6. Песни народов России. Вып.1. – М., 2011. 7. Русские народные песни для сопрано. – Челябинск: MPI, 2006. 8. Сысоева Г.Я. Народные песни Воронежской области.


Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: художественная с элементами социально-педагогической направленности, что обусловлено не только направлением деятельности (обучение вокальному ансамблевому пению), но и целью программы, где акцентируется внимание на обучении песенному искусству с опорой на национальные русские традиции. Это позволяет развивать мировоззренческие качества личности, определяющие формирование таких эмоционально-ценностных установок ребенка, как национальные и общечеловеческие устремления, патриотизм, чувство гордости за свой народ, чувство исторических корней, а значит и способность определить свое место в коллективе, обществе, государстве.
Уровень программы: базовый, что определятся Концепцией развития дополнительного образования, где сформулированы основные требования к разноуровневым дополнительным общеобразовательным программам (объему, целям и задачам, педагогическим результатам). Успешное освоение данной программы ребенком обеспечивает формирование устойчивой мотивации обучения через овладение специальных знаний и навыков, развитие творческого потенциала ребенка и возможность самоидентификации, саморазвития и самореализации. При освоении программы создается возможность активного практического погружения в сферу вокального искусства, связанного с фольклорными традициями.
Актуальность. В современном обществе назрела необходимость обратиться к творчеству своего народа, фольклор может и должен стать альтернативой увлечению молодежи массовой культурой. Если раньше сама народная традиция обеспечивала необходимый уровень житейско-нравственной и художественно-эстетической воспитанности детей, то теперь эту традицию призвана поддерживать школа, учреждения дополнительного образования, которые вместе с семьей в состоянии создать эффективную систему вхождения юного человека в мир народной художественной культуры.
По своему содержанию фольклорные традиции располагают большими возможностями для активного воздействия на детей. Взятые в совокупности, они объективно ставят учащихся, педагогов и родителей в поисковую ситуацию, перед необходимостью поиска и конструирования новых социальных взаимоотношений на базе общности интересов и увлечений.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она направлена на всестороннее художественно-эстетическое развитие учащихся, раскрытие разносторонних способностей, творческого потенциала, самореализации средствами коллективного исполнительства и активной творческой деятельности.
Новизна данной программы в выделении формы ансамбля в самостоятельный вид систематизированной работы с детьми, в подборе репертуара по разным возрастам и степени сложности, что позволяет в итоге занятий создать ансамбль не учебного, а концертного уровня. За основу обучения манере народного пения положены песенные традиции не только Кубани, но и центральных областей России, а также записи и расшифровки песен малой родины - родного села. Народное пение рассматривается в программе как эффективный путь вхождения ребенка в традиционную обрядовую культуру.
Отличительные особенности программы. При разработке данной программы была изучена «Учебная программа для народно-хоровых классов музыкальных школ», витель Чернобай С.А., а так же учебная программа «Школа русского фольклора», автор Картавцева М.Т. Эти программы рассчитаны на музыкальные и теоретические дисциплины по программе детских музыкальных школ и детских школ искусств. Данная программа адаптирована к условиям учреждения дополнительного образования с определенным количеством учебных часов и дисциплин.
В ансамбле учащиеся непосредственно соприкасаются с групповым исполнением народной песни. Это дает возможность ознакомиться с лучшими образцами песенного фольклора и творчески познать характерные признаки народно-песенной лексики.
Фольклор – искусство синкретическое, что предполагает синтез вокального, инструментального, театрального, танцевального жанров. Программа опирается именно на данную характеристику. Изучение народных песен в программе осуществляется в их взаимосвязи с традиционным укладом жизни и в контексте народного календаря, в культах и обрядах которого важное значение имело участие детей и подростков, а так же происходит знакомство с основными православными праздниками, обычаями, обрядами.
Учебно-воспитательный процесс программы направлен на формирование у учащихся вокально-технических, исполнительских навыков, культуры ансамблевого пения, а также стремления к сохранению и пропаганде народного творчества.
Важной отличительной особенностью программы является то, что образовательный процесс предполагает не только формирование вокально-исполнительских навыков, но и формирование у детей правильных нравственных ценностей.
Нормативно-правовая база.
Федеральный уровень:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г.
№ 1008 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена Распоряжением - Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 17-26-р);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо министерства образования и науки РФ департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи № 09-3242 от 18.11.15 г.);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
Региональный уровень.
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края, 2016 г.
Локальные акты:
- Положение об объединениях муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Эрудит» (утверждено приказом директора учреждения от 30.12.2013 г.);
- Положение о мониторинге результатов учащихся объединений муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Эрудит» (утверждено приказом директора учреждения от 30.12.2013 г.);
- Положение о наполняемости групп и режиме занятий объединений муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Эрудит» (утверждено приказом директора учреждения от 30.12.2013 г.).
Адресат программы. Программа адресована для учащихся в возрасте от 8 до 13 лет, проявляющих интерес к русскому фольклору, к ансамблевому народному пению, имеющих разную социальную и национальную принадлежность, пол, различный уровень интеллектуального развития и тип психофизических особенностей. В объединение принимаются все желающие дети по заявлению родителей (лиц их заменяющих)..В группы второго и последующих годов обучения по программе «Горница» могут быть зачислены учащиеся, не занимавшиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие прослушивание.
С целью формирования мотивации обучения по данной программе для детей 6-7 лет в ЦДО «Эрудит» реализуется дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ознакомительного уровня «Во горенке». В ходе освоения ознакомительной программы «Во горенке» дети знакомятся с жанрами допесенного и песенного детского фольклора, что мотивирует их к дальнейшему обучению.
Возрастные психофизические харктеристи учащихся.
1 возрастная группа – 8-10(11) лет. Этот возраст часто называют «вершиной дества». Ребенок еще сохраняет много детских качеств, однако начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении,изменяется логика мышления. Обучние для него уже является значимой деятельность, в связи с этим меняются его интресе, ценности ребенка.
В ходе учебной деятельности формируется потребность в теоретических знаниях , которые являются психологической основой любой учебной деятельности. Она конкретизируется в многообразии мотивов, требующих от детей выполнения тех или иных учебных действий. Для освоения дополнительных общеразвивающих программ наиболее важными мотивом являнтся интерес к той или иной учебной деятельности, связанный прежде всего с содержанием и формами учебной деятельности; немаловажны и узколичностные мотивы: заслужить похвалу сверстников или взрослых, стать лучшим в учебной группе, получить приз за победу.
Этот преиод развития – период конкретных мыслительных операций; мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектив и реальных действий.
Память приобретает ярко выраженный характер; развивается внимние, примернок 9 годам оно становиться произвольным. Произвольноть внимания ведет к приобретению ребенком умения выполнять задания самостоятельно, а не только под контроле взрослых.
Существенно развиваются нравственные моьтвы поведения, часто ребенок приэтом подражает чисто внешне поведению человека, который в данный моментв времени является его идеалом. По- прежнему высок интерес к игровой деятельности, поэтому в обучении имеет особое значение применение имитационных (игровых) технологий.
2 возрастная группа - 12-13 лет.
