На Земле живем и мы – люди». Сначала называется природа, ее явления, животные, и последними упоминаются люди. Заспорили о том, сколько кто из них проживёт. Я буду жить долго-долго, — сказал уголь.


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте его и откройте на своем компьютере.
1


Дорогие ребята!



Мы, создатели учебника
, с большой любовью подобрали для вас кладезь
произведений писателей и поэтов югорской земли.

Стихотворения, мифы, сказания, всё это поможет вам ещё больше узнать о
нашем дивном крае и о его народе.


Какое счастье и одновременно ответственность родиться и жить на этой
богатой, древней
,

с хорошими традициями земле среди талантливых,
трудолюбивых и
мужественных людей.

Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего, поэтому нам очень
хочется, чтобы вы любили, ценили и сохранили это наследие для будущих
поколений.


А в этом вам поможет
вкладыш для семейного чтения.






2




История одной Капли

(грустная сказка о воде)

Прозрачная струйка воды бежала из незакрытого крана. Вода падала прямо
на землю и исчезала, безвозвратно впитываясь в потрескавшуюся от палящих
солнечных лучей почву.

Тяжёлая капля воды, робко выглянувшая из это
й струйки, с опаской
посмотрела вниз. В какую
-
то долю секунды у неё в голове пронеслась вся её
долгая, насыщенная событиями жизнь.

Она вспомнила, как, резвясь и играя на солнце, появилась она, Маленькая
Капелька, из несмело пробившегося из земли, юного и д
ерзкого Родника. Со
своими


сёстрами, такими же озорными Маленькими Капельками, она резвилась
среди

шепчущих им ласковые слова берёзок, среди пылающих яркими красками
цветов лугов, среди благоухающих лесных трав. Как любила Маленькая Капелька
смотреть в ч
истое высокое небо, на лёгкие, как пёрышко, облака, медленно
плывущие и отражающиеся в маленьком зеркале Родника.


Капелька вспомнила, как Родник, ставший со временем дерзким и сильным,
превратился в шумный поток и, сбивая на своём пути камни, холмики и пе
счаные
насыпи, пронёсся по низине, облюбовывая место для своего нового пристанища.


Так родилась Река, которая вилась, словно серпантин, в обход девственных
лесов и высоких гор.


И вот, став зрелой и полноводной, Река приютила в своих водах налима и
окуня, леща и судака. Резвилась в теплых её волнах мелкая рыбёшка, а хищная
Э
кология воды.

3


щука вела на неё охоту. По берегам гнездилось множество птиц: утки, дикие гуси,
лебеди
-
шипуны, серые цапли. Н
аведывались с восходом солнца на водопой
косуля и олень, гроза здешних лесов


кабан со своим выводком


был не против
отведать самой чистой и вкусной студёной воды.


Нередко на берег приходил Человек, располагался у Реки, наслаждался её
прохладой в летний

зной, любовался рассветами и закатами, дивился стройному
хору лягушек под вечер, с умилением взирал на пару лебедей, поселившихся
неподалёку у воды.

А зимой у Речки раздавался детский смех, малыши


и взрослые устроили на
Реке каток и теперь скользили по с
веркающему зеркалу льда на санках и коньках.
И где уж тут было усидеть на месте! Капельки наблюдали за ними из
-
под толщи
льда и делили вместе с людьми их радость.

Всё это было. Но было, кажется, так давно!

За столько лет Капелька многое
повидала.


Узнала
она и то, что РОДНИКИ И РЕКИ
НЕ НЕИССЯКАЕМЫ. А Человек, тот самый Человек,
который так любил бывать на берегу, наслаждаться
Рекой, пить холодную ключевую воду, этот Человек
берёт эту воду для своих нужд. Да не просто берёт, а
расходует её совсем не по
-
хозя
йски.

Вот и сейчас вода вытекала тонкой струйкой из
крана, а Капля воды, зажмурившись, отправлялась в пугающее, неизведанное
будущее.

«А есть ли у меня будущее?


с ужасом подумала Капля.


Ведь я
отправляюсь, кажется, в никуда!»





Легенда

Давным
-
давно жила Красивая девушка Анне. И не только красива она была
внешне, но добрая, и честная, и
внимательная. И любили её все в
округ. Проезжал
как
-
то по небу великий и грозный бог Торум
,

увидал он её и решил забрать с
собой. Не хотела она покидать края родные, но ничего не поделаешь, пришлось
ей уехать с ним.

4


Три года рыдала
красавица Анне, а с
неба на землю капали
её слезы,
наполняя реки
и озера. Вот так по
легенде образовались в
Югорской земле все
водоемы.



А как только дождь
пойдет, жители Севера знают, что Анне и до сих пор скучает по родным краям.


Мы ходили на рыбалку
.


Мы ходили на рыбалку,


Рыбок удили в пруду.


Витя выловил мочалку,


А Егор



сковороду.


Коля



корку мандаринки,


Саша



старые ботинки,


Мне попались две подмётки,


Боре



банка от селёдки,


А Серёжка на крючок


Пакли выудил клочок.


А Сабина и Сосо




От машины колесо.





Целый день в пруду упрямо


Рыбу мы удили зря.


Много выудили хлама,


И ни разу



пескаря.


Должен знать и помнить каждый:


Если мусор сыпать в пруд,


То в таком пруду однажды


Рыбы попросту помрут.






5




С большой любовью и трепетом коренные народы Севера относятся к
своему устному народному
творчеству. Как драгоценности

ханты

и

манси

хранят
легенды, предания, сказки,
мифы. Мифология ханты, загадки,
а также обычаи и
ритуалы
бережно передают
ся

из поколения в поколение.


