомнить вместе с учащимися, кто такой Эгмонт, в борьбе с кем и за что он погибает. А так же, чтобы учащиеся во время прослушивания музыки обратили внимание на развитие образов. В отличие от увертюры к опере «Руслан и Людмила» в «Эгмонте» не просто короткое вступительное построение, а широко развитое, самостоятельное вступление, в котором и зарождается главный конфликт этого сочинения. Два ярких образа, еще не сталкиваясь, явно противостоят друг другу. Первый образ - властный - звучит в замедленном темпе. Второй образ народных страданий звучит плачущими интонациями. На этом остром конфликте построена вся драматургия увертюры. После определения формы построения произведения и его разбора желательно прослушать увертюру еще раз целиком, чтобы учащиеся конкретно убедились в победе добра над злом, хотя и достигнутой дорогой ценой – гибелью героя. А так же еще раз закрепить строение частей увертюры: вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода.
По тому же принципу разбора построения формы двух предыдущих увертюр, учащимся предстоит разбор «Праздничной увертюры» осетинского композитора Л.Кануковой. Вслушиваясь внимательно в части увертюры (вступление, экспозицию, разработку, репризу, коду), ребята отметят национальный колорит главной и побочной партий, построенных по принципу контраста и динамического развития. Имитация медной духовой группой инструментов оркестра звучания охотничьего рожка изображает картину природы горного края, обращая внимание на лирика эпические образы. По предшествующей аналогии для сравнения можно предложить ребятам послушать и разобрать «Праздничную увертюру» Д.Хаханова, «Приветственную увертюру» Р.Цорионти, чтобы укрепить понимание учащихся понятия музыкальной драматургии, сонатной формы, строящейся на определенном жизненном содержании контрастных образов, которые могут жить как самостоятельно, так и совместно развиваться.
Многообразные типы построения музыки (формы), с которыми учащиеся более или менее обстоятельно познакомились на уроках (одночастная, двух и трех частные формы, куплетная, вариации, рондо, сонатная), в сочетании друг с другом образуют множество новых, то похожих, то совершенно необычных, построений в соответствии с их содержанием. На основании своего музыкального опыта ребята придут к выводу, что чем сочинение крупнее по масштабам, чем оно богаче и сложнее по образному содержанию, тем сложнее оно по сочетанию составляющих его форм. Обостренный интерес почти всех композиторов разных эпох к симфоническому жанру вполне объясним – это единственная форма в музыке, представляющая неограниченные возможности для поиска в музыкальных средствах выразительности, композиции и драматургии. В своем историческом развитии жанр «симфония» претерпел значительные изменения: необязательной становится четырехчастность (Канчели пишет I частную симфонию, у Д.Шостаковича II части в симфонии №I4), вводятся хор и вокальные партии (Девятая симфония Л.Бетховена), появляются жанровые ответвления – симфониетта, концертная симфония и т.д.
Вспомним симфонию №40 В.Моцарта, первая часть которой построена в традиционной сонатой форме (экспозиция, разработка, реприза, кода), 2-я часть построена в трех частной форме, певучая, лирическая. 3-я часть симфонии – танец менуэт с ярким мажорно-минорным контрастном между крайними частями, 4-я часть имеет форму рондо, оживленная и взволнованная. Послушав симфонию целиком, учащиеся убедятся в драматургическом единстве всех частей и музыкальных образов. Она является одной из трех последних симфоний композитора, которая, кажется, очень простой. Но это на первый взгляд. Внутреннее содержание ее очень богато, сложно и широко. Моцарт писал эту симфонию в трудное время своей жизни. Слишком сложная для любителей легкой, развлекательной музыки, эта музыка затрагивает очень глубокие человеческие чувства, отражающие драматическое, даже трагическое состояние души. Многим музыка симфонии казалась странной, непонятной. В.Моцарт в детские годы поднялся на гребень славы, но сложная жизнь сделала его нищим и забытым музыкантом. Но его возвышенные человеческие чувства, стремление к счастью пронизывают все его творчество и несут светлый оттенок. Поэтому вся музыка Моцарта полна достоинства и приносит большую радость слушателю.
Наиболее любимым видом деятельности учащихся на уроках музыки остается пение. И учителю необходимо проявить все свое профессиональное мастерство при разучивании и исполнении песен программных и выбранных по его усмотрению. Очень большую роль играет первичное восприятие новой песни. Для успешного разучивания и последующего исполнения песни учащимся необходимо вслушиваться в музыкальную ткань музыки, отметить особенности ее построения и развития, выразительное исполнение связать с жизненным содержанием песни, т.е. определить драматургию конкретного сочинения. На последних уроках шестого класса учащимся предстоит поразмышлять над такими песнями как «Школьный корабль» Г.Струве, «Бухенвальдский набат» В.Мурадели, «День победы» Д.Тухманова, «Счастье» Д.Кабалевского, «Песня об Экзюпери» А. Петрова, «Не забыть никогда» и «Последнее письмо» Н. Кабоева, «Офицеры» Р. Хозака из к/фильма «Офицеры», «Здравствуй, учитель» Г.Портнова, «Здравствуйте, мамы» Ю. Чичкова, «Славим мир» В. Моцарта, «Ты -человек», «Школьный романс» Е. Крылатова, «Агас цу бон» («Здравствуй день») Г. Гуржибекова и другие.
апо
Обобщая темы второго полугодия «Музыкальный образ» и «Музыкальная драматургия», и закрепляя понятие «сонатная форма», учащимся можно предложить незнакомое произведение без всякой предварительной подготовки, чтобы они самостоятельно разобрались в нем. Например, симфоническую картину «Сеча при Керженце» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китиже и деве Февронии» или «Интермеццо» для инструментального трио Н. Карницкой, написанное в полифоническом изложении.