Подростковый возраст – период бурного и неравномерного роста и развития организма. У подростков происходят физиологические изменения, которые приводят к изменениям в поведении детей. Сокращается период активности доминирующего центра коры головного мозга - внимание становится непродолжительным и неустойчивым, отсюда возникают часто проблемы в школе.
Многие психологические проблемы подростков, часто приводящие к негативным изменениям в поведении, связаны с развитием самосознания. В этом возрасте развитие самосознания, формирование идеала личности направлено на осознание своих личных особенностей. Преобладает весьма критичное отношение к себе, поиски недостатков, часто воображаемых. И это является поводом для переживаний, формированию низкой самооценки. Склонность к самопознанию (рефлексия) порождает массу душевных переживаний. Подростки очень чувствительны к мнению окружающих по поводу внешности, знаний, способностей; становятся более обидчивыми. У некоторых подростков наблюдается повышенная ранимость; у других подростков стремление чем-то выделиться приводит к возрастанию уровня агрессии, снижается уровень самокритичности, что формирует неадекватно высокую самооценку.
У многих детей подростковый период отличается резким, бурным, кризисным течением. В этом возрасте наступает период разрушения старых интересов, взглядов на мир, а также период созревания новой биологической основы, на которой начинают развиваться новые интересы. На течение подросткового кризиса оказывают влияние не только внутренние, но внешние факторы. В этом возрасте меняется взаимоотношение подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и к взрослым, протестуют против обращения с ними, как с маленькими. Подросток находится в достаточно сложной ситуации: с одной стороны, он действительно стал более взрослым, но, с другой стороны, в его психологии и поведении сохранились детские черты – он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям, не может действовать ответственно и самостоятельно. Все это приводит к тому, что взрослые не могут воспринимать его как равного себе, что приводит к недопониманию между взрослым и подростком и межличностному конфликту, а затем – к задержке личностного развития. У подростка может появиться ощущение ненужности, апатии, отчуждения, вследствие чего он утверждается во мнении, что взрослые не могут его понять и помочь.
Необходимо понимать, что, если у подростка есть интересное занятие, увлеченность, вовлеченность в коллектив единомышленников, сверстников и взрослых, это может значительно нивелировать отрицательные моменты кризиса подросткового возраста.
Объем и срок освоения программы. Срок реализации программы составляет 4 учебных года (36 месяцев). Объем программы – 864 часа.
Форма обучения – очная, групповая.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:
1 год - 6 часов в неделю (2 часа 3 раза в неделю или 1 час 2 раза в неделю и 2 часа 2 раза в неделю). Всего 216 часов в год. Продолжительность занятий 40 минут.
2 год - 6 часов в неделю (2 часа 3 раза в неделю или 1 час 2 раза в неделю и 2 часа 2 раза в неделю). Всего 216 часов в год. Продолжительность занятий 40 минут.
3 год - 6 часов в неделю (2 часа 3 раза в неделю или 1 час 2 раза в неделю и 2 часа 2 раза в неделю). Всего 216 часов в год. Продолжительность занятий 40 минут.
4 год - 6 часов в неделю (2 часа 3 раза в неделю или 1 час 2 раза в неделю и 2 часа 2 раза в неделю или 3 часа 2 раза в неделю). Всего 216 часов в год. Продолжительность занятий 40 минут, согласно СанПин 2.4.4.3172-14, утвержденного постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 (нормы для занятий художественной направленности), перерыв между парами– 5 минут.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия в ансамбле народной песни «Горница» проводятся в соответствии с учебным планом по группам, в микрогруппах с детьми одной возрастной категории в количестве от 2 (дуэт) до 12 человек. Традиционная форма работы - практическая вокальная работа, репетиция. Так же могут проводиться занятия с учащимися творческого коллектива различного возраста в форме репетиций при подготовке к концертным выступлениям и участию в мероприятиях.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для формирование интереса к традиционной русской национальной культуре и освоению песенного фольклора с опорой на традиции родного края и творческого развития личности ребенка.
Задачи программы.
Образовательные (предметные):
- формирование знаний, умений и навыков музыкально-исполнительского искусства;
- обучение характерным приемам и навыкам народного пения;
- развитие координации голоса и слуха;
- формирование открытой, грудной манеры пения.
- формирование умений и навыков исполнения песен с танцевальными элементами;
- формирование навыков ансамблевого пения в двухголосном исполнении;
Личностного развития:
- развитие творческих способностей детей;
- формирование музыкального вкуса в области вокального искусства;
- способствовать формированию адекватной самооценки в процессе творческой деятельности;
- воспитание чувства ответственности и коллективизма; правильных ключевых эмоционально-ценностных установок.
Метапредметные:
- формирование умения самостоятельно использовать знания о народном творчестве на практике;
- воспитание деятельной, уверенной в себе личности через возможность творческой самореализации;
- повышение мотивации к саморазвитию и познавательной активности;
-- развитие коммуникативных качеств ребенка, связанных с умениями взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками;
- развитие регулятивных умений ребенка, способствующих планированию, анализу и коррекции своей деятельности.
Цель первого года обучения: содействие развитию коммуникативных и предметных компетенций через погружение в работу детского ансамбля.
Задачи первого года обучения.
Образовательные (предметные):
- формирование певческих навыков: дыхание, артикуляция, унисон, чистое интонирование;
- подготовка к освоению и восприятию основных выразительных средств и понятий фольклора.
Личностного развития:
- развитие чувства уважения друг к другу, доброты, способности сопереживать;
-воспитание чувства ответственности перед коллективом (ансамблем);
- формирование устойчивого интереса к народному творчеству;
Метапредметные:
- воспитание деятельной, уверенной в себе личности через возможность творческой самореализации.
Цель второго года обучения: создание условий для развития у обучающихся личностных компетенций в условиях коллективой работы; дальнейшее освоение знаний, умений, навыков народного певческого искусства.
Задачи второго года обучения.
Образовательные (предметные):
- совершенствование певческих навыков: пение «на опоре», певческое дыхание, интонирование, артикуляция,
- расширение певческого диапазона до квинты - сексты.
- формирование навыков точного воспроизведения ритмического рисунка (по слуху).
Личностного развития:
- формирование коммуникативных навыков в процессе коллективной творческой деятельности;
- формирование активной гражданской позиции через участие в концертах, мероприятиях и социальных акциях различного уровня;
Метапредметные:
-воспитание умения решать музыкально-художественные задачи совместно с другими участниками творческого коллектива;
- формирование устойчивого интереса к творческой вокальной деятельности;
- воспитание деятельной уверенной в себе личность через процесс творческой самореализации.
Цель третьего года обучения: создание ситуации успеха для личностного развития в коллективной концертной и проектной деятельности.
Задачи третьего года обучения:
Образовательные (предметные):
- дальнейшее формирование вокальных навыков и умений: певческое дыхание, атака звука, открытая грудная манера пения, распределение силы звука;
- формирование навыков двухголосного ансамблевого пения;
- формирование умений и навыков исполнения песен с танцевальными элементами.