«Как

сегодня


сам

относишься

к

природе,

так

завтра



будет

жить

твой

народ».


Хантыйское

высказывание
.


Легенда.


Эта история произошла давным
-
давно. Жил был один очень жадный
человек, звали его Пим. Был он очень жадный. Рыбы в сетях


мало, грибов и
ягод


мало, чум ему самый большой хотелось.



Как
-
то
раз, пошел Пим на охоту, и поймал небывалой красоты лисицу, а она
ему человеческим голосом и говорит: «Отпусти меня, добрый человек, я тебя, чем
хочешь, одарю!»

Обрадовал
ся жадный Пим и пожелал всего много, чтобы рыба в озерах
принадлежа
ла

лишь ему, и все что растет в
лесу, и на охоте, чтоб ему только зверь
попадался. И вообще вс
я

Тайга лишь ему
одному принадлежала. И как только он это
сказал, как обернулась Лисица в Хозяй
ку
Леса по имени Унт, что о
значает Тайга. И
сказала ему: «
Не бывать этому никогда!
Ведь Тайга принадлежит всем, от
маленького паучка, до большого медведя. А
человек здесь только гость, и хозяйничать
ему здесь не положено».


Но желание Унт исполнила,
превратила жадного Пима в Медведя, с тех пор
ходит Медведь и как человек на двух ногах, и как зверь на четырех.

Экологи
я леса.

6



Храм природы

Александр Кардаков

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть ещё природы
храм.

С лесами, тянущими руки
,

Навстречу солнцу и ветрам
.


Ещё дрожит камыш на голубых озёрах,

И косяки рыбёшек плавают в реке,

И восковые налитые зерна

Неслышно з
реют в малом колоске.

Он свят в

любое время суток,

Открыт для н
ас в жару и стынь,

Входи
сюда, б
удь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь!


Над спело
ю таёжной земляникой

Полночный

филин ухает из тьмы.


Неужто внуки л
ишь по красной книге

Узнают, как богаты были мы
.

Она нам не жалеет ничего
,

Даря свои бесценные дары,

И требует взамен лишь одно
го:

Чтоб люди были к ней добры.


А там
,

вдали, похоже, лес

Стеной поднялся до небес
.

Встречают сосны и березы
,

От счастья выступили слёзы


Смотрите,

там в лучах заката

Рек
а загадочно блестит
,

Уносит

воду вдаль куда
-
то
,

И ветерок слегка шумит
.


Зде
сь в зар
ослях лесных,

Где вс
ё мне с детства мило,

Где чистым воздухом

так сладостно
дышать,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех, умеющих их тайну разгадать.


Мы рубим лес.

Мы рубим лес, устраиваем свалки.

Но кто же под защиту все возьмет?

7


Пусты
ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждет?

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же


живая
!




Ханты и манси живут в гармонии с природой, это
было обусловлено их
бытом и деятельностью: охотой, рыбалкой, оленеводством, сбором дикоросов.
Поэтому особое значение в культуре этих народов приобретают
взаимоотношения человека и природы. Например, ханты и манси перед тем, как
срубить дерево, просят у не
го прощения, также никогда не бросают мусор в огонь.
Поклонение природе


характерная

черта их культуры.


В преданиях говорится:

«В бесстенном, бездверном большом мире,
бесстенном, бездверном

большом Доме, где живут наше
Солнце, наши Звезды, наша
Луна, живет и наша святая
Земля. На Земле живут деревья,
травы, цветут цветы, в лесу
живут большие и малые звери,
по Земле ползают жучки, паучки.
На Земле текут реки, живут
воды океанов и морей. В вод
е
плавают большие и маленькие
Береги свой дом!

8


рыбы. В Небе летают птицы, бабочки, комары да мошки. На Земле живем и мы


люди...».

Сначала называется природа, ее явления, животные, и последними
упоминаются люди. Это значит, что Природа в традициях, обычаях, ритуалах
стоит

на первом месте, а человек во всем ей подчинен и обязан ее почитать.

Хантыйские дети большую часть времени проводили на улице, и природа
всегда давала толчок их воображению. В ветках дерева, в кусочке меха,

в
травинке ребенок видел какой
-
то предмет. Эти к
амешки, сучки, перья, найденные
в лесу или на берегу реки, малыш превращал в игрушки и одушевлял их. Для
детских забав ханты и манси использовали глухариный или куропачий зоб. Еще
влажный зоб надували и вешали сушить. Когда зоб высыхал, в него вкладывали
д
робинки или камешки и зашивали. Получалась погремушка, в виде баранки.
Услышав звук, ребенок переставал плакать, улыбался и тянулся к ней ручками.

Береста, брусника и уголек.


(сказка)










В одном чуме жили трое


береста, ягода брусника и горящий уг
оль. Они
занимались охотой, но для этого у каждого из них было своё время. Уголь
охотился только в ясные, ветреные дни, береста выходила из чума лишь в сырую,
ненастную пору, брусника не боялась ни дождливых, ни солнечных дней.

9


Жили
-
жили они вместе и заспо
рили между собой. Заспорили о том, сколько
кто из них проживёт.

Я буду жить долго
-
долго,
-

сказал уголь.
-

Я никогда не погасну. Я огонь, и
меня все боятся.

Нет, уголь, ты скоро умрёшь,
-

сказала береста.
-

Я крепче тебя и брусники. Я
переживу вас обоих.

Нет, береста, ты меня не переживёшь,
-

сказала брусника.
-

Я никогда не
умру. Я не боюсь того, чего боитесь вы с углем.

Поспорили и притихли. Настал солнечный день. Уголь и брусника ушли на
охоту, береста осталась в чуме, чтобы дождаться дождливой поры.

Уг
оль ушёл далеко в лес. Вдруг на небе собралась чёрная туча.

Уголь испугался и побежал в чум. Но из тучи хлынул дождь и залил уголь.

Брусника вернулась с охоты и говорит бересте:

-

Уголь
-
то пропал. Тоже хвалился!

Дождь лил и на другой день. Береста
поглядела на небо и сказала:

Дождя я не боюсь, пойду на охоту.

И я не боюсь,
-

сказала брусника.
-

Я тоже пойду с тобой.

Пошли. Ушли далеко в лес. Дождь начал стихать. Брусника посмотрела
кругом и говорит бересте:

Вёдро будет.

Береста испугалась, побежала
в чум. Вдруг появилось солнце, стало жарко
-
жарко. Береста свернулась и умерла.

Хвастунья!
-

сказала брусника, вернулась в чум и стала жить одна.

Был жаркий день. Брусника пошла на охоту. Вдруг появилась в небе туча.
Брусника посмотрела
на тучу,

и сама себе

говорит:

10


-

Что мне туча? Ни дождя, ни ветра я не боюсь. Пусть льёт дождь.

Из тучи повалил крупный град и подавил бруснику.

Вопросы для обсуждения

1.

Встречали ли вы в прочитанных ранее сказках героев, подобных этим?

2.

Почему все три персонажа сказки погибают?

3.

Чему учит эта сказка?

«Как ворон землю мерил»


На болотной кочке старуха со стариком жили. У старика белый ворон был.
Земли всего лишь островок маленький; только юрточку

поставить, а кругом вода.
На месте земля не стояла: северный ветер подует, к южному морю ее погонит, с
юга ветер поднимется, землю на север несет.

Старик из юрты своей не выходит, какая
-
такая земля есть, не знает. Белого
ворона однажды посылает:



Земл
ю к
ругом облети, хочу знать, на
много ли она выросла.

Ворон полетел и вскоре вернулся. За то время, что летал он,

котел рыбы
сварить можно было
.

Такой земля стала.

Жили, жили, опять посыла
ет старик ворона посмотреть, на
сколько земля
выросла. Ворон землю всю


облетел, через
три дня лишь вернулся. Такой земля стала.

Еще сколько
-
то времени прошло.
Старик ворону говорит:



Землю кругом облети, хочу знать, на
много ли еще выросла.

Улетел ворон. Зиму прожили, и вторая
зима прошла, ворон все не возвращается.

Старик и

ждать перестал:



Погиб где
-
нибудь ворон.

На третий год видит старик, летит какая
-
то черная птица. Это белый ворон
почерневшим прилетел.

11




Ну, где же ты летал?



Я три зимы, три лета летал, насилу землю окружил. Ни одной речки, ни
одного озера не пропусти
л.



Пока летал, что
-
то сделал; почему почернел?



Что сделал? Человек какой
-
то умер, я его съел. Оттого и почернел.



Человека если съел, уходи прочь. Отныне ты сам зверей убивать, рыбу
добывать н
е

сможешь. Человек когда зверя убьет, там кровь подбирать с
танешь,
а ничего не найдешь, голодным будешь.

Ворон улетел. Так и поныне живет.








Красная книга является официальным документом, в
который заносится информация о состоянии животных,
растений и грибов, обитающих или произрастающих в Югре.
Она содержит списки редких, находящихся под угрозой
исчезновения и нуждающихся в особом внимании в
идов, а
также перечень объектов животного и растительного мира,
исчезнувших с территории округа.


Страницы Красной книги разноцветные. Это сделано не
для украшения. По тому, на странице какого цвета содержится информация о
данном животном, можно сразу опре
делить, в каком положении оно находится.

1.

на красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой
исчезновения;

2.

на жёлтых


уязвимые виды;

3.

на белых


сведения о видах, численность которых всегда была невелика;


4.

на серых



сведения о малоизученных видах, а места их обитания
труднодоступны или точно не установлены;

5.

на зелёных


сведения о восстановленных видах и находящихся вне
опасности;

Экологическая прогулка по заповедникам Югры

12


6.

на чёрных


виды
,

исчезнувшие с Земли.


Растительный мир богат деревьями разных пород, особенно хвойных: это
кедр, сосна, ель, лиственница, пихта. Кедр


священное дерево ханты и манси,
которому приносят дары.

Леса в Югре называют


тайга. Лес из сосен


сосняк. Из кедра


кедрач, из
елей


ель
ник, из пихты


пихтач. Вот такие интересные названия.


Загадки:

Вроде сосен, вроде
ё
лок,

Но зимою без иголок.



Никто е
ё

не пугает,

А она вся дрожит.


Весною зеленела,

Летом загорала,


Осенью надела

Красные кораллы.


У меня длинней иголки,

Чем у
ё
лки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Кудри в речку опустила

И о ч
ё
м
-
то загрустила,

А о ч
ё
м она грустит,

Никому не говорит.


Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьё
т,

А в иголках круглый год.




13



С
колько живет разных и интересных животных! Чтобы узнать, какие
животные живут в Югре, предлагаю вам отгадать загадки.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога, раскинув широко.

В гору прыжком, с горы кувырком.



Всю ночь летает


мышей добывает.

А станет светло


спать летит в дупло
.


Это кто, с высоких сосен,

В ребятишек шишку бросил?

Кто зимой холодной,

Ходит злой, голодный?

Он
хозяин леса строгий,

Любит спать в своей берлоге.

Страшно может зареветь.

Кто, скажите, он?

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чѐрненькая шапочка

И полоска шарфика.


Чѐрный жилет, красный берет,

Нос


как

топор, хвост


как

упор.







Животные и растения нашего округа
,

находящиеся на грани
исчезновения.

Западносибирский речной бобр.


Самый крупный грызун фауны ХМАО. Средний вес взрослого бобра в летне
-
осенний период составляет около 19 кг, средняя длина тел
а


106

см, в том числе
голова около 16 см, туловище 65 см, хвост 25 см, его ширина

13 см.

14


Туловище имеет обтекаемую форму, его
задняя часть расширена. Голова с маленькими
ушами округлая, с притупленной передней частью
морды.


Во внешнем облике выделяются парные
резцы оранжевого цвета и широкий плоский хвост,
покрытый многочисленными роговыми щитками.
Задние лапы вдвое длиннее и массивнее передних, с плавательными
перепонками между пальцев. Длина задней ступни взрослого бобра о
коло 16 см.
Окрас меха от светло
-
бурых до бурых тонов.

Беркут


самый крупный орел,
хищная птица. По
-
английски его
название звучит как «золотой орёл».
Охотится на лис, зайцев, детёнышей
оленей, грызунов и некоторых птиц.
Острое зрение позволяет видеть зай
ца
на расстоянии 2 км. Самка
откладывает два яйца, но чаще всего
выживает только один птенец. Издает
звук напоминающий собачий лай



«кьяк
-
кьяк
-
к
ьяк
».

Красотка


блестящая.

Длина тела


до 50 мм,
размах крыльев


до 70 мм. Тело блестящее, от
золотисто
-
зелёного у самок до синеватого у самцов.
Летают медленно, только вблизи воды, часто
присаживаются на листья. Личинки живут в
ручьях и реках с небольшим течением и в
стоящих водоемах с чистой водой.

Башмачок капельный
. Стебель
высотой от 10
-
30

см
, железисто
-
волосистый.
Листьев 2 (редко 3),

листья сидячие, 5
-
10

см
15


длиной, 3
-
4

см шириной. Цветки одиночные, крупные, формой похожи на
башмачок.

Мак югорски
й
. Редкий
, малочисленный в природе. Многолетнее растение.
Листья 4
-
12 см длиной, на длинных
тонких черешках, с 3
-
4 парами
цельнокрайных или слабо
надрезанных сегментов. Цветоносы
многочисленные, 10
-
30 см высотой.
Лепестки сернисто
-
желтые.



Причины исчезновения рас
тительного и животного мира:

1.

браконьерство;

2.

освоение людьми обширных территорий округа, загрязнение тысячи
гектаров земли, водоёмов;

3.

лесные пожары и вырубка лесов;

4.

осушение болот;

5.

строительство автомобильных дорог.


О человек! С природою борясь

И удивляя мир своей борьбою,

Не преврати его в немую грязь,

Где лишь слепые тропы за тобою.



А. Тарханов.


Легенда о происхождении медведя

Жила
-
была женщина, у нее был сын, воспитывала она его без отца.
Однажды собрались мальчишки играть. Через некоторое время они стали
16


сторониться, даже бояться сына этой женщины. Мальчик сначала недоумевал, но,
посмотрев на себя, чуть не заплакал: руки мохна
тые, покрытые шерстью.


Пальцы, оказывается, превратились в большие, длинные когти. Тело тоже
стало мохнатым. Подойдёт к одному дому, к другому


собаки лают,
набрасываются на него. И он вынужден был уйти в лес.


Мать мальчика взяла в руки русскую шапку и
ремень, покрытый
серебряными пуговицами, и пошла вслед за сыном в лес. Идёт и уговаривает его:
«Сыночек, сыночек, не уходи, не покидай меня. Прежде я тебя не для того
растила с большим трудом, чтобы ты покидал меня». Сын очень рассердился на
мать и сказал:

«Оставь меня в покое, уходи, а то вернусь, разорву тебя на куски».


И все же потом он сжалился над матерью, повернулся и подошёл к ней.
Мать обняла его, поцеловала, надела ему на голову русскую шапку, ремень с
серебром, что взяла с собой, и сказала: «Эта
русская шапка и этот серебром
украшенный ремень пусть будут для тебя священными. Женщина к ним не должна
прикасаться. Пусть одна твоя половина тела будет принадлежать мужчине».
Сказав это, она, мать, снова обняла его, поцеловала, и отпустила сына. В лесу
с
ын постепенно превратился в медведя. До сих пор люди придерживаются
заповеди женщины из легенды.

Если убьют в лесу медведя, в первую очередь
,

отделяют от тела священную
его шапку, «рас
стёгивают» священный ремень, т.
е. делают разрез шкуры у пупка.
Привозят медведя домой, женщины подходят целовать медведя с правой
стороны, а мужчины целуют его с левой, сердечной, мужской.

Охотники говорят, что освежеванный медведь походит на голое тело
человека, у него лишь конечност
и короче. И повадками медведь походит на
человека. Например, начнут донимать медведя комары, соберёт он трухлявые
гнилушки, сложит их в кучку, на солнце они начинают дымиться, и комары
перестают донимать. Охотники видели даже
плачущего от бессилия медведя.

Или найдёт в
лесу расщепленный пень, начнёт играть,
забавляться дрожащим звуком, словно он
человек.

17



Манси верят, что медведь произошёл от человека, поэтому называют
«младшим братиком». Если они встретятся в лесу с медведем, обязательно
нужно сказать: «Ка
кое корыто ты с костями поставил тут?

Поэтому ты идёшь ко
мне навстречу?» Медведь напугается и убежит прочь, якобы он понимает
человеческую речь.





Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее


богатство или
слава?» Он о
тветил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее
больного короля».

А другой предупреждал: «Мы замечаем, что самое ценное для нас


это
здоровье, только когда его у нас уже нет».

Прислушайтесь к словам мудрецов и твердо запомните, что надежн
ее всех о
своем здоровье можешь позаботиться только ты сам.


Чтобы быть всегда здоровым,

Бодрым, стройным и веселым,

Дать совет я вам готов,

Как прожить без докторов.

Надо кушать помидоры,

Фрукты,
овощи, лимоны,

Кашу


утром, суп


в обед,

А на ужин


винегрет.

Надо спортом заниматься,

Умываться, закаляться,

Лыжным бегом увлекаться

И почаще улыбаться.

Ну а если свой обед

Ты начнешь с кулька конфет.

Жвачкой импортной закусишь,

Шоколадом подсластишь,

А потом на целый вечер

К телевизору засядешь

И посмотришь по порядку

Сериалов череду,

То тогда наверняка

Ваши спутники всегда


Близорукость, бледный вид

И неважный аппетит.


Экологи
я питания.

18





(по Я. Трахтману)


В столовой за одним столом сидели мальчик и пожилой человек


ученый.
Мальчик торопился на футбольный матч и поэтому ел очень быстро. Старичок
укоризненно посмотрел на своего соседа.

-

Хотел бы я знать, что ты се
йчас делаешь?


обратился он к мальчику.


Тот удивился.

-

Разве вы не видите? Я ем кашу.

-

Но ведь ты совсем ее
не пережевываешь!

Мальчику стало смешно.

-

А зачем я ее буду
жевать


она и так жидкая.

-

Пусть жидкая. Жевать
пищу надо не только для того,

чтобы из твердой ее сделать жидкой. Всякая пища
нуждается в обработке. Во рту у нас пища обрабатывается слюной, с которой
смешивается во время жевания. Если пища, наскоро проглоченная и не
обработанная слюной, попадает в желудок, а потом в кишки, то пищев
арительные
соки, которые там выделяются, не смогут ее полностью переварить. Большая
часть пищи выбрасывается тогда из организма. Половина твоей каши сегодня
тоже пропала зря.

Мальчик смущенно молчал.

-

Запомни, что кусочек черного хлеба, хорошо прожеванный
, может дать
человеку больше питания, чем целый обед, съеденный без толку.




Как надо есть.

19





Кукушка.

(
сказка северных народов)









Вот что было.

Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети
матери.
Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Вернутся к себе в чум, целые
сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши.
Трудно было матери.

Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не
помогали.

От ж
изни такой, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт,
просит:

-

Детки, воды мне дайте... Пересохло у меня горло. Принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит:


-

Я без пимов.

Другой

говорит:


-

Я без шапки.

Экологи
я семейных отношений.

20


Третий говорит:


-

Я без одёжи.

А четвёртый и совсем не отвечает.


Сказала тогда мать:


-

Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во
рту. Пить хочу!..

Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играл
и, в чум к матери не
заглядывали.

Наконец захотел старший есть


заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума
стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать
доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим станов
ится.
Напёрсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли.

Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

Закричал старший сын:


-

Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей!

Тут побежали дети за матерью, кричат ей:


-

Мама, мы тебе водички
принесли!

Отвечает им мать:


-

Ку
-
ку, ку
-
ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным
водам лечу я...

Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают.

Меньшой сынок кричит:


-

Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, м
ама!

Отвечает мать издали:


-

Ку
-
ку, ку
-
ку, ку
-
ку! Поздно, сынок, не вернусь я...

Так бежали за матерью дети много дней и ночей


по

камням, по болотам, по
кочкам.

21


Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется.

Навсегда бросила детей

мать
-
кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не
растит сама своих детей.

А по тундре с той самой поры красный мох стелется.

Вопросы для обсуждения

1.

В кого превратилась мать?

2.

Почему кукушка не воспитывает птенцов?


3.

Чему нас с вами учит эта сказка?






Люди существуют друг для друга.

Марк Аврелий


Мы разные


в этом наше

богатство. Мы вместе


в этом наша сила.


Вопрос мира и согласия волнует человечество


с давних пор, не зря
существует мудрая легенда.

Жил на берегу
моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не
было на всём белом свете.

И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:



Кто там?

За дверью ему ответили:



Это твоё богатство.

Но старец ответил:



Когда
-
то я был сказочно
богат, но это не принесло мне никакого счастья.

И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.



Кто там?


спросил он.

Экология взаимоотношений

22




Это твоя любовь!


услышал он
ответ.

Но старец сказал:



Я был любим, и сам любил
безумно, но это мне не принесл
о
счастья!


и опять не открыл дверь.

На третий день к нему снова
постучали.



Кто там?


спросил старик.



Это твоя дружба!


услышал он
в ответ. Старец улыбнулся и открыл
дверь:



Друзьям я всегда рад.

Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и

любовь, и богатство.
И старец сказал:



Но ведь я пригласил только дружбу!

На это вошедшие ответили ему:



Ты столько лет прожил на земле, и до сих пор не понял одну простую
истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!

«Терпением мы мож
ем добиться больше, чем силой»

(Э. Берн)

«Каждая нетерпимость есть знак слабости»
(
Н. Рерих)




«Так чудесно будет жить».

На огромной на планете


Очень разные есть дети:

Тихие и шумные,

Глупые и умные,

Есть худые, есть толстушки,

Молчуны и
хохотушки.

Кто
-
то ростом невелик,


Кто
-
то слабый ученик.

У одних
-

большие ушки,

У других
-

кругом веснушки.

Кто
-

то рыж, а кто
-
то бел,

Кто
-
то в играх неумел.

Ни над кем нельзя смеяться,


Никого нельзя дразнить.

Нужно очень постараться,

Словно братьев все
х любить.

И тогда на белом свете

Так чудесно будет жить!

23


Экология слова





Главные хранители народной мудрости


певцы

и сказители.


Это

были широко известные люди, знающие наизусть множество легенд,
преданий, сказок и загадок своего народа и владеющие секретами
исполнительского мастерства. Их ценили и почитали. Любители сказок приезжали
к ним из далёких деревень, больших и малых, специаль
но, чтобы послушать их.
Долгими зимними вечерами, порой до самого рассвета, шёл своеобразный
спектакль.



Уснуть было невозможно: так захватывали слушателя сюжеты, увлекала
сочная, образная речь сказителя. Кроме того, по традиции, события в мансийских
сказ
ках излагаются не как давно прошедшие, а как происходящие сегодня, сейчас,
что позволяет присутствующим ощутить себя участниками или, по крайней мере,
очевидцами действа.

Основные жанры мансийского фольклора


это

мифы, предания, героические
песни, сказки
, рассказы, медвежьи песни, лирические песни.

Тематика сказок
самая
разнообразная
, но в каждой из них отражена жизнь народа,
вырабатываемая веками мудрость народа, воплощены его мечты и чаяния.





Устраивали

вечера сказок только зимой, приблизительно с середины
ноября и до середины марта. В это врем
я

стоят сильные морозы, женщины, дети
и старики находятся дома. Haдo же было как
-
то скоротать время в долгие зимние
вечера! Издавна на исходе дня манси собирались
вместе в определённом доме. В
каждом селении были такие дома. Женщины шили, плели из бисера, сучили нитки
из сухожилий оленя.





Коптил найсан, и звучали сказки. Атмосфера на этих
собраниях

была очень
тёплой и непринуждённой. На таких посиделках обязатель
но присутствовали
дети. Они никогда не мешали матерям, не плакали, не прыгали и не кричали, а
усаживались как можно ближе ко взрослым и попадали в прекрасный мир сказок.
Было принято рассказывать сначала детские сказки, затем сказки для взрослых.






Сказки нельзя было рассказывать весной, с того момента, когда прилетала

24













первая ворона, летом и осенью, до тех пор, пока вороны не улетят на зимовку из
тех мест, где живут манси. Существовало поверье: если кто
-
либо нарушит этот
запрет, то голова его покроется паршой. Говорили: «Ворона нагадит ему на
голову». Дело, конечно же, н
е в вороне, а в том, что весной, когда приходит тепло
и дни становятся всё длиннее и длиннее, начинаются весенние работы и не время
слушать сказки.

Известно, однако, что люди по своей природе противятся всяческим
запретам и ограничениям. И для того, чтобы

заставить их отказаться от
развлечений, мудрые манси придумали непослушному строгое
наказание
.
Покроется голова паршой


не

будет на ней волос. А волосы у манси считались
священным даром. И люди всерьёз верили таким, казалось бы, невероятным
запретам и
ог
раничениям
.

Песни и загадки можно было слушать в течение всего года, ведь малые по
объёму жанры не отнимают у тружеников много времени. Напротив, они
поднимают настроение, отвлекают людей от мыслей о тяжести повседневного
труда.

Короткие детские сказочки
тоже можно было рассказывать круглый год.

Хантыйские и мансийские сказки посвящены самым различным событиям.


В них отражена жизнь народа со всеми ее радостями и горестями,
мудростью и оплошностями, показано умение жить в согласии с природой.


Уроки, котор
ые несут в себе сказки коренных народов, воистину ценны в
современном мире: будь милостив ко всему живому, бери у природы лишь самое
необходимое; чти заветы предков, трудись в поте лица, не отступай перед
25


трудностями; не совершай дурных поступков. Даже сло
во «воспитание» носит
иной смысл в культуре этих народов: оно значит «трамбовать» душу, сердце,
тело.

Хипс
-
випс

Мария Вагатова


В бездверном, в бесстенном

большом Доме, где живёт наше Солнце, светит
наша Луна, искрятся наши Звёзды, живет и наша родная Земля. Не мы
одни,

только люди, живём на
ней. С нами живут, ты знаешь дер
евья, травы, цветы. В
лесах бегают, живут звери большие и малые. На небе летают птицы
, бабочки, по
Земле ползают жучки и паучки


На Земле


океаны, моря, озёра по Земле текут
реки, речки и ручейки… В этих в
одах живут, плавают рыбки. Вода


это их дом.

Жизнь на Земле, как и вода, течёт быстро. Тысячи и тысячи лет позади, ушло
очень много п
околений людей, но они оставили нам самое ценное


традиции,
обычаи, корни жизни, сказки,
легенды, песни, танцы. Всё это
передаётся из одного
поколения в другое как
великая ценность, без чего
нельзя, даже невозможно жить
дальше.

Каждая бабушка, каждый
деду
шка знают всё это и
рассказывают детям, внукам и
правнукам, вливают в их души добрые силы, наполняют их сердца ценностями,
накопленными на Земле
,

учат беречь Землю и Жизнь.

Да, это так. Нельзя без надобности рубить деревья, топтать траву, рвать
цветы.

Нел
ьзя убивать зверей, птиц, букашек, жучков. Пусть на Земле с нами живут
комары, мошки, бабочки, мухи… Они тоже хотят жить, их тоже Бог создал. Да это
всё так! А где сказка?

Вот и сказка.



26


«Гордый олень»

Мансийская сказка


Есть у манси на Северном Урале любимое озеро


Ватка
-
Тур. Недалеко от него
жил охотник Захар со своей семьёй. Был он трудолюбив, целыми днями ходил по
тайге, охотился. Знал повадки каждого зверя, умел выслеживать хитрую лису,
находить зимой медвежьи берлог
и, ловить сохатого. Только оленей никогда не
ловил


жалел их Захар.

Однажды летом пошёл Захар на озеро проверить поставленные им сети. Тихо на
озере. Только и слышно, как рыба плеснёт или как утка вспорхнёт… Вдруг видит:
недалеко от него стоит красавец ол
ень. Засмотрелся на него охотник


весло из
рук выпало, а олень встрепенулся, замер на миг, потом гордо поднял голову с
сереньким пятнышком на лбу и убежал прочь.

Прошло лето. Пришла и ушла осень. Наступила зима. А зима на Урале суровая да
снежная. Трудно
Захару с семьёй жить стало. Юрта совсем худая, и на охоте
удачи нет.

Пошёл Захар в лес. День идёт, другой, из сил выбивается, а на след зверя
набрести не может. Вышел к болоту и видит: на краю болота стадо оленей
пасётся и среди них тот, с сереньким пятныш
ком на лбу.

Стал Захар потихоньку подползать к оленям. Вот уже совсем близко подполз.
Быть бы ему с добычей, да дрогнуло сердце у охотника, жалко стало оленя
убивать. Олени почуяли, что человек близко, и умчались.

Только хотел Захар повернуть обратно, вдру
г видит: прямо к нему, опустив
голову, идёт большой и сильный олень. Испугался Захар, а олень остановился
около него и сказал человечьим голосом:



Здравствуй, Захар! Давно я тебя знаю. Вижу, как ты трудишься, бродишь по
тайге, а удачи тебе нет.

Захар отве
чает:



Спасибо, гордый олень, что добрым словом меня согрел.

27




Будь завтра снова на этом месте,


проговорил олень и, высоко подняв
голову, убежал.

На другой день, только показался первый луч солнца, Захар пошёл на болото.
Красавец олень уже ждал его.



Я

буду твоим другом и помощником,


сказал он.


Садись на меня!

Быстро мчался олень по тайге. Сколько было радости и удивления, когда Захар
вернулся домой!

Легче стало жить Захару: освободил его олень от самых трудных работ. Все
привыкли к доброму оленю. И

решил охотник отблагодарить его за доброту.
Вечерами сидели они всей семьёй и вытачивали, отделывали каждую веточку


делали оленю такие рога, каких ни у кого нет. И вот рога готовы


крепкие,
ветвистые, красивые!

Весной, когда начал таять снег, запряг За
хар оленя и посадил всю семью на
нарты.



Поехали!


крикнул Захар.

И они помчались по бескрайней тайге.

Вот и озеро Ватка
-
Тур. Захар освободил
оленя из упряжки и вывел к тому месту,
где впервые увидел его. Старший сын
Захара принёс приготовленные для оле
ня
рога.



Это тебе, дорогой олень!


сказал
Захар.

Олень гордо качнул головой с новыми
рогами. Прошёлся по берегу озера, копнул
острым рогом землю.



Спасибо тебе, олень, за помощь,


ска
зал Захар.


Иди на свободу.

28




И тебе спасибо, человек! С такими ро
гами мне и волк не страшен!


сказал
олень и, встряхнув на прощанье красивыми рогами, скрылся в лесу.

С той давней поры все олени носят рога и дружат с человеком.

Пословица народов ханты.

Дети быстро растут


вот уже лесные звери им ножки подарили, а птицы, что
с юга вернулись, на крыльях им язык принесли.

Дорога у людей, как у реки: без конца.

Зло с добром всегда воюет, как волк с оленем.

Не бойся стрелы, бойся плохого слова.


Загадки народов ханты и манси.


Стройны, быстрый,

Рога ветвисты

Посеется весь день

Кто же это?




Посмотрите


ка какая:

Вся горит как золотая,

Ходит в шубке дорогой

Хвост пушистый и большой

На увертки мастерица,

А зовут ее
….


29


Сама мала, шубка пышна

В дупле живет, орехи грызет.















Летом бродит без дороги,

Между сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге

От мороза, пряча нос.




























Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шубка серая для лета,

Для зимы


другого
ц
вета
.













Притча
пр
о
карася
.

А. Тарханов

Золотой карасик бьётся

В липкой сети рыбака.

Может быть, она порвётся?

Может быть. Но
сеть крепка.

Ячею порвать не хочет

По соседству жирный язь.

«Мне волна уйти поможет»,



Говорит, не шевелясь.

Щука


яростная сила,

Словно буря, пронеслась.

И ленивца проглотила.

Но решил спастись карась.

Он от щуки увернулся,

Медлить было бы смешно,

Сеть порвал и... улыбнулся

И, как слиток, пал на дно.

Он до сей поры живёт,

Долгожителем слывёт.

30



Снега летят.

А.

Т
арханов

Снега летят.

Растут сугробы,

А кое
-
где и терема.

Уютно зайцу под снегами,

Смежил глаза. Теплынь и тьма.

Метелью филин недоволен,



Ни крикнуть, ни захохотать.

От частых злых пощёчин ветра

П
риходится моргать, чихать.



Не спится белке любопытной,

Нет
-
нет и шмыгнет из дупла.

И верещит она ехидно,

И хвост в работе, как метла.

Ель и густа, и величава.

Средь веток


спальня снегиря.

Он слушает концерт метели.

Он слушает, печаль тая,

Он ищет звуки для себя.


Чудеса



А.

Тарханов

Чудеса живут кругом



Ёжик дружит с барсуком.

Вместе ходят на охоту,

Носят в дом еду и воду.

Чудеса живут кругом



Ёрш дерётся с карасём.

Ставит в угол их за драку

Кто же?..

Щука
-
забияка.

Чудеса живут кругом



Лось беседует с орлом.

Ворон на сосне притих,

Он подслушивает их.

Сколько же всего чудес

У тебя, скажи нам, лес?


Лесное царство

О.

Григорьева

И, несмотря на выдумки прогресса,

Волнует всех рассветная пора

И светлая незащищенность леса.

31


Ему, как другу, руку протяни,

И он тебе ответит, словно другу,

Когда зачтешь в число своей родни

И муравья
, и малую пичугу.

Слепое всемогущество оставь.

Давно ль заботой землю окружили?

Пойми язык лесных цветов и трав.

Мы все живые, значит
-
не чужие.

…И прыгнет белка прямо на плечо,

Не ведая обмана и коварства.

Что защитит лесное это царство?

Наверно, доброта.

А что еще…



Приключения сибирского комара

Шутка


Один
-
единственный комар

Мне встретился в Москве.


«Ты как, земляк, сюда попал?»
-


Мелькнуло в голове.


И вдруг комар заговорил,


Тоскуя на окне:


«Ведь я в Ханты
-
Мансийске жил,

В родимой стороне.

Я в твой холодный чемодан

По глупости попал.


Теперь кругом и шум, и гам,

Признаться, я устал.


Да и народ, скажу тебе,

До крайности пуглив.

С минуту я кружил в толпе,

В Москве мне
жизни нет.

Клянусь:
отныне
земляков

Не буду обижать».


Ну, коли так,

Тогда готов


Оказию сыскать.

И вот уже комар сидит

В бауле земляка,

В Ханты
-
Мансийск комар летит,

Дорога далек
а.

Он снова дома.

Лес в росе,

И травы на стерне.

32



Остался чудом жив.

Уж ты меня
не обижай,

Таежник и поэт,

Верни мне мой болотный рай,

Он снова дома

И, как все,

Готовится к зиме

«СОЛНЦЕ И ЛУНА»

Легенда.

В очень далекие времена, жили
-
были брат и
сестра. Брата звали Хейро,

что означает Солнце, а
сестру


Иде
, что означает Луна. Попросил как
-
то
Хейро, свою
сестру за огнем в чуме посмотреть, чтоб
он не погас, и отправился на охоту. Осталась Иде
одна дома и уснула, а когда проснулась, огонь уже
истлел. Испугалась бедная Иде, и побежала огонь
просить у великого
бога огня Сингэ. Но не любил он
ленивых людей, и решил наказать Иде, сказав, что
она вечно будет искать своего брата Хейро, а он
будет искать её


Иде. С тех давних пор, только Херо (Солнце) взойдет на небо,
как Иде (Луна) спускается на землю, чтобы брата
искать, а как только Иде (Луна)
восходит на небосклон, так Хейро (Солнце) спускается на землю, чтоб искать
сестру.

С тех давних пор, не могут они встретиться.

ЗАПРЕТ

Хантыйская сказка

Уплыла мать на обласке в русскую деревню за покупками. А отец поехал
траву глядеть


не пора ли покосничать. Велели детям домовничать. Брат с
сестрой целый день в Оби купались. К вечеру посинели от купанья, зуб на зуб не
попадает. Затопил мальчик уличную печку возле дома. Сидят, греются.
-

Пойдём,
проневодим напротив избы,
-

зовёт брат сестру.


Свежей рыбы на ужин добудем.
33


А то чем родителей встретим? Девочке неохота от печки уходить. Она вспомнила
старую сказку и выдумал
а отговорку:
-

В нашем роду женщинам не позволяется у
домашнего берега рыбачить! Позвал мальчик соседских детей. Совсем немного
протащили невод
-
бредень и добыли щук. Разделил маленький рыбак улов
поровну всем. Свою долю домой несет.
-

Сестрица, выпотроши р
ыбу. Я по воду
сбегаю. У ленивой девочки ответ готов:
-

Родовой запрет, братец! Наша мать
говорила, а ей дома сказывали: в её роду женщины к щуке не касаются. Поставил
мальчик на печурку котёл с водой. Сам рыбу принялся чистить и на куски резать.
Мелких щу
чек


щуругай, потроха да рыбьи хвосты в собачьем котелке над
костром варить подвесил, чтобы лайкам еда готова была не позже, чем людям.
Такой у северян обычай! Наварил мальчик щучьей ухи полон котёл! Тут и отец
вернулся. Увидал он


собаки сыты, похвалил
детей:
-

Хорошие хозяева


мои
сын и дочь! Мальчик помалкивает. Собрал ужин на летнем столике. Рыбу в чуман
выложил,

а уху
в двух кружках подал.
Поглядел отец, дочка губы надула, ворошит
в дымокуре прутом и не встает.
-

Что же ты про сестру забыл?


спр
ашивает отец.
Засмеялся мальчик:
-

Сестрица сказала, ей нельзя щуку ловить и чистить. А уж
кушать щуку, пожалуй, вовсе грех?



Приложенные файлы

  • pdf 45298127
    Размер файла: 2 MB Загрузок: 0

Добавить комментарий