Музыкальный материал
Руслан и Людмила. Опера. Увертюра, заключительный хор. М.Глинка.
Симфония №40. В.Моцарт
Свадьба Фигаро. Опера. В.Моцарт. Ария Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый»
Ромео и Джульетта. Увертюра – фантазия. П.Чайковский.
Симфония №7, часть 1-я, фрагмент. Д.Шостакович.
Кармен. Опера. Ж.Бизе. Увертюра, финальная сцена.
Золушка. Балет. С.Прокофьев. Фрагменты: Вступление, «Па-де-шаль», «Урок танца», «Вальс», «Полночь».
Интермеццо. Н. Карницкая.
Школьный корабль. Г. Струве, стихи К. Ибряева.
Бухенвальдский набат. В. Муродели, стихи В. Харитонова.
Священная война. А. Александров, стихи В.Лебедева-Кумача.
Нам нужна одна победа. Музыка и стихи Б.Окуджавы. Из кинофильма «Белорусский вокзал».
Сказание о невидимом граде Китиже и деве Февронии. Опера. Н.Римский-Корсаков. Сеча при Керженце.
Соната №1 и Соната №2. Т. Хосроев
Праздничная увертюра. Д. Хаханов.
Приветственная увертюра. Р. Цорионти.
Праздничная увертюра. Л. Канукова.
Здравствуй, учитель. Г. Портнов, стихи В. Суслова.
Школьный романс. Е. Крылатов, стихи Н .Просторовой.
Ты – человек. Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Из телефильма. «Приключение Электроника».
Гимн о родном крае. А. Макоев, стихи С. Песьякова.
Славим мир. В. А. Моцарт.
Первый школьный звонок. Ю.Чичиков, стихи М. Пляцковского.
Песня об Экзюпери. А. Петров, стихи Л. Лученка.
Офицеры. Р. Хозак, стихи Е. Аграновича. Из кинофильма «Офицеры».
Здравствуйте, мамы. Ю. Чичиков, стихи К. Ибряева.
Последнее письмо. Н. Кабоев, стихи С. Песьякова.
Никогда не забыть. Н.Кабоев, стихи С.Песьякова.
Агас цу бон (Здравствуй день). Г. Гуржибеков, стихи Г. Цагараева.
Замыкая круг. К. Кельми, стихи М. Пушкиной.











13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 515

Приложенные файлы

  • doc 32657559
    Размер файла: 198 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий