«Бубенчики» Е. Тиличеева. Бубенчики висят, качаются звенят. Повторим мы их звон: динь – динь, дан – дан, дон – дон!


Музыкально – эстетическое воспитание в ДОУ
«Музыка одна может перенести трепет одной души в другую»
А.Герцен
Основная цель музыкально-эстетического воспитания – научить детей слышать, любить и понимать музыку, чувствовать ее красоту. При слушании музыки у ребенка возникают определенные эмоции, которые отражают его психическое состояние. Эстетически воспринимая музыку, у него развивается музыкальность, главный признак которой –способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать.
Музыка является одним из действенных средств воспитания, она обладает огромной силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, , формирует вкусы. Музыкально-эстетическое воспитание важно для детей всех возрастов. Но особенно нуждаются в нем дети дошкольного возраста, так как музыкальные впечатления, полученные ими, остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь.
Представление о прекрасном в жизни и искусстве формируется в детстве. В этот период развития необходимо приобщение к трем базовым видам искусства: музыке, живописи, литературе. Самый эмоциональный вид искусства – музыка. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство.
В детском саду важно развивать эстетическое отношение к окружающему миру. Это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов такое, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, педагог воспитывает такое же отношение и к реальным образам. Эстетическое отношении детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на все прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого и в природе и в искусстве.
Нужно развивать у детей способность воспринимать и различать эмоциональное содержание и характер музыкальных произведений. Музыка обычно отражает окружающую действительность: выразительные интонации человеческой речи, шум дождя, пение птиц и т.д. Педагог должен знакомить детей со средствами музыкальной выразительности: темпом, динамикой, ритмом, регистрами и т.д. Дошкольники учатся различать эти средства в связи с содержанием музыкального произведения. Развитие у детей способности определять характер музыки, ее выразительные особенности позволяет установить взаимосвязь между эстетическим и художественным воплощением образов в музыке.
В исследованиях педагогов убедительно показано, что музыка является одним из самых основных средств в формировании эстетического воспитания дошкольника. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Музыкально-эстетическое воспитание – процесс длительный и многогранный. Он начинается в раннем детстве, когда ребенок восприимчив. Эта восприимчивость в зависимости от условий может получить дальнейшее развитие или «заглохнуть». В связи с этим необходимо уже в раннем и дошкольном возрасте давать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке. Нужно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства. Это прежде всего классика и народная музыка.
Конечно, далеко не все дети станут в дальнейшем профессиональными музыкантами, но любовь к искусству и эстетический вкус, привитые в детском саду, помогут им стать всесторонне развитой личностью.

Ведущее место в осуществлении эстетического воспитания принадлежит детскому саду. Но велика и роль семьи. Только при взаимодействии детского сада и семьи возможно полноценное осуществление задач эстетического воспитания.
     Музыкальная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника. Специфика музыкальных занятий дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Значение развития музыкальных способностей состоит в том, что они дают детям возможность успешно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности и обеспечивают осознание особенностей языка музыки, строения музыкальной речи.
     Музыка обладает своим «языком», своей «речью». Важно не просто научить ребенка выразительно, чисто петь, двигаться под музыку. Музыка и связанная с ней деятельность могут вызвать в ребенке особую потребность – желание «общаться» с нею, а по мере возможности и «рассуждать» о ней.
Музыкальные импровизации
Практический опыт введения импровизации в занятия музыкой показывает не только большую заинтересованность ребят творчеством, но и несомненное его влияние на музыкальное развитие ребенка. Музыкальная импровизация используется для творческого развития ребенка, а также для углубления, закрепления и освоения знаний о музыке. Импровизационное творчество детей не возникает само по себе. Оно опирается на восприятие музыки, музыкальный слух и воображение ребенка, способность комбинировать, изменять, создавать нечто новое на основе имеющегося музыкально-слухового опыта.
Дети импровизируют выразительно-изобразительные движения в характере музыки, которую слушают и исполняют; участвуют в ритмических и мелодических "разговорах", которые проходят в вопросно-ответной форме; ритмизируют и мелодизируют отдельные слова и словосочетания, двух и четырехтактные фразы из стихотворений; участвуют в играх - импровизациях по русским народным сказкам и сказкам других народов. К творческим заданиям импровизационного характера относится так же самостоятельный выбор наиболее подходящих названий к прослушиваемой музыке.
Движения под музыку помогают лучше почувствовать общий характер произведения, его форму, регистры, темп исполнения, динамические оттенки. Включаясь своими движениями в ход восприятия музыки, дети становятся ее соисполнителями реализуя свое непроизвольное стремление к двигательному сопровождению музыки. Так, импровизируя выразительные движения, изображающие "падающие листья" под песню М.Красева "Осень", дети лучше воспринимают характер "осенней песни", ее небыстрый темп, негромкую динамику. Движения, которыми ребята сопровождают русские народные песни, вводят их в атмосферу народного танца. Это хороводы под русские народные песни "Во поле береза стояла" и "Каравай" и плясовые движения под песни "Камаринская" и "Во саду ли". Здесь же ставится задача услышать куплетно-вариационное строение народной песни-танца. Игровые движения к песне подбираются на основе их соответствии с ее содержанием. Дети с удовольствием импровизируют движения к таким песням как "Веселый музыкант", "Вот какие чудеса" А.Филиппенко, "Веселая дудочка" М.Красева, к французской народной песне "Три верных дружка", к песне "Каждый по-своему маму поздравит" Т.Попатенко, "К нам гости Пришли" А.Александрова.
Воображение ребенка как бы опирается на меткую народную характеристику каждого персонажа, заключенную в одном лишь слове-образе. "Муха-горюха" - горькая одинокая. Отсюда мелодия - печальная жалобная, в небольшом диапазону (муха жужжит на одном звуке) в соответствующей динамике, и манере исполнения. Чувство ритма у детей, как правило, развито лучше, чем мелодический или гармонический слух. Однако многие недостаточно хорошо координируют свои движения: нечетко маршируют под музыку, с запаздыванием отхлопывают ритм. Поэтому в музыкальные занятия включаются ритмические игры импровизации.
Ритмические импровизации должны быть не формальными, а связанными с музыкальными образами. Таковы "музыкальные разговоры".Детям интересно, когда "музыкальные разговоры" включаются в игровые ситуации. Например: "Музыкальный разговор друзей" проходит в теме "Музыка о друзьях". Дети слушают и исполняют песни о верности, взаимовыручке, дружбе, что настраивает их на добрый лад, доброжелательное отношение друг к другу. Соответственно и "музыкальный разговор" между детьми или между педагогом и ребенком должен быть спокойным, мягким, обращенным к собеседнику. Поэтому он проходит в небыстром темпе, не в громкой динамике. В соответствующую ситуацию включаются и другие ритмические игры, например, "Эхо в лесу". Они предполагают варианты "вопросов", которые задает не только музыкальный руководитель, но и дети, придумывая их самостоятельно. Во всех случаях ритмическая основа "разговора" должна соответствовать задуманному характеру; и заданные музыкальные "вопросы" и "ответы" на них. Ритмическая импровизация может проходить с помощью ударных инструментов, которые подходят для сопровождения той или иной песни или пьесы. Например, колокольчик в сопровождении пьесы П.И.Чайковского "Ноябрь" На тройке или в песне Саночки А.Филиппенко. Некоторые стихотворения, особенно шуточного характера, могут быть ритмизованы по-разному, особенно так называемые стихи-«перевертыши» небылицы.

В певческой, мелодической импровизации с удовольствием участвуют не только те, кто умеет хорошо петь, но и слабо интонирующие дети, недостаточно владеющие своим голосом. В импровизации ребенок как бы раскрепощается, т.к. ему не надо подражать пению других, что бывает часто очень нелегко. Выступая с собственной мелодией, ребенок не боится петь ее неверно и продемонстрировать тем самым свое неумение. Было замечено, что пробудить интерес ребенка к пению бывает легче именно в ходе импровизирования, особенно на стихотворные тексты. Для того, чтобы настроить детей на процесс творчества, надо создать им определенные условия. К ним относятся проблемные ситуации, которые создает музыкальный руководитель в ходе занятия музыкой и косвенное его управление творческим процессом ребенка - такая организация обучения, которая максимально активизирует творческое мышление обучающихся. Это и узнавание музыкальных жанров по их характерным признакам, и узнавание мелодии в разном тембровом звучании, и нахождение нужных исполнительских красок. Таким образом, импровизация как вид творчества может быть частью музыкального занятия только в том случае, если и во всех других звеньях оно направлено на раскрытие творческого потенциала ребенка. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей, приобретает развивающий характер.
 Необходимое условие возникновения детского творчества - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является образцом для творчества, его источником. Для музыкального творчества необходима комфортная психологическая обстановка и наличие свободного времени. Условия  успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять сочувствие к его неудачам.   Методы обучения должны находиться в соответствии с поставленными целями обучения.               
В  ходе слушания музыки, пения и импровизации на каждом занятии дети приобретают конкретные навыки восприятия и исполнения музыки; творческие задания во всех видах музыкальной работы с детьми развивают их музыкально-творческие способности, инициативу и самостоятельность. Включение в исполнения, слушания, детского импровизационного творчества обеспечивают многогранный подход к воспитательно-образовательному музыкальному процессу. Музыкальное развитие ребенка происходит в различных формах работы на основе их взаимосвязи. Педагогу необходимо найти такой стиль общения с детьми, который не погасил бы их живого, эмоционального отклика на музыку. Верный путь к этому - доброжелательная, творческая атмосфера занятий, умелое воздействие педагога на эмоции и чувства ребенка, тактичная оценка результатов его деятельности. Музыка развивает ребенка, формирует его способности, влияет на развитие личностных качеств. Дошкольный  возраст, даёт прекрасные возможности для развития музыкальных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Тема:«Игра звуками - это музыкальная импровизация».
Интеграция: Познание, коммуникация, социализация, физическая культура.
Интеграционные цели:
-Развитие творческой активности детей в доступных видах музыкальной
исполнительской деятельности.
-Совершенствование умения импровизировать, развивая творческие
способности детей.
-Продолжать развивать умение выразительно действовать с различными
шумовыми инструментами.
Планируемые результаты:
Умение передавать ритмический рисунок, играя на шумовых инструментах.
Умение самовыражаться на звуковысотных, шумовых детских музыкальных
инструментах.
Материалы и оборудование: металлофоны, деревянные ложки, трещетки,
треугольники, румба, коробочки разных форм с разным наполнением,
деревянные палочки разной толщины, колокольчики, бумага различной
толщины.
Содержание организованной деятельности детей.
1. Музыкальный руководитель: Здравствуйте! (пропеваю и прохлопываю) .Дети отвечают в той же тональности
-Игра «Эхо».
Музыкальный руководитель: Я буду прохлопывать, а вы отвечать так же как я.
Дети повторяют ритмический рисунок за музыкальным руководителем.
-Игра «Динозаврик».
Музыкальный руководитель: Дети, нарисуем голосом «динозаврика».
Голова – высоким звуком «О», шею сверху вниз звуком «У», туловище -
большое, тяжелое звуком «А», лапы - звуком»Ы», хвост - тонкий и
длинный звуком «И».
2. Рассказ музыкального руководителя «В мире много звуков».
«В мире много звуков - грустных и смешных,
И прожить на свете нам нельзя без них».
Дети, нас окружает удивительный мир звуков, их так много, и они такие
разные. И самое интересное, что каждый звук может стать музыкой, надо
только постараться их услышать. И каждый из вас может стать
композитором и сочинить свою музыку непохожую на музыку других.
1. Посмотрите, дети, это простые рыболовецкие колокольчики, они могут
разговаривать друг с другом о дружбе, о любви, о погоде. Давайте
послушаем. (слушаем музыку колокольчиков)
А теперь поиграем. (дети берут колокольчики и самостоятельно играют
друг с другом) .Мы с вами знаем распевку «Бубенчики», давайте её споем.
«Бубенчики» Е. Тиличеева
Бубенчики висят, качаются звенят.
Повторим мы их звон: динь – динь, дан – дан, дон – дон!
2. А вот эти коробочки разных форм, наполненные разной крупой могут
рассказать как осенью шуршат листья под ногами и ещё о многом. А как
вы думаете о чем они могут рассказать?
(прослушиваем разные коробочки, дети высказываются о них) .3. Посмотрите, дети, вот эти простые палочки сделанны из веточек
деревьев, из них тоже можно извлечь разные звуки. Можно услышать
музыку дождя, а можно и пошуршать и выступать в роли барабанов.
(дети берут палочки, извлекают звуки)
А кто сыграет нам свой марш? (дети исполняют свои произведения)
4. А в бумажном листе можно услышать целую сказку, услышать целую
историю: вот, например, про меня. Утром я пошла на работу топ – топ… .(дети играют на бумажных листах каждый по - своему) и вдруг пошел
дождь кап – кап – кап…. (дети играют) и я побежала шлее – шлеп – шлеп
(дети изображают мой бег, а под ногами листья зашуршали шур – шур – шур (дети играют, а рядом проскакала конная полиция скок – скок – скок(дети играли свободно расположившись в зале) .3. Оркестр.
А теперь создадим веселый оркестр и сыграем вместе. (дети берут разные
инструменты самостоятельно) .«Веселый оркестр» О. Н АрсеневскаяБум – бум! Трам – там – там! Застучал барабан!
Туки –туки –тошки - заиграли ложки!
Четки – четки - бряцают трещотки!
Динь – динь, динь – дон - зазвенел металлофон!
Зал – зал - зала – зал - треугольник зазвучал!
Бумба - бумба - заиграла румба!
А теперь нам нужно - заиграть всем дружно!
Ребята, перечислите какие музыкальные инструменты, вы знаете:
Струнные (ответы детей, клавишные (ответы детей, духовые (ответы детей, ударные (ответы детей) .4. Рассказ музыкального руководителя о башкирском национальном
инструменте «Кубыз».
У меня в руках маленький инструмент, как он называется? (ответы детей) .Он устроен очень просто, у него один язычок и пластинка. Послушайте,
как он звучит. (ответы детей: тихо, однозвучно)
Ребята, а как вы думаете наш голос и рот могут быть музыкальными
инструментами? (ответы детей) Конечно, это самый уникальный
инструмент. У всех у нас разные голоса (звонкий, глухой, разные тембры(высокий, низкий, а так же мимикой и жестами мы можем помочь своему голосу выразить все. На предыдущих занятиях мы с вами
слушали произведения Роберта Загретдинова, а сегодня я хочу приложить
кубыз к губам, чтобы он зазвучал совсем по - другому. И мне в этом
будут помогать губы, язык и гортань.
Исполняю Башкирскую народную плясовую «Эпипэ».
5. Рефлексия.
- Ребята, вы поняли, что каждый из вас может быть композитором.
Нравиться вам сочинять музыку?
- Из каких предметов мы сегодня извлекали звуки?

Приложенные файлы

  • docx 38148853
    Размер файла: 206 kB Загрузок: 0

Добавить комментарий