Личностного развития:
- воспитание ответственности каждого исполнителя за результат работы ансамбля;
- формирование активной гражданской позиции через участие в концертах, мероприятиях и социальных акциях различного уровня;
- развитие умений решать музыкально-художественные задачи совместно с другими участниками ансамбля;
Метапредметные:
- формирование устойчивого интереса к творческой коллективной вокальной деятельности;
- способствовать формированию умений адекватной самооценки в процессе творческой деятельности;
- воспитание деятельной уверенной в себе личность через процесс творческой самореализации. - развитие регулятивных умений ребенка, способствующих планированию, анализу и коррекции своей деятельности.
Цель четвертого года обучения: создание условий для творческого развития, самореализации и профессионально-личностного самоопределения учащихся через участие в концертной и конкурсной деятельности.
Задачи четвертого года обучения.
Образовательные (предметные):
- развитие характерных приемов, умений и навыков народного пения;
- овладение художественным языком народной песенной традиции, исполнение разножанровых , многоголосных произведений;
- совершенствование навыков публичного выступления на сцене.
Личностного развития:
- развитие творческого подхода к самостоятельной работе над произведением;
- формирование активной гражданской позиции через участие в конкурсах, фестивалях и социальных акциях различного уровня;
- развитие уверенности в себе, целеустремленности, чувства доброты и взаимопомощи.
Метапредметные:
- формирование исполнительской дисциплины, воспитание требовательности к себе;
- дальнейшее развития регулятивных умений ребенка, способствующих планированию, анализу и коррекции своей деятельности.
1.3. Учебный план
1 год обучения
№ Наименование раздела, темы Количество часов Формы аттестации/
контроля
Всего В том числе теория Практика 1 Организационное занятие. 1 1 - Педагогическое наблюдение в течение года (далее ПН)
2 Введение в предмет 1 1 - ПН
3 Вокально-хоровая работа, пение учебно-тренировочного материала. 68 5 63 ПН; диагностические срезы 2-3 раза в год
4 Разучивание музыкальных произведений и вокальных упражнений. 18 2 16 ПН
5 Постановочная работа, работа над вокальными произведениями в группах, ансамбле и коллективе. 66 4 62 ПН; открытые занятия, анализ учебных и концертных выступлений.
6 Сценическое движение и основы народного танца. 36 2 34 ПН
7 Соединение песни и танцевальных элементов. 18 2 16 ПН
8 Творческая деятельность 8 - 8 Конкурс, фестиваль, открытое занятие, итоговый отчет, концерт
Итого: 216 17 199 2 год обучения
№ Наименование раздела, темы Количество часов Формы аттестации/
контроля
Всего В том числе теория практика 1 Вводное занятие 2 2 - Педагогическое наблюдение в течение года
2 Вокально-хоровая работа, пение учебно-тренировочного материала 68 5 63 ПН;, диагностические срезы 2-3 раза в год
3 Разучивание музыкальных произведений и вокальных упражнений. 18 2 16 ПН
4 Постановочная работа, работа над вокальными произведениями в группах, ансамбле и коллективе. 66 4 62 ПН, открытые занятия, анализ учебных выступлений.
5 Сценическое движение и основы народного танца. 36 2 34 ПН
6 Соединение песни и танцевальных элементов. 18 2 16 ПН. Анализ учебных и концертных выступлений.
7 Творческая деятельность 8 - 8 Конкурс, фестиваль, открытое занятие, итоговый отчет, концерт
Итого: 216 18 198 3 год обучения
№ Наименование раздела, темы Количество часов Формы аттестации
Контроля
Всего В том числе теория практика 1 Вводное занятие. 2 2 - Педагогическое наблюдение в течение года
2 Вокально-хоровая работа, пение учебно-тренировочного материала 62 4 58 ПН, диагностические срезы 2-3 раза в год
3 Разучивание музыкальных произведений и вокальных упражнений. 18 2 16 Педагогическое наблюдение.
4 Постановочная работа, работа над вокальными произведениями по партиям. 66 4 62 ПН. Открытые занятия, анализ учебных и концертных выступлений.
5 Сценическое движение и основы народного танца. 36 2 34 Педагогическое наблюдение.
6 Соединение песни и танцевальных элементов. 18 2 16 ПН. Анализ учебных и концертных выступлений.
7 Творческая деятельность 14 - 14 Конкурс, фестиваль, открытое занятие, итоговый отчет, концерт
Итого: 216 16 200 4 год обучения
№ Наименование раздела, темы Количество часов Формы аттестации
Контроля
Всего В том числе теория практика 1 Вводное занятие. 2 2 - Педагогическое наблюдение в течение года
2 Вокально-хоровая работа, пение учебно-тренировочного материала 62 4 58 ПН, диагностические срезы 2-3 раза в год
3 Разучивание музыкальных произведений и вокальных упражнений. 18 2 16 Педагогическое наблюдение.
4 Постановочная работа, работа над вокальными произведениями в группах, ансамбле и коллективе. 66 62 ПН. Открытые занятия, анализ учебных и концертных выступлений.
5 Сценическое движение и основы народного танца. 36 2 34 Педагогическое наблюдение.
6 Соединение песни и танцевальных элементов. 18 2 16 ПН. Анализ учебных и концертных выступлений.
7 Творческая деятельность 14 - 14 Конкурс, фестиваль, открытое занятие, итоговый отчет, концерт
Итого: 216 16 200
1.4. Содержание программы

1-й год обучения
Тема 1.Организационное занятие. Знакомство педагога с учащимися. Знакомство учащихся с организацией учебного процесса в объединении. Инструктаж по ОТ– 1ч.
Тема 2.Введение в предмет– 1ч.
Теория (1 ч.). Цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы ансамбля народной песни «Горница». Народное искусство как одна из форм отражения действительности и доступное средство реализации личности. Прослушивание и анализ видео- и аудиозаписей лучших народных исполнителей и коллективов Краснодарского края и России.
Тема 3.Вокально-хоровая работа, пение учебно-тренировочного материала – 68ч.
Теория (5ч.). Правилах гигиены и охраны голоса; дыхательная гимнастика, ее значение; знакомство с несложными упражнениями дыхательной гимнастики А. Стрельниковой. Правила певческого дыхания, артикуляция, дикция, певческая дикция, звукообразование. Приемы звуковедения – staccato, legato, non legato; динамика, динамические оттенки, темпы.
Практика (63 ч.). Постановка дыхания (дыхание перед началом пения, одновременный вдох и начало пения, задержка дыхания перед началом пения), различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемой песни, смена дыхания в процессе пения. Развитие навыков цепного дыхания; выполнение комплекса упражнений для выработки правильного певческого дыхания, тренировка вдоха и выдоха; упражнения для развития дыхания; дикционные упражнения, работа над артикуляцией в упражнениях и разучиваемом репертуаре. Выполнение речевых упражнений, работа над скороговорками и прибаутками; выработка правильного певческого звука в процессе распевания и в разучиваемом репертуаре; работа над чистотой интонирования, над строем и ансамблем; выполнение упражнений на развитие силы голоса, развитие навыков выражения эмоций. Распевки на гласные и согласные звуки, формирования гласных в различных регистрах; расширение попевочного букваря до объема сексты.
Тема 4.Разучивание музыкальных произведений и вокальных упражнений – 18 ч.
Теория (2 часа). Музыкально – теоретический анализ разучиваемого произведения;
беседы по содержанию, разбор текста. Темп, характер, особенности музыкального произведения. Выразительность, динамические оттенки и нюансы. Кульминация.
Практика (16 часов). Разучивание произведений и вокальных упражнений в полном составе ансамбля и в малых группах; отработка мелодического и ритмического рисунка. Работа над вступлением и окончаниями фраз. Проработка сложных мелодических оборотов в произведении. Работа над звуком. Работа над ритмом, темпом, мелодичностью, интонацией, динамикой и дикцией. Жанры песен: частушки, плясовые, строевые, календарные, песни-игры, прибаутки. Пение с сопровождением: баян, народные шумовые инструменты, фонограмма. Пение а сареllа.
Тема 5. Постановочная работа, работа над вокальными произведениями в группах, ансамбле и коллективе – 66 ч.
Теория (4 часа). Определение темы и идеи песни, разбор текста и содержания, выявление структуры, ритмических и жанровых особенностей; выявление эмоциональной направленности.
Практика (62 часа) Отработка мелодического и ритмического рисунка. Разучивание произведений одноголосно. Работа над вступлением и окончаниям фраз. Проработка сложных мелодических и ритмических оборотов произведения. Работа над звуком. Работа над ритмом, тембром, мелодичностью, интонацией, динамикой и дикцией.
Репетиции на сцене: вокально-хоровая работа, работа над движениями, единство исполнения песни и танцевальных движений, работа над художественным образом и т.д.
Тема 6. Сценическое движение и основы народного танца – 36 час.
Теория (2 часа). Плясовые песни: темп, ритм, характер исполнения; виды хороводов.
Практика (34 часа). Ритмические упражнения: выполнение в движении простейших ритмов под музыку, упражнения с хлопками, ударами, притопами без музыки. Освоение движений: шаг с носка и с каблука, шаркающий шаг, переменный шаг, «ковырялочка», простые дроби. Плавные переводы рук из подготовительного во все основные положения, движения и положения рук у отдельного исполнителя в пляске. Платочек в русском народном танце.
Тема 7. Соединение песни и танцевальных элементов – 18 ч.
Теория (2 часа). Определение жанра, характера исполнения; темп, ритмический рисунок.
Практика (16 часов). Соединение изученных танцевальных элементов и песни, продолжение отработки навыка пения и движения, поведение на сцене, эмоциональность и характер исполнения, отработка номера на сцене.
Тема 8.Творческая деятельность – 8 ч.
Практика (8 часов). Выступления на открытых занятиях, итоговом отчетном концерте, тематических концертных программах, участие в конкурсах, фестивалях, концертах в социально-значимых мероприятиях различного уровня.
Рефлексия.

2-й год обучения
Тема 1. Вводное занятие – 2 ч.
Теория (2 ч.). Инструктаж по ОТ; правила поведения во время выездных мероприятий – фестивалей, конкурсов, концертов; инструктаж по противопожарной безопасности.
Знакомство с творчеством русских народных хоров, слушание музыки; беседа о цели и задачах образовательной программы ансамбля народной песни «Горница» на год.
Тема 2.Вокально-хоровая работа, пение учебно-тренировочного материала – 68 ч.
Теория (5 ч.). Беседа о правилах гигиены и охраны детского голоса; дыхательная гимнастика, знакомство с некоторыми упражнениями дыхательной гимнастики А. Стрельниковой; правила цепного дыхания; артикуляция, дикция, певческая дикция; звукообразование, приемы звуковедения – staccato, legato, non legato; динамика, динамические оттенки, темпы.
Практика (63 ч.): распевание, выполнение комплекса упражнений для выработки правильного певческого дыхания; тренировка вдоха и выдоха; упражнения на цепное дыхание; работа над артикуляцией и дикцией в упражнениях и разучиваемом репертуаре; выполнение речевых упражнений, разучивание и работа над скороговорками, выработка правильного певческого звука в процессе распевания и в разучиваемом репертуаре; работа над чистотой интонирования, над строем и ансамблем; выполнение упражнений на развитие «полетного» звука, на выбор адекватной громкости; упражнения на развитие навыков выражения эмоций, работа в группах; разучивание вокальных партий; разучивание произведений с элементами двухголосия, двухголосие противоположного и параллельного направления, работа над ансамблем и строем; навыки правильной артикуляции, дикции, естественная разговорная манера пения, звукоизвлечения; дальнейшее овладение народной лексикой; освоение пентатоники (двух трихордов), гаммообразные движения, скачки на кварту, квинту; расширение певческого диапазона до септимы – октавы.
Тема 3.Разучивание музыкальных произведений и вокальных упражнений – 18 ч.
Теория (2 часа). Музыкально – теоретический анализ разучиваемого произведения;
беседы по содержанию, разбор текста. Темп, характер, особенности музыкального произведения. Выразительность, динамические оттенки и нюансы, кульминация, кода.
Практика (16 часов). Разучивание произведений и вокальных упражнений в полном составе ансамбля и в малых группах; отработка мелодического и ритмического рисунка. Работа над вступлением и окончаниями фраз. Проработка сложных мелодических оборотов в произведении. Работа над звуком. Работа над ритмом, темпом, мелодичностью, интонацией, динамикой и дикцией. Жанры песен: частушки, плясовые, строевые, календарные, обработки народных песен и авторские произведения для смешанного и однородного состава. Пение с сопровождением: баян, фонограмма. Пение а сареllа.
Тема 4.Постановочная работа, работа над вокальными произведениями в группах, ансамбле и коллективе – 66 ч.
Теория (4 часа). Определение темы и идеи песни, выявление структуры песни, её ритмических и жанровых особенностей; выявление эмоциональной направленности. Беседы по содержанию, разбор текста и диалекта, время бытования песни. Темп, характер, музыкальные особенности. Выразительность, динамика, оттенки. Нюансировка. Кульминация. Кода. Прослушивание и анализ аудиозаписей.
Практика (62 часа). Вокально-хоровая работа, отработка мелодического и ритмического рисунка. Работа по партиям. Работа над вступлением и окончанием фраз. Проработка сложных оборотов произведения. Работа над звуком. Работа над ритмом. Работа над тембром. Работа над мелодичностью. Работа над интонацией. Работа над динамикой. Работа над дикцией. Отработка вертикального и горизонтального строя ансамбля. Работа над созданием художественного образа, над сценографией и жестами. Постановка фрагментов народных обрядов и праздников. Работа на сцене по отработке концертных номеров.
Тема 5.Сценическое движение и основы народного танца – 36 час.
Теория (2 часа). Плясовые песни; виды хороводов: орнаментальные, драматические, календарные. Просмотр видеозаписей.
Практика (34 часа). Ритмические упражнения: выполнение в движении простых ритмов под музыку, упражнения с хлопками, ударами, притопами без музыки. Закрепление движений: шаг с носка и с каблука, шаркающий шаг, переменный шаг, «ковырялочка», простые дроби. Изучение элементов: «припадание», «шаркающий хоровод». Согласованное движение рук, ног, головы (координация). Импровизация в народном танце, индивидуальное исполнение сольного эпизода: выходка, проходка. Основные положения, движения рук в пляске.
Тема 6. Соединение песни и танцевальных элементов – 18 ч.
Теория (2 часса). Определение жанра, характера исполнения; темп, ритмический рисунок.
Практика (16 часов). Соединение изученных танцевальных элементов и песни, продолжение отработки навыка пения и движения; поведение на сцене, эмоциональность и характер исполнения, отработка номера на сцене. Работа над распределением дыхания во время пения с движением.
Тема 7.Творческая деятельность – 8 ч.
Практика (8 часов). Выступления на открытых занятиях, отчетном концерте, тематических концертных программах, совместные мероприятия воспитанников студии, участие в концертах, семинарах, конкурсных и социально-значимых мероприятиях различного уровня.
Рефлексия.
3-й год обучения.
Тема 1.Вводное занятие – 2ч.
Теория (2 ч.). Инструктаж по ОТ; правила поведения во время выездных мероприятий – фестивалей, конкурсов, концертов. Знакомство с творчеством фольклорных коллективов и народных хоров. Постановка целей и задач на текущий учебный год. Знакомство с примерным репертуаром и планом участия в творческих мероприятиях и конкурсах.
Тема 2.Вокально-хоровая работа, пение учебно-тренировочного материала – 62 ч.
Теория (4 ч.): Беседа о правилах гигиены и охраны детского голоса; дыхательная гимнастика, знакомство с некоторыми упражнениями дыхательной гимнастики
А. Стрельниковой; правила цепного дыхания; артикуляция, дикция, певческая дикция; звукообразование, приемы звуковедения – staccato, legato, non legato; динамика, динамические оттенки, темпы.
Практика (58 ч.). Распевание, выполнение комплекса упражнений для выработки правильного певческого дыхания; тренировка вдоха и выдоха; упражнения на цепное дыхание. Работа над артикуляцией и дикцией в упражнениях и разучиваемом репертуаре; выполнение речевых упражнений, разучивание и работа над скороговорками, выработка правильного певческого звука в процессе распевания и в разучиваемом репертуаре; работа над чистотой интонирования, над строем и ансамблем; выполнение упражнений на развитие «полетного» звука, на выбор адекватной громкости. Упражнения на развитие навыков выражения эмоций. Работа в группах; разучивание вокальных партий; разучивание произведений с элементами двухголосия, двухголосие противоположного и параллельного направления, работа над ансамблем и строем; навыки правильной артикуляции, дикции, естественная разговорная манера пения, звукоизвлечения. Дальнейшее овладение народной лексикой. Освоение пентатоники (двух трихордов), гаммообразные движения, скачки на кварту, квинту; расширение певческого диапазона до септимы – октавы.
Тема 3. Разучивание музыкальных произведений и вокальных упражнений – 18 ч.
Теория (2 часа). Музыкально – теоретический анализ разучиваемого произведения;
беседы по содержанию, разбор текста. Темп, характер, особенности музыкального произведения. Выразительность, динамические оттенки и нюансы, кульминация, кода.
Практика (16 часов). Разучивание произведений и вокальных упражнений в полном составе ансамбля и в малых группах; отработка мелодического и ритмического рисунка, работа над чистотой интонирования. Работа над вступлением и окончаниями фраз. Проработка сложных мелодических оборотов в произведении. Работа над звуком. Работа над ритмом, темпом, мелодичностью, интонацией, динамикой и дикцией, над вокальным и гармоническим ансамблем в двухголосии. Жанры песен: частушки, плясовые, строевые, календарные, обработки народных песен и авторские произведения для смешанного и однородного состава. Пение с сопровождением: баян, народные шумовые инструменты, фонограмма. Пение а сареllа.
Тема 4.Постановочная работа, работа над вокальными произведениями в группах, ансамбле и коллективе – 66 ч.
Теория (4 часа). Определение темы и идеи песни, выявление структуры песни, её ритмических и жанровых особенностей; выявление эмоциональной направленности. Беседы по содержанию, разбор текста и диалекта, время бытования песни. Темп, характер, музыкальные особенности. Выразительность, динамика, оттенки. Нюансировка. Кульминация. Кода. Прослушивание и анализ аудиозаписей.
Практика (62 часа). Вокально-хоровая работа, отработка мелодического и ритмического рисунка. Работа по партиям. Работа над вступлением и окончанием фраз. Проработка сложных оборотов произведения. Работа над звуком. Работа над ритмом. Работа над тембром. Работа над мелодичностью. Работа над интонацией. Работа над динамикой. Работа над дикцией. Отработка вертикального и горизонтального строя ансамбля. Работа над созданием художественного образа, над сценографией и жестами. Постановка фрагментов народных обрядов и праздников. Работа на сцене по отработке концертных номеров.
Тема 5.Сценическое движение и основы народного танца – 36 час.
Теория (2 часа). Плясовые песни; виды хороводов: орнаментальные, драматические, календарные. Просмотр видеозаписей.
Практика (34 часа). Ритмические упражнения: выполнение в движении простых ритмов под музыку, упражнения с хлопками, ударами, притопами без музыки. Закрепление движений: шаг с носка и с каблука, шаркающий шаг, переменный шаг, «ковырялочка», «припадание», простые дроби. Изучение элементов: «веревочка», дроби «в две ноги», дробные ключи. Согласованное движение рук, ног, головы (координация), танцы в парах. Импровизация в народном танце, индивидуальное исполнение сольного эпизода: выходка, проходка, русская кадриль. Основные положения, движения рук в пляске.
Тема 6. Соединение песни и танцевальных элементов – 18 ч.
Теория (2 часа). Определение жанра, характера исполнения; темп, ритмический рисунок.
Практика (16 часов). Соединение изученных танцевальных элементов и песни, продолжение отработки навыка пения и движения, поведение на сцене, эмоциональность и характер исполнения, отработка номера на сцене. Работа над распределением дыхания во время пения с движением.
Тема 7.Творческая деятельность – 14 ч.
Практика (14 часов). Выступления на открытых занятиях, отчетном концерте, тематических концертных программах, совместные мероприятия воспитанников студии, участие в концертах, семинарах, конкурсных и социально-значимых мероприятиях различного уровня.
Рефлексия.
4-й год обучения.
Тема 1.Вводное занятие – 2ч.
Теория (2 ч.). Инструктаж по ОТ; правила поведения во время выездных мероприятий – фестивалей, конкурсов, концертов. Знакомство с творчеством фольклорных коллективов и народных хоров. Постановка целей и задач на текущий учебный год. Знакомство с примерным репертуаром и планом участия в творческих мероприятиях и конкурсах.
Тема 2.Вокально-хоровая работа, пение учебно-тренировочного материала – 62 ч.
Теория (4 ч.). Правилах гигиены и охраны детского голоса; дыхательная гимнастика, знакомство с некоторыми упражнениями дыхательной гимнастики А. Стрельниковой. Правила цепного дыхания; артикуляция, дикция, певческая дикция; звукообразование. Приемы звуковедения – staccato, legato, non legato; динамика, динамические оттенки, темпы.
Практика (58 ч.). Распевание, выполнение комплекса упражнений для выработки правильного певческого дыхания; тренировка вдоха и выдоха; упражнения на цепное дыхание; работа над артикуляцией и дикцией в упражнениях и разучиваемом репертуаре. Выполнение речевых упражнений, разучивание и работа над скороговорками, выработка правильного певческого звука в процессе распевания и в разучиваемом репертуаре. Работа над чистотой интонирования, над строем и ансамблем; выполнение упражнений на развитие «полетного» звука, на выбор адекватной громкости. Упражнения на развитие навыков выражения эмоций.
Работа в группах; разучивание вокальных партий; разучивание произведений с элементами двухголосия, двухголосие противоположного и параллельного направления, работа над ансамблем и строем. Навыки правильной артикуляции, дикции, естественная разговорная манера пения, звукоизвлечения. Дальнейшее овладение народной лексикой; освоение пентатоники (двух трихордов), гаммообразные движения, скачки на кварту, квинту; расширение певческого диапазона до септимы – октавы.
Тема 3. Разучивание музыкальных произведений и вокальных упражнений – 18 ч.
Теория (2 часа). Музыкально – теоретический анализ разучиваемого произведения;
беседы по содержанию, разбор текста. Темп, характер, особенности музыкального произведения. Выразительность, динамические оттенки и нюансы, кульминация, кода.
Практика (16 часов). Разучивание произведений и вокальных упражнений в полном составе ансамбля и в малых группах; отработка мелодического и ритмического рисунка, работа над чистотой интонирования. Работа над вступлением и окончаниями фраз. Проработка сложных мелодических оборотов в произведении. Работа над звуком. Работа над ритмом, темпом, мелодичностью, интонацией, динамикой и дикцией, над вокальным и гармоническим ансамблем в двухголосии. Жанры песен: частушки, плясовые, строевые, календарные, обработки народных песен и авторские произведения для смешанного и однородного состава. Пение с сопровождением: баян, инструментальный ансамбль, фонограмма. Пение а сареllа.
Тема 4.Постановочная работа, работа над вокальными произведениями в группах, ансамбле и коллективе – 66 ч.
Теория (4 часа). Определение темы и идеи песни, выявление структуры песни, её ритмических и жанровых особенностей; выявление эмоциональной направленности. Беседы по содержанию, разбор текста и диалекта, время бытования песни. Темп, характер, музыкальные особенности. Выразительность, динамика, оттенки. Нюансировка. Кульминация. Кода. Прослушивание и анализ аудиозаписей.
Практика (62 часа). Вокально-хоровая работа, отработка мелодического и ритмического рисунка. Работа по партиям. Работа над вступлением и окончанием фраз. Проработка сложных оборотов произведения. Работа над звуком. Работа над ритмом. Работа над тембром. Работа над мелодичностью. Работа над интонацией. Работа над динамикой. Работа над дикцией. Отработка вертикального и горизонтального строя ансамбля. Работа над созданием художественного образа, над сценографией и жестами. Постановка фрагментов народных обрядов и праздников. Работа на сцене по отработке концертных номеров.
Тема5. Сценическое движение и основы народного танца – 36 час.
Теория (2 часа). Плясовые песни; виды хороводов: орнаментальные, драматические, календарные. Просмотр видеозаписей.
Практика (34 часа). Ритмические упражнения: выполнение в движении простых ритмов под музыку, упражнения с хлопками, ударами, притопами без музыки. Закрепление движений: шаг с носка и с каблука, шаркающий шаг, переменный шаг, «ковырялочка», «припадание», простые дроби. Изучение элементов: «веревочка», дроби «в две ноги», дробные ключи. Согласованное движение рук, ног, головы (координация), танцы в парах. Импровизация в народном танце, индивидуальное исполнение сольного эпизода: выходка, проходка, русская кадриль. Основные положения, движения рук в пляске.
Тема 6. Соединение песни и танцевальных элементов – 18 ч.
Теория (2 часа). Определение жанра, характера исполнения; темп, ритмический рисунок.
Практика (16 часов). Соединение изученных танцевальных элементов и песни, продолжение отработки навыка пения и движения, поведение на сцене, эмоциональность и характер исполнения, отработка номера на сцене. Работа над распределением дыхания во время пения с движением.
Тема 7. Творческая деятельность – 14 ч.
Практика (14 часов). Выступления на открытых занятиях, отчетном концерте, тематических концертных программах, совместные мероприятия воспитанников студии, участие в концертах, семинарах, конкурсных и социально-значимых мероприятиях различного уровня.
Рефлексия.
1.4. Ожидаемые результаты.
В результате освоения программы учащимися будут достигнуты следующие результаты.
Образовательные (предметные):
- освоены характерные приемы и навыки народного пения;
- получены знания, умения и навыки музыкально-исполнительского искусства;
- развита координация голоса и слуха;
- освоено исполнение песен с танцевальными элементами;
- сформирован навык ансамблевого пения в двухголосном исполнении;
- сформирована открытая, грудная манера пения.
Личностные:
- раскрыт творческий потенциал ребенка;
- сформирован музыкальный вкус в области вокального искусства;
- сформированы умения адекватной самооценки;
- развиты чувства ответственности и коллективизма;
- выработаны правильные ценностные установки.
Метапредметные:
- сформированы умения самостоятельно использовать знания о народном творчестве на практике;
- имеется высокая мотивация к саморазвитию и познавательной деятельности;
- развиты коммуникативные компетенции;
- имеются умения и навыки по планированию и регуляции собственной деятельности.
Раздел 2. «Комплекс организационно–педагогических условий»
2.1. Планирование режима занятий
Дата, время проведения занятие, его длительность, а также тема и краткое содержание занятии могут быть представлены в форме: а)Календарного учебного графика, б) Календарно-тематического плана. Данные документы оформляются на каждый учебный год для каждой учебной группы объединения и являются обязательными в пакете документов педагога дополнительного образования.
2.2. Условия реализации программы
2.2.1.Материально-техническое обеспечение (оборудование и материалы): учебный кабинет для занятий, оборудованный учебной мебелью, актовый зал со сценой, фортепиано, баян, народные шумовые нструменты, музыкальный центр, столы, стулья, зеркало, полки для хранения издательской продукции, документации, грамот и кубков.
2.2.2.Информационное обеспечение: нотная, учебная и методическая литература, фонотека, видео и фото- материалы; изобразительные наглядные пособия: рисунки, портреты.
2.2.3.Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования с высшим или средним специальным образованием со специализацией руководитель народного хора; концертмейстер (баянист) с высшим или средним специальным образованием.
2.3.Формы и виды контроля
Формы отслеживания и фиксирования образовательных результатов. В процессе реализации программы ансамбля народной песни «Горница» осуществляется текущий контроль уровня освоения учащимися учебного материала тем программы, развитием коммуникативных компетенций, учебно-организационных умений и навыков и таких личностных качеств ребенка, как организационно-волевые, ориентационные и поведенческие с использованием метода педагогического наблюдения, анкетирования, фронтального опроса по теоретическому курсу. Результаты текущего контроля могут быть в форме аудиозаписи, видеозаписи, журнала посещаемости, перечень выученных и готовых к исполнению произведений, фотографий, статья в прессе и др.
Деятельностная оценка освоения программы учащимися осуществляется в ходе анализа результатов его участия в концертах, творческих выступлениях, участия в конкурсных и социально значимых мероприятиях различного уровня и оформляется в виде «Портфолио учащегося».
На основании анализа результатов текущего контроля осуществляется мониторинг результатов учащихся в форме ежегодной входной диагностики (начало года), промежуточной (середина годы) и итоговой диагностики (конец года). Цель процедуры мониторинга – оценка индивидуального прогресса учащегося через уровень освоения им предметных и метапредметных компетенций, развитие личностных качеств ребенка и уровень социализации на конкретном временном этапе освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Результаты мониторинга ежегодно оформляются в виде диагностических карт (таблиц) на каждого ребенка. При этом мониторинг не отрицает традиционную систему контроля, а базируется на ее результатах, обеспечивая высокую информативность, долгосрочность и достаточную объективность оценки развития ребенка в ходе освоения дополнительной общеобразовательной программы.
Диагностические материалы представлены в приложении 1 и 2.
Ежегодно по итогам учебного года заполняется карта «Мониторинг результатов обучения» на каждую группу, в которой отражены теоретическая и практическая подготовка, обще учебные навыки каждого ученика (по 10-бальной шкале).
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов. Участие в концертных программах социально значимых мероприятий, в том числе муниципального и краевого уровней; участие в мастер-классах, семинарах; участие в фестивалях, конкурсных мероприятиях муниципального, краевого, всероссийского и международного уровней.
Для учета достижений создано портфолио педагога и коллектива, персональные портфолио (по желанию учащегося и его родителей), в которых демонстрируются наградные документы, благодарственные письма, публикации об успехах учащихся объединения в СМИ.
Информация о достижениях и участии учащихся в мероприятиях и конкурсах размещается на сайте учреждения http://erudit-gel.ru/ и соцсетях.

2.4.Методические рекомендации
В процессе реализации в программу могут вноситься коррективы: дополнения, изменение тем, некоторые разделы сокращаются или расширяются и т.д. (это зависит от способностей детей, интенсивности изучения программы, творческого настроя).
Этапы образовательного процесса.
1-й этап – подготовка детей к освоению основных выразительных средств и понятий фольклора.
На этом этапе происходит соединение слова, напева и движения в игре; постепенное освоение певческих навыков – чистое интонирование простейших попевок, мягкая атака звука, пение в унисон. Каждому учащемуся предоставляется возможность раскрыть свои способности, развить творческо-исполнительские навыки при коллективной и индивидуальной работе.
Большое внимание на этом этапе уделяется началу концертной деятельность учащихся, что дает дополнительный стимул в ощущении важности, значимости того, чем ребенок занимается в студии.
2-й этап - учащиеся активно знакомятся с образцами народного творчества, изучают поэтические тексты, сравнивают мелодии песен различных областей России. Большое внимание уделяется вокально-хоровой работе, работе над манерой пения, ансамблевым звучанием, образом. В работе очень важно сочетание роли коллектива (исполнение хором, принятие коллективного решения и т.п.) и развитие личности каждого ребенка (исполнение соло, запев в песне, исполнение «подтанцовка», импровизация).
Работа вокального ансамбля усложняется, т.к. учащиеся начинают петь многоголосие. Это требует умелого применения уже приобретенных певческих навыков, а также огромного терпения, трудолюбия, взаимопонимания в коллективе.
Важное место отводится постановочной работе. На этом этапе коллектив активно выступает, принимает участие в конкурсных мероприятиях различного уровня.
3-й этап - исполнители закрепляют основные вокально-технические навыки: устойчивое певческое дыхание, открытый грудной звук, естественный «близкий звук», навык ансамблевого пения. Продолжают знакомиться с народной хореографией, народными обрядами, праздниками, обычаями. Исполнительское мастерство учащихся постоянно совершенствуется, они много и плодотворно занимаются концертной деятельностью.
Фольклор как художественная традиция целого народа совмещает в себе отношение двух диалектических взаимосвязанных начал – индивидуального и коллективного. Коллективность в фольклоре выступает как форма проявления традиции: традиция живет коллективностью, а коллектив объединяется традицией. В обучении музыкальному фольклору принцип диалектического единства коллективного и индивидуального творчества является основополагающим. Поэтому развитие индивидуальных черт и способностей каждого ребенка должно быть соединено с коллективными формами исполнения.
Групповая работа является одной из ведущих в народно-хоровой студии и тесно связана с другими формами работы. Поскольку обучение происходит в форме мелкогрупповых занятий ансамбля (дуэт, трио и т.д.), создаётся возможность последовательного обучения народной манере звукообразования.
На занятиях выявляются вокально-технические данные, музыкальные способности детей, определяются пути воспитания народно-певческих навыков, формируется исполнительское мастерство, преодолевается состояние скованности, неуверенности, сомнения в собственных возможностях.
Групповые занятия (ансамбль) способствуют освоению навыков пения в ансамбле однородном и смешанном. Включение в курс занятий основ народного танца является необходимым, ведь танец и песня неотделимы друг от друга. Во всех обрядах, играх, плясках, хороводах обязательно их гармоническое соединение. Изучение танцевального и песенного материала взаимосвязано. Задачей знакомства с основами народного танца является практическое освоение основных элементов русского народного танца. Основное внимание уделяется характеру, манере и музыкальности исполнения.
Вокальный народный ансамбль – наиболее близкая народной традиции музыкально-исполнительская форма, способствующая развитию умения слушать и слышать окружающих исполнителей, «пристраивать» свой голос (манеру, тембр, выразительность, динамический нюанс, вокально-технические приемы) к общему исполнительскому характеру.
Высшая обобщающая форма освоения фольклора – фольклорные праздники. Участие детей в календарных обрядах и праздниках является для них школой освоения опыта предыдущих поколений, их обычаев, традиций, приобщает ребенка к родной национальной культуре. Происходит постепенное усвоение и накопление фольклорного материала, осваиваются приемы исполнения, местный диалект и традиции. Во время проведения совместных праздников дети и взрослые получают возможность познакомиться с музыкальным и поэтическим фольклором, этнографией (костюмами, украшениями, игрушками, праздниками, кухней), историей, народным земледельческим календарем.
Педагогические технологии, формы занятий, методы и приемы обучения применяются с учетом вокальных и психофизических способностей и особенностей учащихся
Формы организации учебного занятия.
Для качественного развития творческой деятельности учащихся программой предусмотрены такие формы, как репетиция, беседа, объяснение, лекция, игра, участие в подготовке и проведении мероприятий различного уровня, сказка, концерт, действо, разыгрывание песни, фрагмент обряда, конкурсы, праздники, а также групповые, комбинированные, практические занятия.
Методы обучения - словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, дискуссионный и др.

Педагогические технологии. Использование различных педагогических технологий способствует развитию базовых способностей учащихся: мотивационной сферы, творческого мышления, речи.
Технологическую основу программы составляют следующие педагогические технологии: дифференцированного обучения, проблемного обучения, личностно – ориентированного обучения, развивающего обучения, технология индивидуализации, коллективной творческой деятельности, игровая технология, здоровьесберегающая.
Примерный список наглядных пособий, дидактических материалов.
Музыкальный материал на занятии подразделяется на:
- материал для слушания;
- материал для исполнения.
Материал для слушания включает:
подлинное звучание народных песен;
произведения музыкальной классики с использованием народных мелодий.
Материал для пения:
песни, непосредственно связанные с изучением материала и обязательные для изучения наизусть;
песни, используемые с целью разъяснения, иллюстрации.
1.Фонотека.
2. Дополнительный материал:
- этнографические сведения;
- произведения художественной литературы;
- иллюстрации русских, советских художников.
4.Иллюстрации:
1.Из коллекции Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного творчества. – М., 1990.
2.Художник К.Васильев. Русь былинная. Набор открыток. – М., Изобразительное искусство, 1982.
3. Лебедева В.Е. Кустодиев. Время. Жизнь. Творчество. – М.: Дет. лит., 1984.
4.В.Васнецов. Из собрания Государственной Третьяковской галереи. – М., Изобразительное искусство, 1984.
2.5. Список литературы для педагога
1. Живая старина. Народные песни Воронежской области. - Воронеж, 2003.
2. Захарченко В.Г. Поет Кубанский казачий хор. Вып.1.- Краснодар, 2002.
3. Захарченко В.Г. Песни для народного хора и солистов на стихи русских поэтов. – Краснодар, 2004.
4. Концевич Г.М. Народные песни казаков. – Краснодар, 2000.
5. Музыкально-певческий фольклор. – М., 2012.
6. Песни народов России. Вып.1. – М., 2011.
7. Русские народные песни для сопрано. – Челябинск: MPI, 2006.
8. Сысоева Г.Я. Народные песни Воронежской области. – Воронеж, 2009.
9. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М., ЭКСМО, 2007.
10. Шеломов Б.И. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. – «Композитор*Санкт-Петербург», 2015.
2.6.Список литературы для детей
1. Земцовский И.И. Искатели песен. – Л., 2004.
2. Праздники в народных традициях. №11-12, – М., РИФМЭ, 2004.
3. Русские народные песни, романсы, частушки. – М., ЭКСМО, 2009.
4. Терещенко А.В. История культуры русского народа. – М., ЭКСМО, 2007.
5. Хрестоматия русской народной песни. Вып.1. – Москва, Музыка, 2004.
6. Хрестоматия русской народной песни. Вып.2. – М., Музыка, 2005.
2.7.Интернет – источники:
Информационно-методический портал «Образование» www.dopedu.ru
Сайт Департамента образования администрации МО г. Краснодар www.uo.krd.ru
Сайт Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Краснодарского края «Дворец творчества» http://dtkk.ruСайт МАОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей «Эрудит» http://erudit-gel.ru/http://festival.1september.ru/subjects/28/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Диагностическая карта предметных компетенций вокального направления.
Объединение ____________________________________________
Педагог ________________________________________________
№ (название группы)_______________________________Год обучения по программе ____________________
Ф.И. уч-ся
Теоретич.
подготовка Практические умения, творческие навыки
Общеучебные навыки
жанры нар
тв-ва термины Интонация Манера пения Дыхание Диапазон Пение в ансамбле Танец Работа в кол-ве Дисциплип. посещ-ть
н
пр
к
н пр к н пр к н пр к н пр к н пр к н пр к н пр к н пр к н пр к
1
2
3 4 Н- начало учебного года
Пр- промежуточный контроль
К- конец года
Уровни: от 0-3 – низкий уровень, 4-7 – средний уровень, 8-10 – высокий уровень.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диагностическая карта личностного развития учащихся.
Объединение _______________________________________
Педагог __________________________________
№(название группы)__________________________________Год обучения по программе________________________________
№ ФИО Диагностическая характеристика
1.познавательная активность 2.коммуникативные навыки 3.терпе
ние 4.воля 5.самоконтроль 6.самооценка 7.конфликтность 8.креативность 9.направленность личности 10.эмоциональные особенности
н с к н с к н с к н с к н с к н с к н с к н с к н с к н с к
1 2 3 4 5 6 Диагностич. характер-ка Критерии по степени выраженности оцениваемого качества Метод
1.
Познавательная
активность Низкий уровень (Н) -
Обучающийся самостоятельно не включается в работу(творческий процесс), не отвечает на вопросы педагога по собственному желанию.
Средний уровень (С) –
Обучающийся обладает устойчивой познавательной активностью. Обучающийся проявляет избирательное отношение к отдельным темам, демонстрирует активность при побуждающих действиях педагога, предпочитает поисковый, реже – репродуктивный вид учебной деятельности.
Высокий уровень (В) –
Ему свойственны увлеченность, сосредоточенность, интеллектуальная активность, положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Наблюдение
2.
Коммуникатив-
ные навыки Низкий уровень (Н) –
Обучающийся малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогами, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.
Средний уровень (С) –
Обучающийся слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других, неустойчивое умение пользоваться формами речевого этикета.
Высокий уровень (В) –
Обучающийся активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета. Наблюдение
Эмоционально-волевые качества.
3.
Терпение
Низкий уровень (Н) –
Терпения хватает меньше, чем на Ѕ занятия;
Средний уровень (С) –
Терпения хватает больше, чем на Ѕ занятия;
Высокий уровень (В) –
Терпения хватает на все занятие. Наблюдение
4.
Воля Низкий уровень (Н) –
Волевые усилия обучающихся побуждаются извне.
Средний уровень (С) –
Иногда – сам побуждает себя к практическим действиям.
Высокий уровень (В) –
Способность побуждать себя к практическим действиям. Наблюдение
5.
Самоконтроль Низкий уровень (Н) –
Слабо контролирует мгновенные импульсы и желания, постоянно находится под воздействием контроля извне.
Средний уровень (С) –
Иногда сам успешно контролирует мгновенные импульсы и желания.
Высокий уровень (В) –
Способность обеспечить господство высших мотивов над низшими и контролировать импульсы и желания. Наблюдение
Свойства личности
6.
Самооценка Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям
заниженная самооценка (Н)
адекватная (С)
завышенная (В) Тестирование
7.
Конфликт-
ность Высокий уровень (В) –
Желание участвовать (активно) в конфликте (провоцировать конфликт), преобладание агрессивного эмоционального фона.
Средний уровень (С) –
Не является инициатором конфликта, но в нем активно участвует.
Низкий уровень (Н) –
Умеет контролировать себя в любой конфликтной ситуации, может найти компромисс, который устроит все стороны. Наблюдение
8.
Творческие навыки (креативность)
(при необходимости оценивания) Низкий уровень (Н) –
Начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога)
Средний уровень (С) –
Репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца)
Высокий уровень (В) –
Творческий уровень (выполняет практические задания с с элементами творчества) Контроль
ное задание
9.
Направленность личности А – обозначают направленность на собственную личность;
Б – на общение с другими людьми;
В – на деловую активность. Анкетирование
10.
Эмоционально-аффективные особенности Низкий уровень –
Преобладание сниженного эмоционального фона, эмоциональная лабильность.
Средний уровень (С) –
Неустойчивый эмоциональный фон.
Высокий уровень (В) –
Преобладание повышенного эмоционального фона. Наблюдение

Приложенные файлы

  • docx 36335733
    Размер файла: 621 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий