Жены-мироносицы обнаружили гробницу пустой, а ангел им возвестил «Христос воскрес!». Евангелие описывает несколько встреч с воскресшим Христом.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
Библейские сюжеты
в русской живописи
Презентация книжной выставки
в
колледже
©Медведковоª
А
он
,
в
презрении
глубоком
,
Уже
вступая
с
миром
в
бой
,
Глядит
вперед

и
ясным
оком
Голгофу
видит
пред
собой
.
А
.
К
.
Толстой
Что
знаем
мы
из
уроков
истории?
Что
такое
христианство?
Что
такое
Библия?
Само
слово
©Библияª
означает
©Книга
книгª
.
Библейское
повествование,
складывавшееся,
подобно
гигантским
временным
кольцам
на
протяжении
десятков
веков,
включает
в
себя
упоминания
и
сведения
о
множестве
народов
и
стран,
нередко
уже
давно
исчезнувших
из
людской
памяти
.
Великая
сокровищница
духовного
наследия,
Библия
оказала
огромное
влияние
на
всю
культуру
мира
.
Среди
крови,
вражды,
казней,
пепелищ,
неимоверного
горя
и
страданий
в
Библии
сияют
истинные
чудеса
человеческого
подвижничества,
добра
и
любви
.
Сегодня
мы
хотим
познакомить
читателя
с
некоторыми
лицами,
событиями,
географическими
названиями,
которые
упоминаются
в
Библии
.
Проследить,
какое
влияние
имели
православная
духовность,
религия
на
изобразительное
искусство
в
России
.
Мы
предлагаем
Вам
поразмышлять,
почему
русские
художники
создавали
картины
на
библейские
сюжеты
.
СОТВОРЕНИЕ
МИРА
©
В
начале
сотворил
Бог
небо
и
землю

ª
(Быт
.
1
.
1
)
Над
темной
мрачной
бездной,
в
которой
смешались
четыре
мировые
стихии

Огонь,
Вода,
Воздух
и
Земля,
летал
Божий
Дух
.
©
Да
будет!ª
-
сказал
Бог
и
за
шесть
дней
сотворил
все
:
землю
и
небо,
моря
и
океаны,
птиц
и
зверей

©И
сказал
Бог
:
да
будет
свет
.
И
стал
свет
.
И
увидел
Бог
свет,
что
он
хорош,
и
отделил
Бог
свет
от
тьмы
.
И
назвал
Бог
свет
днем,
а
тьму
ночью
.
И
был
вечер,
и
было
утро

ª
(Быт
.
1
.
3
-
5
)
Свет,
как
и
мир,
сотворен
Богом
.
Значит,
до
его
сотворения
света
не
было,
и
считается,
что
темная
часть
суточного
цикла
предшествует
светлой
.
Поэтому
в
богослужебном
календаре
отсчет
суток
идет
от
вечера
к
утру
.
Виктор Васнецов
Бог
Саваоф
( 1885
-
1896)
Иван Айвазовский
Сотворение мира
(1864)
Кузьма Петров
-
Водкин
Адам и
Ева (1911)
СОЗДАНИЕ
ЧЕЛОВЕКА
В
конце
шестого
дня
Бог
создал
человека
.
©

И
сотворил
Бог
человека
по
образу
Своему

мужчину
и
женщину
сотворил
их
.
И
благословил
их
Бог,
и
сказал
им
Бог
:
плодитесь
и
размножайтесь,
и
наполняйте
землю,
и
обладайте
ею

ª
(Быт
.
1
.
26
-
28
)
Но
люди
предали
своего
Создателя
.
Отведать
запретный
плод
подтолкнули
их
силы
зла,
воплощением
которых
в
Священном
Писании
стал
змей

древнейший
образ
тьмы,
хаоса
и
холодной
злобы
.
Размножился
род
людской
.
Стали
люди
отдаляться
от
Бога
и
делать
все
больше
и
больше
злых
дел
.
И
начался
потоп
.
Иван Айвазовский
Всемирный потоп ( 1864)
Разгневанный Бог изгнал
Адама и Еву
из райского сада…
©И
продолжалось
на
земле
наводнение
сорок
дней

сорок
ночей
)

ª(Быт
.
6
-
7
)
Бог
решил
покарать
человечество,
поручив
благочестивому
Ною
спасти
лишь
небольшую
часть
людей
и
животных
.
ПРОРОКИ
И ЗАВЕТЫ
Отлученные
от
рая,
люди
лишились
постоянного
и
непосредственного
общения
с
Богом
.
Но
Создатель
не
оставил
предавшего
его
человека
.
Через
древних
праведников
и
пророков
Творец
заключал
заветы

договоры,
союзы
с
людьми,
давая
им
обетования

обещания
спасения
от
власти
зла
.
В
Ветхом
Завете
говорится
о
четырех
таких
союзах
.
Иван Айвазовский
Ной спускается с горы Арарат (1889)
Петр
Заболотский
Моисей высекает воду из скалы ( )
Первый
Завет
был
нарушен
Адамом

он
был
изгнан
из
рая
.
Завет
с
праведником
Ноем
дал
возможность
возродить
человечество
после
Всемирного
потопа
.
Завет
с
Моисеем
вернул
еврейский
народ
на
путь
истинный
и
дал
ему
законы
праведной
жизни

Десять
Заповедей
.
На
пятом
Завете,
заключенном
во
Христе
со
всем
человечеством,
основано
христианство
.
ЕВАНГЕЛЬСКАЯ
ИСТОРИЯ
Главный
смысл
Ветхого
Завета
христиане
видят
в
подготовке
к
приходу
Мессии
и
уведомлении
о
Нем
.
Новый
Завет
Бог
заключил
с
человеком
через
Христа
.
Личность
Христа
содержит
одну
из
самых
поразительных
тайн
христианства

тайну
Богочеловека
.
Но
Христос
не
становится
Богом
.
Во
Христе
Бог
воплощается
в
теле
человека
(
вочеловечивается
)
из
любви
к
людям,
при
этом
нисколько
не
умаляя
ни
Божественной
,
ни
человеческой
природы
.
Иисус
Христос

настоящий
Бог
и
настоящий
человек
.
Андрей Рублев
Благовещение
Икона (1408)
РОЖДЕСТВЕНСКАЯ
ЗВЕЗДА
Рождению
Мессии
предшествовало
чудесное
событие
:
©послан
был
Ангел
Гавриил
от
Бога
в
город
Галилейский,
называемый
Назарет,
к
Деве,
обрученной
мужу,
именем
Иосифу,
из
дома
Давидова
;
имя
же
Деве
:
Марияª
(
Лк
.
1
.
26
-
27
)
И
сообщил
ангел
Ей
волю
Создателя
:
©И
вот,
зачнешь
во
чреве,
и
родишь
Сына,
и
наречешь
Ему
имя
:
Иисус
.
Он
будет
велик
и
наречется
Сыном
Всевышнего

ª
(
Лк
.
1
.
31
-
35
)
Владимир
Боровиковский
Благовещение (1824
-
1825)
Илья Репин
Рождество Христово
(1890)
Исполняя
указ
римского
императора
Августа
о
переписи
населения,
пришли
в
Вифлеем
Мария
и
Иосиф
.
Но
местные
гостиницы
были
переполнены,
и
они
смогли
найти
приют
только
в
пещере,
служившей
хлевом
.
Там
Мария
и
родила
Сына
.
©И родила Сына своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в яслиª (
Лк
.
1.
28
-
30
)
По
древнему
преданию,
размещались
эти
ясли
в
хлеву,
в
пещере,
куда
пастухи
загоняли
овец
в
ненастную
погоду
.
Сразу
же
на
небе
вспыхнула
яркая
звезда
.
Одарили
волхвы
Иисуса
золотом
и
благовониями

ладаном
и
смирной
.
Золото
поднесли
как
царю,
ладан
(ароматическая
смола
для
богослужения)
как
Богу,
а
смирну

как
человеку,
который
должен
умереть
(умерших
натирали
благовонными
маслами)
.
Волхвы

мудрецы
Мельхиор,
Гаспар
и
Валтасар,
жившие
на
Востоке,
увидев
в
небе
яркую
звезду,
возвещавшую
о
рождении
Иисуса,
отправились
в
Вифлеем
.
Андрей Иванов
Сретение Господне
(начало 1810
-
х)
СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО
Василий
Шебуев
Симеон
Богоприимец
(1847)
Когда
Иисусу
исполнилось
шесть
недель,
его
повезли
в
Храм,
где,
по
древнему
закону,
родителям
положено
было
принести
жертву
.
При
Храме
жил
старец
Симеон
.
Был
он
очень
старым,
с
трудом
передвигался,
но
не
мог
покинуть
этот
мир,
не
увидев
Мессию
-
Спасителя
.
Тут
долгожданная
встреча
(Сретение
)
состоялась
.
Взял
старец
младенца
Христа
на
руки
и,
улыбаясь,
произнес
:
©Ныне
отпускаешь
раба
Твоего,
Владыко,
с
миром,
ибо
видели
очи
мои
спасение
Твое
,
Петр
Шамшин
Святое семейство
(
1858)
которое
Ты
уготовил
пред
лицом
всех
народов

ª(
Лк
.
2
.
28
-
32
)
Однажды
Иосифу
во
сне
явился
ангел
и
сказал
ему
:
©
Возьми
Младенца
и
Матерь
Его
и
беги
в
Египет,
ибо
Ирод
хочет
искать
Младенца,
чтобы
погубить
Его

ª(Мф
.
2
.
13
)
В
ту
же
ночь
Святое
семейство
отправилось
в
Египет
.
Узнав
от
волхвов
о
Младенце,
царь
Ирод,
правившей
Иудеей,
приказал
убить
всех
младенцев
,
рассчитывая
,
что
будет
убит
Иисус
.
Лишь
после
смерти
Ирода
,
Иосиф
с
семьей
вернулся
в
Галилею
.
Андрей Иванов
Явление Христа народу (1837
-
1857)
Роман Волков
Крещение Господне (1808)
КРЕЩЕНИЕ
В
возрасте
тридцати
лет
Иисус
принял
крещение
в
водах
Иордана
у
жившего
в
пустыне
праведника
и
подвижника
Иоанна,
прозванного
Крестителем
.
Так
обозначен
существующий
у
иудеев
обряд
погружения
в
воду,
знаменующий
очищение
души
от
греха,
подобное
очищению
тела
водой
.
Христос
принял
крещение,
чтобы
собственным
примером
показать
:
путь
к
Богу
начинается
с
покаяния
.
Тем
самым
он
освятил
крещение
как
таинство

не
только
знак
покаяния
и
очищения,
но
и
действительное
очищение
людей
от
последствий
грехопадения
.
В
Священном
Писании
говорится,
что
когда
Иисус
выходил
из
воды,
Святой
Дух
зримо
сошел
на
Него,
подобно
трепещущему
в
воздухе
голубю,
а
голос
с
небес
донес
до
тех,
кто
был
способен
Его
услышать
:
©Сей
есть
Сын
Мой
возлюбленный,
в
Котором
Мое
благоволениеª
(Мф
.
3
.
17
)
ИСКУШЕНИЯ
Илья Репин
©Отойди от меня, сатана!ª
(
1860)
Иван Крамской
Христос в пустыне
(
1872)
После
крещения
Христос
удалился
в
пустыню,
которая
считалась
у
иудеев
обиталищем
смерти
и
злых
сил
:
там
нет
воды,
а
потому
нет
жизни
.
В
пустыне,
не
принимая
пищи,
Иисус
провел
40
дней
.
И
вот
тогда
©

приступил
к
Нему
искуситель
и
сказал
:
если
Ты
Сын
Божий,
скажи,
чтобы
камни
сии
сделались
хлебамиª
(Мф
.
4
.
3
)
Это
было
первое,
самое
простое
искушение
.
Далее
дьявол
пускает
в
ход
куда
более
могущественные
соблазны
.
Он
искушает
Христа
властью
над
миром
и
стремится
пробудить
в
Нем
гордыню
.
Однако
Иисус
неизменно
ставит
волю
Божию
превыше
Своей
Собственной
и
тем
побеждает
искушения
.
По
окончании
поста
началось
открытое
служение
Иисуса
Христа
.
Он
отправился
в
странствие
по
Палестине,
©

проповедуя
Евангелие
Царствия
Божияª
(
Мк
.
1
.
14
)
АПОСТОЛЫ
Прежде
других
приняли
Христа
простые
люди,
в
основном
уроженцы
полуязыческой
Галилеи
.
Вместе
с
тем,
среди
них
были
и
такие,
которые
отличались
не
только
чистосердечием
и
чуткостью
к
Божией
правде,
но
и
образованностью
.
Так
,
сначала
пришли
к
Иисусу
ученики
Иоанна
Крестителя

Андрей
и
Иоанн
.
Андрей
привел
к
Христу
своего
брата
Симона,
получившего
от
Учителя
имя
Петр
.
Оба
они
были
рыбаками
на
Галилейском
озере
.
Там
же
рыбачили
Иоанн
с
отцом
и
братом
Иаковом
.
Петр
,
Андрей,
Иаков
и
Иоанн
вошли
в
число
избранных
12
учеников
(или
апостолов)
Христа
.
Был
среди
них
и
Иуда
Искариот

переводе
с
греческого
означает
©из
города
Кариота
ª),
позже
предавшим
Христа
.
Никанор Чернецов
Призвание первых апостолов
(
1866)
ЗАПОВЕДЬ ЛЮБВИ
Проповедь
Христа
открыла
ту
истину,
которая
часто
оказывается
скрыта
жестокими
событиями
Священной
истории
.
Строго
регламентированную
Ветхим
Заветом
жизнь
человека,
Христос
свел
по
сути
дела
к
двум
©наибольшим
заповедям
в
законе
ª,
в
которых
сосредоточен
весь
дух
и
смысл
истинной
веры
.
Василий Поленов
Христос и грешница (1888)
Первая
из
них
:
©

возлюби
Господа
Бога
твоего
всем
сердцем
твоим

ª,
вторая
же
подобна
ей
:
©

возлюби
ближнего
твоего,
как
самого
себя
;
на
сих
двух
заповедях
утверждается
весь
закон

ª
(Мф
.
22
.
37
;
39
-
40
)
Однажды
фарисеи
привели
к
Христу
грешницу,
уличенную
в
измене
.
Они
говорили,
что
это
женщина
грешна
и
ее
надо
бить
камнями
.
-
Кто
из
вас
без
греха,
-
тихо
сказал
Иисус,
-
пусть
первый
бросит
в
нее
камень
.
Тут
фарисее
один
за
другим
стали
уходить
.
И
остались
Христос
и
женщина
.
-
И
я
не
осуждаю
тебя
.
Иди
и
впредь
не
греши
.
Если
Ветхий
Завет
наставлял
:
©делайª
или
©не
делайª,
то
Новый
Завет
учил
:
©будьª
.
©Будьте
совершенны,
как
совершенен
Отец
ваш
Небесныйª
.
Таким
образом,
в
истории
человечества
заповедь
любви
впервые
оказывается
превыше
всего
.
Генрих
Семирадский
Христос у Марфы и Марии (1886)
ЧУДЕСА
ИСЦЕЛЕНИЯ
Андрей Рябушкин
Исцеление двух слепых
(
1888)
Василий Поленов
Воскрешение дочери
Иаира
(1871)
Приход
Мессии
в
мир
сопровождался
необыкновенными
событиями,
ими
же
была
наполнена
и
Его
земная
жизнь
.
Сын
Человеческий
пришел
не
за
тем,
чтобы
исцелять
плотские
болезни,
а
чтобы
поразить
корень
всякого
недуга

духовное
зло
.
Михаил Нестеров
Воскрешение
Лазаря
(
1899)
Но
из
милосердия
и
сострадания
Он
не
мог
отказать
страждущим
.
Молва
бежала
впереди
Него,
©

так
что
Иисус
не
мог
уже
явно
войти
в
город,
но
находился
вне,
в
местах
пустынных
.
И
приходили
к
Нему
отовсюду
.
ª
(
Мк
.
1
.
45
)
.
Исцеления
сделались
частью
Его
проповеди
.
ПРИТЧИ ХРИСТОВЫ
Григорий Чернецов
Проповедь Христа на
Генисаретском
озере (1852)
Иван Чернов
Возвращение блудного сына
(
1795)
Притча

это
иносказательный
рассказ,
в
котором
неявно
присутствуют
ключ
к
разгадке
некоторой
тайны
или
поучение
.
Притчи
Иисуса Христа раскрывали людям смысл
©благой вестиª
(Евангелия), хотя говорилось в них о
самых
обычных
,
повседневных
вещах
и
событиях
:
о
сеятеле
и
растущем
семени,
о
сыновьях
и
работниках,
о
свадьбе
и
долгах
и
т
.
д
.
Иисус
использовал
сравнения
и
метафоры,
понятные
людям
его
эпохи
.
Бога
он
сравнивал
с
царем,
отцом,
судьей,
хозяином
дома,
владельцем
виноградника,
а
людей
в
их
отношении
к
Богу

с
детьми,
слугами,
должниками,
гостями
.
Страшный
Суд

с
жатвой,
спасение

со
свадебным
пиром,
участь
неправедных
людей

с
огнем
и
мраком
.
Одна
из
самых
известных
притч,
рассказанных
Христом,
-
притча
о
блудном
сыне
.
НОВОЗАВЕТНЫЙ ЗАКОН
Образ
Спасителя
в
глазах
угнетенных
иудеев
все
более
сливался
с
образом
национального
политического
вождя
.
Мудрецы
и
начальники
еврейского
народа
чаще
всего
видели
в
Иисусе
опасного
смутьяна,
который
подрывал
устоявшиеся
религиозные
и
культурные
основы
.
Фарисеи
и
саддукеи,
как
представители
ведущих
религиозно
-
политических
течений,
оказались
главными
гонителями
Христа,
а
впоследствии
и
христиан
.
Иисус
предвидел
это
и
несколько
раз
предупреждал
о
том,
что
претерпит
истязания,
будет
убит
и
на
третий
день
воскреснет
.
Сопровождаемый
своими
учениками,
Христос
торжественно
въезжает
в
Иерусалим
верхом
на
осле,
который
является
символом
мира
и
смирения
в
противоположность
боевым
коням
царей
-
завоевателей
.
Василий Суриков
Изгнание Христом торгующих из храма (1873)
Михаил Нестеров
Вход Господень в Иерусалим (1900)
ТАЙНАЯ
ВЕЧЕРЯ
Василий
Шебуев
Тайная вечеря
(
1838)
Николай
Ге
Выход Христа с учениками с Тайной
вечери в Гефсиманский сад
(
1888
)
Вечерняя
трапеза,
которую
Иисус
совершал
с
учениками
в
канун
иудейского
праздника
Пасхи,
вошла
в
историю
христианства
как
Тайная
вечеря
.
Взяв
остаток
хлеба,
Иисус
преломил
его
и
напоследок
раздал
апостолам,
говоря
:
©

приимите
,
ядите
:
сие
есть
Тело
Моеª
(Мф
.
26
.
26
)
.
Чаша
вина
отождествлялась
в
иудейском
сознании
с
кровью
агнца
.
Но
Христос,
взяв
чашу,
произносит
новые
слова
:
©

сие
есть
Кровь
Моя
Нового
Завета

ª
(Мф
.
26
.
28
)
ГЕФСИМАНИЯ
Страдания
Христа
начинаются
с
того
момента,
когда
он
с
апостолами
направляется
в
Гефсиманский
сад,
находившийся
за
городом
Иерусалимом,
чтобы
провести
последние
часы
Своей
жизни
в
молитве
к
Отцу
:
©Отец
Мой,
пронеси
чашу
сию
мимо
Меня!ª
(
Мк
.
14
.
35
-
36
)
КРЕСТНЫЙ
ПУТЬ
Илья Репин
Взятие Христа стражею
(
1888
)
Карл Брюллов
Спаситель в темнице в
терновом венце
(
1834)
Василий Верещагин
Ночь на Голгофе (1869)
Иуда
Искариот,
один
из
апостолов
Христа,
предал
Учителя
за
тридцать
серебряных
монет
.
В
Гефсиманский
сад
он
привел
первосвященников
и
старейшин
.
Именно
во
время
молитвы
Христа
берут
под
стражу
.
Проснувшиеся
апостолы
пытаются
сопротивляться
.
Петр
выхватил
меч
и
отсек
одному
из
стражников
ухо
.
Но
Христос
обратился
к
нему
:
©Петр!
Вложи
меч
в
ножны,
ибо
взявший
меч
от
меча
и
погибнет

ª
(
Мф
.
26
:
51
-
54
)
Стражники
Синедриона
привели
Иисуса
в
дом
первосвященника
и
второпях
судили,
прибегая
к
лжесвидетельству
и
клевете
.
Ему
вменяли
в
вину
развращение
народа
,
претензии
на
власть
над
иудейским
народом
.
Римский
прокуратор
Понтий
Пилат
не
видел
за
Иисусом
вины,
и
долго
не
давал
согласия
на
казнь
.
Гелий
Коржев
В тени креста
(
1995
-
1996)
Владимир Маковский
Иисус Христос (1894)
ВОСКРЕСЕНИЕ
Михаил Врубель
Воскресение. Триптих. (1887)
Казнь
на
кресте
считалась
самой
позорной
.
Так
в
те
времена
казнили
самых
отъявленных
злодеев
.
Иудейские
первосвященники
пытались
навеки
опозорить
Христа
.
Смерть
на
кресте
была
мучительной
.
Цицерон
в
своих
сочинениях
называл
эту
казнь
самой
ужасной
из
всех
казней,
придуманных
людьми
.
Такая
казнь
могла
длиться
сутки
и
более
.
На
Голгофе
Иисуса
Христа
распяли
.
Когда
руки
и
ноги
Его
сначала
привязали,
а
затем
гвоздями
прибили
к
кресту,
Он
молился
:
©Отче!
Прости
их,
ибо
не
ведают
они,
ч
то
творят

ª
(
Лк
.
23
.
34
)
Основное
внимание
евангелисты
уделяют
последним
дням
земной
жизни
Иисуса
Христа
.
В
Посланиях
апостолов
смерть
и
воскресение
Христа
гораздо
важнее
всей
Его
предшествующей
жизни
.
Жены
-
мироносицы
обнаружили
гробницу
пустой,
а
ангел
им
возвестил
©Христос
воскрес!ª
.
Евангелие
описывает
несколько
встреч
с
воскресшим
Христом
.
Он
явился
только
тем,
кто
веровал
и
принял
Его
.
История
земной
жизни
Иисуса
Христа
едва
ли
привела
бы
к
рождению
новой
мировой
религии,
если
бы
не
завершилась
событием,
потрясшим
человечество
на
века
.
На
40
-
ой
день
после
кончины
на
кресте
и
воскресения,
уже
неоднократно
явившись
ученикам,
Христос
повел
их
на
гору
Елеонскую
.
И
там
поднялся
в
глазах
их,
и
облако
взяло
Его
из
вида
их
.
Андрей Рублев
Троица. Икона. (1422
-
1427)
Василий Перов
Первые христиане в Киеве
(
1880)
Для
христиан
это
значит,
что
в
Иисусе
Христе
человек
отныне
приобщен
к
небесной
правде,
вернулся
к
Богу
и
в
Нем

к
вечной
жизни
.
И
важно
понять
слова
Христа,
который
учил
:
©Не
собирайте
себе
сокровищ
на
земле,
где
моль
и
ржа

но
собирайте
себе
сокровища
на
небе

ª
(Мф
.
6
:
19
-
23
)
.
И
еще
говорил
:
©Ибо
знаем,
что,
когда
земной
наш
дом,
эта
хижина,
разрушится,
мы
имеем
от
Бога
жилище
на
небесах,
дом
нерукотворный,
вечный
ª
(
2
Кор
.
5
:
1
)
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Биб
лей
ская
жи
во
пись
:
[для
ср
.
шк
.
воз
рас
та]
/
сост
.
Л
.
Жу
ко
ва,
В
.
Ка
лаш
ни
ков,
В
.
Ми
хай
лов
.

М
.
:
Бе
лый
го
род,
2003
.

48
с
.

(Эн
цик
ло
пе
дия
жи
во
пи
си
для
де
тей)
.

ISBN
5
-
7793
-
0476
-
9
.
2.
Биб
лия
:
2000
лет
в
ми
ро
вом
изоб
ра
зи
тель
ном
ис
кус
стве
.

М
.
:
Ол
ма
-
пресс
,
2002
.

608
с
.
:
цв
.
ил
.

Со
держ
.
ре
по
дук
ции
икон
и
кар
тин
худ
.
12

20
ве
ков
.

ISBN
5
-
224
-
03910
-
х
.
3.
Эн
цик
ло
пе
дия
для
де
тей
.
Т
.
6
,
ч
.
2
.
Ре
ли
гии
Ки
тая
и
Япо
нии
.
Хри
сти
ан
ство
.
Ис
лам
.
Ду
хов
ные
ис
ка
ния
че
ло
ве
че
ства
в
кон
-
це
XIX
-
XX
ве
ках
.
Ре
ли
гия
и
мир
/
гл
.
ред
.
М
.
Ак
се
но
ва
;
отв
.
ред
.
т
.
Т
.
Ка
ши
ри
на
.

М
.
:
Мир
эн
цикл
.
Аван
та
+,
2007
.

687
с
.
:
ил
.

На
обл
.
но
мер
т
.
не
ука
зан
.

ISBN
987
-
5
-
98986
-
039
-
5

.
6
,
ч
.
2
)
.

ISBN
987
-
5
-
98986
-
015
-
9
.
4.
Мень
,
Алек
сандр
.
Ис
то
рия
ре
ли
гии
:
В
по
ис
ках
Пу
ти,
Ис
ти
ны
и
Жиз
ни
:
по
кн
.
про
то
и
рея
Алек
сандра
Ме
ня
:
кн
.
для
чте
ния
в
ст
.
кл
.
сред
.
шк
.
/
А
.
Мень
;
сост
.
А
.
Бо
ри
сов,
Р
.
И
.
Аль
бет
ко
ва
,
А
.
Я
.
Ан
дре
ева

др
.
]
.

М
.
:
Ми
рос
,
1994
.

183
с
.
:
ил
.

ISBN
5
-
7084
-
0094
-
3
.
5.
Пав
лов
ский,
Алек
сей
Ильич
.
По
пуляр
ный
биб
лей
ский
сло
варь
:
кн
.
для
чте
ния
/
А
.
И
.
Пав
лов
ский
.

М
.
:
Па
но
ра
-
ма,
1994
.

464
с
.

ISBN
5
-
85
-
220
-
241
-
Х
.
6.
Бах
ме
те
ва
,
Алек
сандра
Ни
ко
ла
ев
на
.
Рас
ска
зы
для
де
тей
о
зем
ной
жиз
ни
Спа
си
те
ля
и
Гос
по
да
Бо
га
на
ше
го
Иису
са
Хри
ста
/
А
.
Н
.
Бах
ме
те
ва
;
ил
.
Ва
си
лия
По
ле
но
ва
.
Еван
гель
ский
цикл
"Из
жиз
ни
Хри
ста"
.

М
.
:
Русскiй
мiръ
:
Жизнь
и
мысль
:
Моск
.
учеб
.
,
2010
.

272
с
.
:
ил
.

(Зо
ло
той
Дар)
.

ISBN
978
-
5
-
89577
-
158
-
7
.
7.
Ис
то
рия
рус
ской
жи
во
пи
си
:
в
12
т
.
Т
.
1
.
Ико
но
пись
/
Н
.
Май
о
ро
ва,
Г
.
Ско
ков
.

М
.
:
Бе
лый
го
род,
2006
.

128
с
.
:
ил
.

Указ
.:
с
.
126

127
.

ISBN
5
-
7793
-
1147
-
1
.
8.
Ис
то
рия
рус
ской
жи
во
пи
си
:
в
12
т
.
Т
.
2
.
XVIII
век
/
Н
.
Май
о
ро
ва,
Г
.
Ско
ков
.

М
.
:
Бе
лый
го
род,
2006
.

128
с
.
:
ил
.

Указ
.:
с
.
126

127
.

ISBN
5
-
7793
-
1066
-
1
.
9.
Ис
то
рия
рус
ской
жи
во
пи
си
:
в
12
т
.
Т
.
3
.
Пер
вая
по
ло
ви
на
XIX
ве
ка
/
Н
.
Май
о
ро
ва,
Г
.
Ско
ков
.

М
.
:
Бе
лый
го
род,
2006
.

128
с
.
:
ил
.

Указ
.:
с
.
126

127
.

ISBN
5
-
7793
-
1068
-
8
.
10.
Да
ни
эль,
Сер
гей
.
Рус
ская
жи
во
пись
:
меж
ду
во
сто
ком
и
за
па
дом
:
[аль
бом]
/
С
.
Да
ни
эль
.

СПб
.
:
Ав
ро
ра,
1999
.

340
с
.
:
ил
.

(На
цио
наль
ные
шко
лы
жи
во
пи
си)
.

При
меч
.:
с
.
338

339
.

ISBN
5
-
7300
-
0675
-
6
.
11.
Ва
си
лий
Пе
ров
/
[авт
.
тек
ста
Е
.
Ал
ле
но
ва
;
гл
.
ред
.
Н
.
Аста
хов]
.

М
.
:
Бе
лый
го
род,
2001
.

48
с
.
:
ил
.

(Ма
сте
ра
жи
во
пи
си)
.

Сер
.
указ
.
на
обл
.
в
кон
це
кн
.

На
обл
.
загл
.:
Пе
ров
.

ISBN
5
-
7793
-
0373
-
8
.
12.
Ва
си
лий
Су
ри
ков
/
[авт
.
тек
ста
Т
.
Ко
жев
ни
ко
ва
;
отв
.
ред
.
Н
.
На
доль
ская
]
.

М
.
:
Бе
лый
го
род,
2000
.

48
с
.
:
ил
.

На
обл
.
загл
.:
Су
ри
ков
.

Указ
.
про
из
ве
де
ний
:
с
.
48
.

ISBN
5
-
7793
-
0222
-
7
.
13.
Илья
Ре
пин
:
[аль
бом]
/
[авт
.
тек
ста
Е
.
Ал
ле
но
ва
;
отв
.
ред
.
Н
.
На
доль
ская
]
.

М
.
:
Бе
лый
го
род,
2001
,
2007
.

64
с
.
:
ил
.

ISBN
5
-
7793
-
0220
-
0
.
14.
Куд
ряв
це
ва,
Ли
дия
Сте
па
нов
на
.
Ху
дож
ни
ки
Вик
тор
и
Апол
ли
на
рий
Вас
не
цо
вы
:
по
весть
/
Л
.
С
.
Куд
ряв
це
ва
.

М
.
:
Дет
.
лит
.
,
1991
.

111
с
.
:
фо
то
ил
.

ISBN
5
-
08
-
001843
-
7
.
15.
Кол
па
ко
ва
,
Оль
га
Ва
ле
рьев
на
.
Крам
ской
:
Сказ
ка
об
упря
мом
ху
дож
ни
ке
/
О
.
В
.
Кол
па
ко
ва
.

М
.
:
Бе
лый
го
род,
[
2004
]
.

11
с
.

(Сказ
ки
о
ху
дож
ни
ках)
(Эн
цик
ло
пе
дия
ма
лы
ша)
.

Кн
.
опи
са
на
по
обл
.

Авт
.
на
обл
.
не
ука
зан
.

ISBN
5
-
7793
-
0677
-
х
.
16.
Жу
ко
ва,
Люд
ми
ла
Ми
хай
лов
на
.
Алек
сандр
Ива
нов
:
Сказ
ка
о
ху
дож
ни
ке
и
его
глав
ной
кар
тине
/
Л
.
М
.
Жу
ко
ва
.

М
.
:
Бе
-
лый
го
род,
2004
.

11
с
.

(Сказ
ки
о
ху
дож
ни
ках)
(Эн
цик
ло
пе
дия
ма
лы
ша)
.

Кн
.
опи
са
на
по
обл
.

Авт
.
на
обл
.
не
ука
зан
.

ISBN
5
-
7793
-
0512
-
9
.
17.
Аста
хо
ва,
На
та
лья
Вла
ди
ми
ров
на
.
Се
ми
рад
ский
:
сказ
ка
о
ху
дож
ни
ке
и
Кра
со
те
/
Н
.
В
.
Аста
хо
ва
.

М
.
:
Бе
лый
го
род,
2003
.

11
с
.

(Сказ
ки
о
ху
дож
ни
ках)
(Эн
цик
ло
пе
дия
ма
лы
ша)
.

ISBN
5
-
7793
-
0494
-
7
.
18.
Ива
нов,
Ан
дрей
Бо
ри
со
вич
.
Рас
ска
зы
о
рус
ских
ху
дож
ни
ках
:
кн
.
для
уча
щих
ся
ст
.
кл
.
сред
.
шк
.
/
А
.
Б
.
Ива
нов
.

М
.
:
Про
-
све
ще
ние,
1988
.

125
с
.
:
ил
.

ISBN
5
-
09
-
000950
-
3
.
19.
Ро
гин
ская,
Фри
да
Со
ло
мо
нов
на
.
Пе
ре
движ
ни
ки
:
[аль
бом]
/
Ф
.
С
.
Ро
гин
ская
.

М
.
:
Ис
кус
ство,
1993
.

183
с
.
:
ил
.

Авт
.
на
обл
.
не
ука
зан
.

Спи
сок
ил
.:
с
.
174

183
.

ISBN
5
-
210
-
02099
-
1
.

Приложенные файлы

  • pdf 39364982
    Размер файла: 5 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий